Слайд 1Технология коллективного воспитания
А.С. Макаренко
и современная школа
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 15
Херсонец
А.В.
Слайд 2Воспитание в коллективе дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с
окружающими.
Только в обществе он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни.
Слайд 3Антон Семенович Макаренко
(1888—1939)
Технологию жесткого коллективного воспитания вполне можно адаптировать и
использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывает практика, дает замечательные результаты.
Слайд 4Понятие коллектива
Коллектив - (от лат. collectivus - собирательный), относительно компактная социальная
группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).
А.С.Макаренко под коллективом понимал объединение людей для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
Слайд 5Учение о коллективе А.С.Макаренко
Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую практику, понимая
под ним определенную организацию детей.
«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами»
Слайд 6«Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея
дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных интересов».
«Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями», - это было убеждением А.С. Макаренко и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях.
«Благодаря опыту коллективной жизни у ребят развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях».
Слайд 7Три стадии развития коллектива:
На первой - коллектива еще нет, а педагог
в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.
На второй — возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам.
Третья — складываются органы самоуправления, коллектив становится способным решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.
Слайд 8А.С. Макаренко сформулировал
закон движения:
«Если коллектив достиг поставленной цели, а новых
перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет будущего».
«Детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте».
Слайд 9Накопление положительных традиций - важный путь сплочения коллектива
«Ничто так не
скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А.С. Макаренко. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность.
Традиции украшают жизнь ребят».
Слайд 10Признаки детского коллектива
по мнению А.С. Макаренко :
1) мажор — основное качество
жизни.
2) ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив
3) защищенность каждого в коллективе
4) внешняя красота и эстетика
5) присутствие игры в жизни коллектива
Слайд 11Концептуальные идеи и принципы технологии А.С. Макаренко:
1)Концепция перспективных линий (ребенок должен
понимать,
зачем живет...)
2)Главный инструмент воспитания — коллектив.
3)Включение детей в совместную деятельность
4)Принцип оптимистической веры в ребенка
5)Принцип доверия
6)Принцип сочетания высочайших требований и уважения
7)Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив
8)Идея разновозрастных отрядов
9)Использование соревнования и игры в жизни детей.
10)Включение коллектива в систему широких социальных связей.
Слайд 12Идеи Макаренко это будущее педагогики и воспитания.
А.С. Макаренко — классик не
только советской и российской, но и мировой педагогики.
Он основоположник современной теории и методики воспитания.
Только с опорой на его наследие можно создать эффективную воспитательную систему.