Презентация, доклад Специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для домры

Содержание

Домра - старинный русский 3-х или 4-х струнный щипковый музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из которого извлекается с помощью медиатора.

Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Биробиджан  
Специфические задачи концертмейстера

в работе над произведениями для домры
Ирина Михайловна Стягайло,
преподаватель высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Биробиджан    Специфические задачи концертмейстера в работе

Слайд 2Домра - старинный русский 3-х или 4-х струнный щипковый музыкальный инструмент,

состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из которого извлекается с помощью медиатора.

Домра - старинный русский 3-х или 4-х струнный щипковый музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки,

Слайд 3История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском народном

инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках XVI-XVII в., из которых очевидно, что домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на Руси.
История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском народном инструменте сохранились в летописях, в старинных

Слайд 4Домру считают родственницей как старинных европейских струнно-щипковых инструментов – лютни, кобзы

,бандуры, так и национальных инструментов восточных народов - калмыцкий домр, татарская и казахская домбра, киргизская дунбура и других, которые были занесены на Русь монголо-татарами во время набегов. Само название «домра» имеет тюркский корень.
Домру считают родственницей как старинных европейских струнно-щипковых инструментов – лютни, кобзы ,бандуры, так и национальных инструментов восточных

Слайд 5Лютня
Бандура

ЛютняБандура

Слайд 6Калмыцкий домр
Казахская домбра

Калмыцкий домрКазахская домбра

Слайд 7- Звук звонкий, но быстро затухающий.
- Тембр теплый, мягкий, лучистый,

бархатистый и насыщенный.

Выразительные возможности инструмента

- Звук звонкий, но быстро затухающий.  - Тембр теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный. Выразительные возможности

Слайд 8Удар
Тремоло
Пиццикато левой и правой рукой
Натуральные и искусственные флажолеты
Удар за подставкой
Пиццикато вибрато и тремоло вибрато.

Основные

приемы игры на домре 
Удар ТремолоПиццикато левой и правой рукойНатуральные и искусственные флажолетыУдар за подставкойПиццикато вибрато и тремоло вибрато.Основные приемы игры на домре 

Слайд 9Звуки, извлекаемые ударом медиатора - звонкие и ясные.
Звуки, извлекаемые на  тремоло — льющиеся

и певучие.
Игра на грифе создает приглушенное, матовое звучание.
Игра у  подставки отличается слегка «гнусавым» звуком.
В верхних ладах возникают трудности исполнения из-за меньшего размера и сложности попадания.
Струна ми отличается глухим звучанием , особенно в прижатом состоянии.

Тембральные и технические особенности домры

Звуки, извлекаемые ударом медиатора - звонкие и ясные.Звуки, извлекаемые на  тремоло — льющиеся и певучие.Игра на грифе создает приглушенное, матовое звучание.

Слайд 10- Разнообразная динамическая шкала: от нежнейшего пианиссимо на пиццикато в левой и флажолетах до весьма мощного

фортиссимо на аккордах тремоло.
- Широкие виртуозные возможности.


Особенности инструмента, которые должен учитывать концертмейстер в работе с солистом – домристом.

- Разнообразная динамическая шкала: от нежнейшего пианиссимо на пиццикато в левой и флажолетах до весьма мощного фортиссимо на аккордах тремоло.- Широкие виртуозные возможности.Особенности

Слайд 11 В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению,

что особенно сложно сохранить в параллельных с домрой пассажах. В таких случаях legato у пианиста должно быть non troppo legato, слегка маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия. Этот прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также и проблему синхронности в виртуозных фрагментах. Здесь необходимо отметить, что работа со струнными щипковыми инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых пианистических приемов, которые порой противоречат звуковым требованиям, предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью достижения тембровой и артикуляционной идентичности звучания фортепиано и домры.

В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что особенно сложно сохранить в параллельных с домрой

Слайд 12- Одновременное снятие звуков и аккордов.

- Флажолеты (для их взятия домристу необходимо чуть

больше времени, чем для обычного удара).

Основные моменты, на которые должен обратить внимание концертмейстер для достижения ансамбля с домристом

- Одновременное снятие звуков и аккордов.- Флажолеты (для их взятия домристу необходимо чуть больше времени, чем для обычного удара).

Слайд 13Бас – основа фактуры.
Звучание партии правой руки в аккомпанементах типа «бас-аккорд», «гармоническая

фигурация», «мелодическая фигурация» должно быть легким и прозрачным, за исключением произведений с обозначенной яркой динамикой.

