Слайд 1Методы и методики изучения технических способностей обучающихся
Педагог-психолог
Матвеева С.Н.
Слайд 2Способности в техническом творчестве
Интерес к техническому творчеству
Психомоторные способности (динамическая координация, скорость,
ловкость)
Умственные способности:
- пространственное представление (способность оперировать зрительными образами)
- техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные)
Творческие способности
Слайд 3Методы изучения технических способностей
Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения
Анализ
продуктов деятельности
Опрос – диалог между педагогом и
обучающимся для прямого или
косвенного получения информации
в письменной (анкета) или устной
(беседа) форме.
Тест – стандартизированное
испытание с целью получения
данных от испытуемого с помощью
специально подобранных вопросов
или заданий, ориентированных на
изучение способностей и выявление
особенностей личностной сферы.
Слайд 4Анкета
Цель: изучение интереса к техническому творчеству
Возраст: начиная с 6 – 7
лет
Опрос можно провести как ребенка, так и родителей
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность
Играть с техническим конструктором
Читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Слайд 5Методика «Карта одаренности»
(модифиц. методика Д. Хаана и М. Каффа)
Цель: количественно оценить
степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время
Возраст: от 5 до 10 лет
Опрос проводится с родителями
Можно рассмотреть виды одаренности:
Интеллектуальную
Творческую
Техническую
Слайд 6Методика Н.И. Озерецкого
«Метод массовой оценки моторики у детей и подростков»
Цель: исследование
уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков
Возраст: от 4 до 16 лет
Слайд 7Изучение ловкости и скорости манипулирования мелкими предметами
с 12 лет
Слайд 8Тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена»
Цель – изучение уровня интеллектуального развития. Активируется
зрительное восприятие, внимание и образное мышление.
Слайд 9Цветные прогрессивные матрицы
Дж. Равена
Серия А
Серия АВ
Серия В
Слайд 10Оцениваются следующие показатели:
• Количественная оценка выполнения
• Характер сформированности перцептивной
логики (в зависимости от количества правильно выполненных матриц в каждой из серий)
• Оценка работоспособности
• Характер деятельности
• Темп деятельности и его изменения
• Характер ошибок
Слайд 11Ключ к стандартным прогрессивным матрицам Дж. Равена
Серия А – принцип взаимосвязи
в структуре матрицы
Серия В – аналогия между парами
Серия С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц
Серия D – принцип перегруппировки фигур
Серия Е – принцип разложения фигур на элементы
Слайд 12Методика «Кубики Кооса»
Цель – изучение уровня развития практического, наглядно-действенного мышления
интеллекта.
Разработана американским психологом С. Коосом в 1920 г.
Возраст: от 5 до 75 лет.
Слайд 13Тест Векслера/Субтест 9. Кубики Косса
Детский вариант
(от 5 лет)
Взрослый вариант
(от 16
до 64 лет)
Слайд 14Назначение методики
Выполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств :
восприятия,
моторики,
зрительно-моторной
координации,
пространственных представлений ,
эвристических способностей.
Такая комплексная природа заданий позволяет оценить способность к выполнению основных мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, получить интегральную характеристику практического, наглядно-действенного мышления, выявить уровень развития невербального интеллекта.
Слайд 15Анализируемые показатели:
• Уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное
мышление;
• Преимущественная стратегия деятельности;
• Сформированность пространственного анализа и синтеза;
• Критичность ребенка к собственным результатам;
• Обучаемость ребенка (возможность переноса формированного умения на аналогичный конструктивный материал).
Слайд 16Тест понимания технических закономерностей Беннета
Цель – изучение технического понимания (умения читать
чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать физико-технические задачи)
Возраст с 12 лет
Слайд 17Методика «Компасы»
Цель: изучение пространственного мышления, восприятия пространственных признаков
Возраст: с 12 лет
Слайд 18Тест «Круги» Э. Вартега
Цель: изучение невербального компонента креативности, творческого мышления
Возрастная группа:
с 5 – 6 лет
Включен в
Батарею тестов Е. Туник
«Креативное мышление»
(модифиц. тест Гилфорда)
Субтест 6 «Эскизы»
Слайд 19Тест П.Торренса
Цель: изучение творческого мышления
Варианты: вербальный и невербальный
Возраст: с 5 лет
Слайд 20Методика «Дорисовывание фигур»
О.М. Дьяченко
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать
оригинальные образы.
Возраст: с 6 – 7 лет
Набор № 1 из 10 карточек
Набор № 2 из 10 карточек