Слайд 1Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества
Из опыта работы педагога секции
«Поединок»
Шахматная предметная неделя
(в рамках проекта «Центр детского творчества – центр шахматного всеобуча воспитанников ЦДТ»)
Подготовила:
Павлова А.А.
г. Могоча, 2018г.
Слайд 2Актуальность проекта
Основа проведения шахматной предметной недели - внеклассная работа по предмету.
Весенние каникулы – идеальное время для проведения данной деятельности в Центре детского творчества. Это время, когда обучающиеся уже приобрели определенные знания, умения, навыки. Шахматная предметная неделя углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект обучающихся, стимулирует их творческую активность.
В предметной неделе важны: занимательные шахматные задачки, викторины, КВН, конкурсы, турниры, подготовка докладов, сообщений, творческих заданий и т.п. Предметная неделя с интересными видами деятельности может увлечь всех ребят, поможет раскрыть их возможности, даст «попробовать» им себя в другой ипостаси. Детям нужно ощущение успеха, чувство личной значимости.
Важно организовать такую деятельность, которая с одной стороны, стимулирует и дополняет учебный процесс, повышает познавательную активность обучающихся, с другой - является увлечением, развивающим ребенка, дающим ему ощущение «победы», радости познания, ощущения творчества.
Предметная неделя по шахматному образованию является комплексной формой работы по образовательной области. В каком-то смысле итогом работы обучающихся, парадом детской фантазии и творчества, кроме всего прочего – это ещё и возможность проявить себя для каждого. Здесь, даже неважно успевающего или нет школьника. Это возможность для совместной деятельности обучающихся разных возрастов.
Слайд 3Цели и задачи проекта
Цель проекта: развитие познавательных интересов, индивидуальных, творческих,
интеллектуальных способностей обучающихся.
Задачи:
создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей ребенка;
организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности: между детьми, педагогом и ребенком, детьми и их родителями.
поддерживать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями шахматной игры.
Участники проекта: обучающиеся секций «Поединок», «Шахматы», родители, педагоги; другие дети, желающие принять участие в мероприятии.
Вид проекта: практико – ориентированный.
Срок реализации: краткосрочный - 1 неделя.
Слайд 4планируемый результат
1. Углубление знаний, расширение кругозора, развитие творческих способностей, интеллекта обучающихся,
стимулирование их творческой активности.
2. Повышение интеллектуально-нравственной культуры обучающихся, развитие логического мышления, стрессоустойчивости (ведь каждая партия – это почти, что контрольная работа, где нужно сосредоточиться, принять решение, применить знания).
3. Соблюдение правил игры, культуры поведения во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.
4. Самовоспитание подростком себя, личностных черт характера, волевых усилий: сдержанности, усидчивости и уравновешенности, сосредоточенности, самостоятельности в принятии решений; стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Слайд 5
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный. Подготовительный период предметной недели занимает
не более одной – двух учебных недель. Все должно быть четко распределено и рационально использовано с учетом расписания занятий. Для подготовки предметной недели можно создать организационный совет, в состав которого могут входить: обучающиеся, педагоги, учителя школ города, родители. В период подготовки изучаются возможные темы предметной недели, готовится наглядно-информационный материал, проводятся турниры, изучается дополнительная литература, подбираются команды участников, разрабатывается система оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений. Педагог, организующий предметную неделю, должен проследить за тем, чтобы к участию в предметной неделе было привлечено максимальное число воспитанников, но и, чтобы подготовка к мероприятиям не нарушала учебный процесс, не перегружала учебную деятельность обучающихся.
II этап – Практический. Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний обучающихся о самой умной интеллектуальной игре – шахматы.
III этап – Заключительный: 1.Оформление результата работы (фотоотчет по проекту). 2.Проведение итогового мероприятия – «Большое путешествие в шахматный мир».
Слайд 6
План проведения предметной недели
(содержание направлений)
№ п/п
Направления примерные
Содержание направлений (на выбор)
Знакомство воспитанников
с историей появления шахматной игры: интересные сведения, исторические факты. Темы для разработок: «Древние легенды о шахматах»; «История появления шахмат на Руси»; «Шахматные фигуры в древности и в настоящее время»; «История появления шахматной игры в Забайкалье»; «Великие гроссмейстеры»; «Лучшие шахматисты мира». «Женщины – чемпионки мира по шахматам»
2-й день
2-е направление –
Слайд 7
План проведения предметной недели
(содержание направлений)
№ п/п
Направления примерные
Содержание направлений (на выбор)
5-й день
5-е
направление –
Слайд 8Примечание
Проведение предметной шахматной недели требует значительной подготовительной работы, ощутимых затрат времени,
согласованности всего педагогического коллектива (если вовлечены дети из других объединений ЦДТ) и воспитанников Центра.
План проведения предметной недели представляет широкий набор содержания, из которого можно выбрать наиболее приемлемые на период проведения предметной недели.
Слайд 9Приемлемый набор
содержания мероприятий на период проведения шахматной предметной недели в
МУДО ЦДТ на период весенних каникул
(с 26 марта по 30 марта 2018г.)
Составлен совместно с воспитанниками секции «Поединок»
Слайд 10Первый день шахматной предметной недели - понедельник,
26 марта 2018г.
Слайд 134 команды. Подготовка к конкурсу на лучшую шахматную сказку.
Слайд 14Сказки получились все волшебные.
Слайд 15Игра с черным Королем - «Помоги найти шахматной фигуре свое место
на шахматной доске»
Слайд 16Играет команда педагогов. Дети исправляют ошибки, допущенные педагогами.
Слайд 19Третий день – среда 28 марта
День прикладной шахматистики.
(Поделки на шахматную тему.
Рисование.)
Слайд 23Четвертый день – 29 марта
«День шахматных и шашечных состязаний»
Слайд 27День пятый – пятница,
30 марта
«Большое путешествие в шахматный мир!»
Слайд 32«Та не пешка, которая не мечтает стать ферзем»