Слайд 1
Пасхальная открытка своими руками
(Разновидности)
Слайд 2История пасхальных открыток
В дореволюционной России существовала добрая традиция —
обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи.
Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.
Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.
Слайд 3В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку
открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.
Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.
Слайд 4В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар»,
«Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.
Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.
Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.
Слайд 5Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным
открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».
Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.
Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.
Слайд 6Пасхальная открытка с использованием макарон и круп
Материалы:
Белый картон, вырезанный в виде
яйца.
Макароны различных видов, окрашенные пищевыми красителями
Клей-пистолет
Ножницы
Карандаш
Время работы : 45 мин.
Слайд 7Пасхальная открытка с использованием лент
Материалы:
Белый картон, вырезанный в виде яйца.
Ленточки
Ножницы
Клеевой пистолет
Время
работы : 45 мин.
Слайд 8Пасхальная открытка с использованием пластелина
Материалы:
Белый картон, вырезанный в виде яйца.
Пластилин различных
цветов
Стек
Бусинки
Ножницы
Карандаш
Время работы : 45 мин.
Слайд 9Пасхальная открытка с использованием аракала и верёвочек
Материалы:
Белый картон, вырезанный в
виде яйца.
Аракал различных цветов
Веревочки
Ленточки
Ножницы
Клеевой пистолет
Время работы : 45 мин.
Слайд 10Пасхальная открытка
(Акварель)
Материалы:
Белый картон,
Акварель различных цветов
Кисти (1,2,3, синтетика)
Карандаш
Ластик
Баночка для воды
Время работы
: 1 ч. 45 мин.
Слайд 11Пасхальная открытка в технике Квиллинг
Материалы:
Цветной картон,
Цветная двухсторонняя бумага Карандаш
Карандаш
Линейка
Ножницы
Клеевой пистолет
Время работы
: 45 мин.