Особенности организации фактуры в партии аккомпанемента

Бас – основа фактуры.Звучание партии правой руки в аккомпанементах типа «бас-аккорд», «гармоническая фигурация», «мелодическая фигурация» должно быть легким

Слайд 14- Приглушенный характер звучания домры в нижней тесситуре (на струне ми).
- Легкое, воздушное

звучание флажолетов, когда звук фортепиано должен встраиваться в звук домры.
- Мягкое звучание пиццикато вибрато;
- Поддержка фортепиано при плотном аккордовом звучании, особенно на тремоло.

Особенности домры, которые необходимо учитывать концертмейстеру для выстраивания динамического баланса

- Приглушенный характер звучания домры в нижней тесситуре (на струне ми).- Легкое, воздушное звучание флажолетов, когда звук фортепиано должен

Слайд 15- Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении аккомпанемента типа

«бас-аккорд» в быстрых эпизодах от ее применения лучше отказаться.
- Традиционную педаль можно использовать в фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах, когда фортепиано плавностью и мягкостью должно компенсировать возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся.

Особенности педализации в партии аккомпанемента

- Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении аккомпанемента типа «бас-аккорд» в быстрых эпизодах от ее применения лучше отказаться.-

Слайд 16Задачи концертмейстера в исполнении произведений для домры различных жанров

Задачи концертмейстера в исполнении произведений  для домры различных жанров

Слайд 17- Исполняя фортепианную партию в произведениях для домры, являющихся переложениями сочинений для

других инструментов, концертмейстер должен стремиться к двоякой цели: с одной стороны учесть специфику домры, а с другой — приблизиться к звуковому образу исполняемого сочинения в оригинальном виде.
- В создании убедительной интерпретации переложений произведений для скрипки, флейты, вокальных сочинений концертмейстер должен взять на себя стилистические составляющие исполнения, способствующие приданию звучанию академического характера.
- От концертмейстера требуется определение рамок динамической амплитуды и характера динамики (сдержанность и террасообразность в барочной музыке, большее разнообразие и гибкость в романтической).

Переложения произведений барочной, классической, романтической музыки

- Исполняя фортепианную партию в произведениях для домры, являющихся переложениями сочинений для других инструментов, концертмейстер должен стремиться к двоякой

Слайд 18Моцарт Соната Ре мажор 1ч. Исполняют Гавриил Николаев (домра), Никита Мильков

(домра), Екатерина Белых (фортепиано). Запись для юбилейного диска фонда "Новые имена"
Моцарт Соната Ре мажор 1ч.  Исполняют Гавриил Николаев (домра), Никита Мильков (домра), Екатерина Белых (фортепиано). Запись

Слайд 19- В исполнении концертов для солирующего инструмента с оркестром наиболее ярко должны проявляться

дирижерские, организующие функции концертмейстера.
- Пианист должен стремиться к оркестровому звучанию рояля, которое предполагает точность тембровых характеристик различных тем и подголосков, оркестровую мощь в тутти и оркестровых соло.
- Необходимо тщательно отработать с солистом меру обозначенных автором темповых изменений, обеспечить точное возвращение в первоначальный темп после исполнения раздела в ином темпе.
- В исполнении домровых концертов концертмейстеру необходимо подчеркнуть их характерность смелыми акцентами, ритмической заостренностью, яркостью контрастов, необычными красками, артистической подачей материала.

Оригинальные сочинения для домры

- В исполнении концертов для солирующего инструмента с оркестром наиболее ярко должны проявляться дирижерские, организующие функции концертмейстера.- Пианист должен

Слайд 20А.Цыганков Тустеп из сюиты «Старогородские мотивы», Исполнители - инструментальный дуэт "Grand

Duet" лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов Мария Садовникова и Владимир Исаев
А.Цыганков Тустеп из сюиты «Старогородские мотивы»,  Исполнители - инструментальный дуэт

Слайд 21
1. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.
Крючков Н.

Искусство аккомпанементакак предмет обучения. М.: Музгиз, 1961.
Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента. Методические основы. Л.: Музыка, 1972.
Темнова Н. Н. Задачи концертмейстера в работе над произведениями для домры. Методические рекомендации // ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Омск, 2012.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.
Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, № 4, 1969.
В.А. Моцарт. Соната ре мажор, 1 часть.https://youtu.be/7X49bPrUfVA.
Цыганков Исполнители - инструментальный дуэт "Grand Duet" Лауреаты международных и Всероссийских конкурсов Мария Садовникова и Владимир Исаев.

Список литературы:

1. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.Крючков Н. Искусство аккомпанементакак предмет обучения. М.: Музгиз,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть