Презентация, доклад семинара для педагогов на тему Методы и методики изучения технических способностей у обучающихся

Содержание

Способности в техническом творчествеИнтерес к техническому творчествуПсихомоторные способности (динамическая координация, скорость, ловкость)Умственные способности: - пространственное представление (способность оперировать зрительными образами) - техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг

Слайд 1Методы и методики изучения технических способностей обучающихся
Педагог-психолог
Матвеева С.Н.

Методы и методики изучения технических способностей обучающихсяПедагог-психолог Матвеева С.Н.

Слайд 2Способности в техническом творчестве
Интерес к техническому творчеству
Психомоторные способности (динамическая координация, скорость,

ловкость)
Умственные способности:
- пространственное представление (способность оперировать зрительными образами)
- техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные)
Творческие способности
Способности в техническом творчествеИнтерес к техническому творчествуПсихомоторные способности (динамическая координация, скорость, ловкость)Умственные способности:   - пространственное

Слайд 3Методы изучения технических способностей
Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения
Анализ

продуктов деятельности
Опрос – диалог между педагогом и
обучающимся для прямого или
косвенного получения информации
в письменной (анкета) или устной
(беседа) форме.
Тест – стандартизированное
испытание с целью получения
данных от испытуемого с помощью
специально подобранных вопросов
или заданий, ориентированных на
изучение способностей и выявление
особенностей личностной сферы.

Методы изучения технических способностейНаблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведенияАнализ продуктов деятельностиОпрос – диалог между педагогом

Слайд 4Анкета
Цель: изучение интереса к техническому творчеству
Возраст: начиная с 6 – 7

лет
Опрос можно провести как ребенка, так и родителей
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность
Играть с техническим конструктором
Читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
АнкетаЦель: изучение интереса к техническому творчествуВозраст: начиная с 6 – 7 летОпрос можно провести как ребенка, так

Слайд 5Методика «Карта одаренности»
(модифиц. методика Д. Хаана и М. Каффа)
Цель: количественно оценить

степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время
Возраст: от 5 до 10 лет
Опрос проводится с родителями
Можно рассмотреть виды одаренности:
Интеллектуальную
Творческую
Техническую
Методика «Карта одаренности»(модифиц. методика Д. Хаана и М. Каффа)Цель: количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов

Слайд 6Методика Н.И. Озерецкого
«Метод массовой оценки моторики у детей и подростков»
Цель: исследование

уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков
Возраст: от 4 до 16 лет

Методика Н.И. Озерецкого«Метод массовой оценки моторики у детей и подростков»Цель: исследование уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов

Слайд 7Изучение ловкости и скорости манипулирования мелкими предметами
с 12 лет

Изучение ловкости и скорости манипулирования мелкими предметами с 12 лет

Слайд 8Тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена»
Цель – изучение уровня интеллектуального развития. Активируется

зрительное восприятие, внимание и образное мышление.

Тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена»Цель – изучение уровня интеллектуального развития. Активируется зрительное восприятие, внимание и образное мышление.

Слайд 9Цветные прогрессивные матрицы
Дж. Равена
Серия А
Серия АВ
Серия В

Цветные прогрессивные матрицы Дж. РавенаСерия АСерия АВСерия В

Слайд 10Оцениваются следующие показатели:
• Количественная оценка выполнения
• Характер сформированности перцептивной

логики (в зависимости от количества правильно выполненных матриц в каждой из серий)
• Оценка работоспособности
• Характер деятельности
• Темп деятельности и его изменения
• Характер ошибок
Оцениваются следующие показатели: • Количественная оценка выполнения • Характер сформированности перцептивной логики (в зависимости от количества правильно

Слайд 11Ключ к стандартным прогрессивным матрицам Дж. Равена
Серия А – принцип взаимосвязи

в структуре матрицы
Серия В – аналогия между парами
Серия С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц
Серия D – принцип перегруппировки фигур
Серия Е – принцип разложения фигур на элементы
Ключ к стандартным прогрессивным матрицам Дж. РавенаСерия А – принцип взаимосвязи в структуре матрицыСерия В – аналогия

Слайд 12Методика «Кубики Кооса»
Цель – изучение уровня развития практического, наглядно-действенного мышления

интеллекта.
Разработана американским психологом С. Коосом в 1920 г.
Возраст: от 5 до 75 лет.
Методика «Кубики Кооса» Цель – изучение уровня развития практического, наглядно-действенного мышления интеллекта.Разработана американским психологом С. Коосом в

Слайд 13Тест Векслера/Субтест 9. Кубики Косса
Детский вариант
(от 5 лет)
Взрослый вариант
(от 16

до 64 лет)
Тест Векслера/Субтест 9. Кубики КоссаДетский вариант (от 5 лет)Взрослый вариант(от 16 до 64 лет)

Слайд 14Назначение методики
Выполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств :
восприятия, 
моторики,
зрительно-моторной

координации,
пространственных представлений ,
эвристических способностей.
Такая комплексная природа заданий позволяет оценить способность к выполнению основных мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, получить интегральную характеристику практического, наглядно-действенного мышления, выявить уровень развития невербального интеллекта.
Назначение методикиВыполнение заданий теста требует проявления комплекса качеств : восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, пространственных представлений ,эвристических способностей. Такая

Слайд 15Анализируемые показатели:
• Уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное

мышление;
• Преимущественная стратегия деятельности;
• Сформированность пространственного анализа и синтеза;
• Критичность ребенка к собственным результатам;
• Обучаемость ребенка (возможность переноса формированного умения на аналогичный конструктивный материал).
Анализируемые показатели:• Уровень доступной для ребенка сложности выполнения заданий на конструктивное мышление;• Преимущественная стратегия деятельности;• Сформированность пространственного

Слайд 16Тест понимания технических закономерностей Беннета
Цель – изучение технического понимания (умения читать

чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать физико-технические задачи)
Возраст с 12 лет
Тест понимания технических закономерностей БеннетаЦель – изучение технического понимания (умения читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств

Слайд 17Методика «Компасы»
Цель: изучение пространственного мышления, восприятия пространственных признаков
Возраст: с 12 лет

Методика «Компасы»Цель: изучение пространственного мышления, восприятия пространственных признаковВозраст: с 12 лет

Слайд 18Тест «Круги» Э. Вартега
Цель: изучение невербального компонента креативности, творческого мышления
Возрастная группа:

с 5 – 6 лет

Включен в
Батарею тестов Е. Туник
«Креативное мышление»
(модифиц. тест Гилфорда)
Субтест 6 «Эскизы»

Тест «Круги» Э. ВартегаЦель: изучение невербального компонента креативности, творческого мышленияВозрастная группа: с 5 – 6 летВключен вБатарею

Слайд 19Тест П.Торренса
Цель: изучение творческого мышления
Варианты: вербальный и невербальный
Возраст: с 5 лет

Тест П.ТорренсаЦель: изучение творческого мышленияВарианты: вербальный и невербальныйВозраст: с 5 лет

Слайд 20Методика «Дорисовывание фигур»
О.М. Дьяченко
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать

оригинальные образы.
Возраст: с 6 – 7 лет

Набор № 1 из 10 карточек

Набор № 2 из 10 карточек

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. ДьяченкоЦель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.Возраст: с 6 – 7

Слайд 21БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть