Слайд 1Технология разработки
и оформления
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Тимошенко Юлия Сергеевна,
методист
МАУ ДО «Центр дополнительного образования»
города Гурьевска
Слайд 2Основополагающие документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Закон Российской Федерации
«Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Слайд 3Классификация образовательных программ
Типовые
Модифицированные
Примерные
Экспериментальные
Адаптированные
Авторские
Слайд 4Структура и содержание
образовательных программ
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Оценочные материалы
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложение
Слайд 5Оформление титульного листа
Название вышестоящего органа управления образованием (полное);
Название образовательного
учреждения, в котором разработана программа(полное);
Фамилия, имя, отчество ответственного работника, который утвердил программу, дата, номер приказа утверждения;
Дата и номер протокола заседания педагогического (методического) совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Слайд 6Структура пояснительной записки
Направленность программы: художественная;
Техническая; физкультурно-спортивная; туристско-краеведческая ; естественнонаучная; социально-педагогическая
(Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196);
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы;
Цель и задачи;
Подходы к определению объёма, содержания, планируемых результатов (п.9. ст. 2, п.5 ст. 47 ФЗ №273);
Отличительные особенности;
Срок реализации;
Формы и режим занятий;
Основные формы работы;
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
Контроль и учёт освоения программы;
Формы подведения итогов реализации программы.
Слайд 7Новизна программы
Новизна программы может заключаться в:
новом решении проблем дополнительного образования;
новых
методиках преподавания;
новой организации деятельности;
новых педагогических технологиях в проведении занятий;
формах подведения итогов реализации программы и так далее.
Слайд 8Актуальность программы
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем детям
в современных условиях нужна конкретная программа.
Актуальность может базироваться на:
анализе социальных проблем;
материалах научных исследований;
анализе педагогического опыта;
анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
современных требованиях модернизации системы образования;
потенциале образовательного учреждения;
социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Слайд 9Педагогическая целесообразность
программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, какие проблемы позволяет
решить обучение по данной образовательной программе:
занятость свободного времени детей;
профессиональное самоопределение;
пробуждение интереса учащихся к новой деятельности и так далее.
Слайд 10Цель программы
Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную
направленность.
Цель влияет на: содержание, методы и средства обучения.
Слайд 11По цели обучения дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы подразделяются на:
Познавательные;
Научно-исследовательские;
Научно-практические;
Социальной адаптации;
Профессионально-прикладные;
Спортивно-оздоровительные;
Развивающие художественно-
творческие способности;
Культурно-досуговые.
Слайд 12Задачи программы
Обучающие;
Воспитательные;
Развивающие.
Слайд 13Обучающие задачи
Обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную
деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и так далее);
то есть, что ребёнок узнает, в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится.
Слайд 14Воспитательные задачи
Воспитательные (формирование у учащегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения
и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и так далее);
какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы (уважение к истории и культуре, коммуникативные навыки, умения, способность работать в коллективе).
Слайд 15Развивающие задачи
Воспитательные (формирование у учащегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения
и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и так далее);
какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы (уважение к истории и культуре, коммуникативные навыки, умения, способность работать в коллективе).
Слайд 16Примеры формулирования
обучающих задач
Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
Обучить учащихся
основным приёмам вязания крючком;
Научить применять полученные знания, умения и навыки на практике (читать схемы, выполнять узоры, изделия по схеме и т.д.);
Научить проектировать изделия.
Слайд 17Примеры формулирования
воспитательных задач
Способствовать формированию у учащихся чувства уверенности в своих
силах, самостоятельности;
Способствовать формированию у учащихся интереса к народному творчеству;
Способствовать формированию аккуратности и трудолюбия;
Способствовать формированию социальной и профессиональной мобильности учащихся.
Слайд 18Примеры формулирования
развивающих задач
Развивать творческий потенциал и эстетические способности учащихся;
Развивать коммуникативные
способности учащихся, умение жить в коллективе;
Развивать и совершенствовать индивидуальное мастерство детей;
Развивать психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение, фантазию);
Развивать сенсорные способности (развивать мелкую моторику рук, глазомер детей).
Слайд 19Подходы к определению объема
и содержания программы
Основная идея программы;
Программа построена на принципах:…;
Объем курса программы;
Особенности содержания занятий.
Слайд 20Отличительные особенности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы
Преобладание развития общих способностей личности
над специальными;
Приоритет развития универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
Развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной творческой активности личности;
Развитие мобильности и адаптируемости личности.
Слайд 21Принципом проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Содержание и материал
программы должны быть организованы в соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый, базовый, продвинутый.
