Слайд 1
«Требования к учителю
в разные исторические эпохи»
Разработала педагог
I квалификационной категории
МАУ ДО
«ЦЭВД» Радуга»
Красноперова Анна Васильевна
Слайд 2В настоящее время существует понятие «Профессиональный стандарт учителя», который включает в
себя ряд требований и педагогических компетенций, предъявляемых к современному педагогу.
А что же было раньше?
Сегодня мы поговорим о требованиях, предъявляемых к учителю в разные исторические эпохи.
Слайд 3Учителя в первобытном обществе – старички лет 20-25, они уже не
могли охотиться (болят руки, ноги, выбит глаз), вынужденно оставались у костра на стойбище становились рассказчиками и учителями для юных: учили их правилам ТБ на охоте, в лесу, в поле, подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки.
Слайд 4Учитель в первобытном обществе
Слайд 7
Слово «педагог» родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребенка».
Но называли так не учителя, а раба, который уводил ребенка в школу и приводил обратно. Обычно в педагоги выбирали рабов, не пригодных ни для какой другой работы, но отличавшихся верностью дому.
Далее появился термин «педагогика» – вести ребенка по жизни.
Слайд 9Древний философ Демокрит считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами:
«Хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – ее часть, «микрокосмос».
Слайд 13В средневековом христианском обществе имело целью – формирование людей для служения
христианскому идеалу.
Средневековая школа – это начальное образование при монастыре. Учитель – некто приближенный к Богу, часть неземного мира, монахи, священники. Учителей боялись, уважали, чтили.
Образ идеальной личности – любящая, почитающая Бога, а также человек, который ценит своего ближнего.
Слайд 16Учитель эпохи Возрождения
Педагогический идеал – рыцарское воспитание, овладение различными умениями и
навыками, широкой культурой и высокой нравственности.
Эпоха Возрождения поставила человека в центр мироздания.
Слайд 19 Эпоха Просвещения
Представители эпохи просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци) сформулировали требования к
нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум.
Слайд 21Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в
нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.
Слайд 23В разные исторические периоды изменялись функции учителя, а к его личности
предъявлялись все новые требования. Известные педагоги (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя, как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса.
Слайд 25Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать
для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками.
Слайд 27Требования к учителю в разные
исторические эпохи
Слайд 30Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ и требования к учителю, опыт,
который для нас
важен и ценен.
Слайд 31Взгляды на воспитание и образование человека постоянно менялись и эволюционировали. В
основном складывались из идеологии в обществе каждой исторической эпохи.