Слайд 1Старинные центры русского народного искусства. Современное состояние.
Выполнила: воспитатель «Красносвободненская санаторная школа-интернат»
Бахтурина
Е.В.
Слайд 2После революции, в обстановке войны и хозяйственной разрухи, промыслы играли большую
роль в снабжении Красной Армии обувью, сбруей, средствами передвижения, а населения — необходимыми предметами быта. Промыслы сохраняли свое значение на протяжении 20-х годов. Расширялись центры кустарного производства и возникали новые, шел процесс объединения кустарей в артели и промысловые союзы.
В связи с бурным развитием промышленности многие промыслы вливались в промышленность, и на смену кустарной технике пришло машинное производство. Многие фабрики и заводы возникали в старых центрах промысла (например, в с. Богородском Нижегородской обл.— скорняжные фабрики и кожевенные заводы; в Кимрах — обувная фабрика и т. д.).
Слайд 3Другие промыслы угасли или резко сократились, поскольку потребность в их изделиях
исчезла (тележный и колесный, гончарный, бондарный, корзинный, туесовый и др.).
В годы Отечественной войны артели переключились на выпуск продукции оборонного значения. В восстановлении народного хозяйства в послевоенное время они сыграли большую роль.
В конце 50-х годов промысловая кооперация была ликвидирована, а ее предприятия вошли в системы совнархозов, городских и сельских коммунальных хозяйств местных Советов депутатов трудящихся. Артели художественных промыслов выросли в фабрики художественных изделий.
Слайд 4
В отличие от кустарных промыслов прошлого, игравших такую большую роль в
народном хозяйстве, современные художественные промыслы занимают скромное место в экономике страны.
Сейчас в РФ работает Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры(отдел народного творчества и изобразительного искусства).
Слайд 5Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю
историю(это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках). Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
Слайд 6Жостовская роспись – в начале 19 века в одной из подмосковных
деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Слайд 7Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают
жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветы и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 8Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях
всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Слайд 9Финифть - винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду
— не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Слайд 10Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно
русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Слайд 11Павлово-посадские шали - ркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны
и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Слайд 12Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте.
Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.