Слайд 22Целеполагание и результативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы
Уровень освоения программы: стартовый.
(общекультурный, ознакомительный).
Специфика целеполагания: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1]; мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту [Концепция развития ДОД].
Прогнозируемая результативность: освоение образовательной
программы; переход на базовый уровень обучения .
Слайд 23Целеполагание и результативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы
Уровень освоения программы: базовый.
Специфика целеполагания: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию [Концепция развития ДОД];
− обеспечение адаптации к жизни в
обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности
[Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];
− выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].
Прогнозируемая результативность: освоение
Образовательной программы; участие учащихся в общегородских и региональных мероприятиях; включение учащихся в число победителей и призеров мероприятий; переход на углубленный уровень.
Слайд 24Целеполагание и результативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы
Уровень освоения программы: продвинутый.
Специфика целеполагания: обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям
[Концепция развития ДОД]; повышение конкурентоспособности выпускников образовательных
организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [Концепция развития ДОД].
Прогнозируемая результативность: освоение образовательной программы; участие учащихся в
общегородских и региональных
мероприятиях не менее; включение учащихся в число победителей и призеров мероприятий; переход на углубленный (допрофессиональный уровень).
Слайд 25Формы и режим занятий
в дополнительном образовании
Наполняемость учебной группы по
годам обучения: по СанПиНу от 2.4.4.3172-14 от 04.07.14 №41;
Вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
Особенности набора учащихся (свободный, конкурсный);
Срок реализации программы.
Слайд 26Формы и режим занятий
в дополнительном образовании
I ступень обучения рассчитана на
возраст детей 9–10 лет.
Количество детей в группе, как правило, до 15 человек.
Сроки реализации – 1 учебный год.
Периодичность занятий - 2 часа в неделю.
Общее количество часов за год – 72 часа.
II ступень обучения рассчитана на возраст детей 11–12 лет.
Количество детей в группе 10–12 человек.
Сроки реализации – 1 учебный год.
Периодичность занятий – 2 часа 3 раза в неделю.
Общее количество часов за год – 216 часов.
III ступень обучения рассчитана на возраст детей 13–14 лет.
Количество детей в группе до 10 человек.
Сроки реализации – 1 учебный год.
Периодичность занятий - 2 часа 3 раза в неделю.
Общее количество часов за год – 216 часов.
Слайд 27Особенности организации образовательного процесса в дополнительном образовании
Традиционная;
На основе сетевого
взаимодействия;
С применением дистанционных (электронных) технологий;
На основе реализации модульного подхода.
Слайд 28Формы обучения
в дополнительном образовании
Очная;
Очно-заочная;
Заочная (дистанционная).
Слайд 29Формы организации занятий
в дополнительном образовании
Кратко описать основные способы и формы
работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;
Отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;
Описать основные методы организации образовательного процесса.
Слайд 30Методы обучения
в дополнительном образовании
Словесный метод базируется на беседах, лекциях, индивидуальных и
коллективных упражнениях, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной деятельности журналиста для выполнения более сложных заданий:
анализ текстов
устное изложение,
беседа,
анализ журналистских материалов (выявление темы журналистского произведения, выявление идеи произведения).
Наглядный метод обучения позволяет эффективно работать с видео и фото материалами, с материалами местных, федеральных и международных газет.
Слайд 31Прогнозируемые результаты
и способы их проверки
Автору программы необходимо:
сформулировать требования к знаниям
и умениям, которые может приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать что он знает и умеет, владеет);
перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий;
дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств учащихся.
В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п.
Слайд 32Учебно-тематический план
Раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов
на каждую из них;
Определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. (Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени).
Слайд 33Содержание программы
В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем.
Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.
Теория и практика.
Слайд 34Методическое обеспечение программы
Методические и учебные пособия;
Учебно-методические комплексы;
Перечень авторских
методических разработок (частных методик изучения отдельной темы (раздела, модуля) программы, инновационных разработок), разработанных педагогом в рамках конкретной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Слайд 35Список литературы
Источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса.
Литературу для учащихся и их родителей.
Оформляется по ГОСТУ Р 7.0.5- 2008.
Слайд 36В список обязательно
включается литература по:
Общей педагогике и педагогике
дополнительного образования;
Методике данного вида деятельности и воспитания;
Дидактике;
Общей и возрастной психологии;
Теории и истории выбранного вида деятельности;
Опубликованные учебные пособия;
Перечень видео- и аудиозаписей.
Слайд 37Приложения
Оценочные материалы (п.9 ст.2; п.5 ст.47 ФЗ №273);
Диагностика личностного
роста;
Мониторинг образовательного процесса и так далее.