Презентация, доклад семинара для педагогов на тему Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности

Содержание

«Мастер, преподаватель, руководитель кружка технического творчества может быть великолепным изобретателем и рационализатором, но не уметь обучить этому своих учащихся»

Слайд 1Методы и приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся в техническом творчестве
Педагог-психолог
Матвеева С.Н.

Методы и приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся в техническом творчествеПедагог-психологМатвеева С.Н.

Слайд 2«Мастер, преподаватель, руководитель кружка технического творчества может быть великолепным изобретателем и

рационализатором, но не уметь обучить этому своих учащихся»
«Мастер, преподаватель, руководитель кружка технического творчества может быть великолепным изобретателем и рационализатором, но не уметь обучить этому

Слайд 3Мыслительная деятельность берет свое начало в «проблемной ситуации»

В психологии давно установлено

– мыслительные процессы направлены на разрешение возникшей ситуации

Очень важной психологической характеристикой развития технического мышления является обучение с применением затруднительных условий
Мыслительная деятельность берет свое начало в «проблемной ситуации»В психологии давно установлено – мыслительные процессы направлены на разрешение

Слайд 4Разминка

Разминка

Слайд 5Метод «Дизайн-анализ»
Исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристик
Дизайн-анализ

дает ответы на вопросы: Почему данное изделие именно такое, какое оно есть? Какие принципы лежат в основе его работы?
Дизайнерские свойства изделия включают в себя: материалы, текстуру, форму, композицию, цветоощущение, нюансы и др.
Метод «Дизайн-анализ»Исследование различных объектов с целью изучения их свойств и характеристикДизайн-анализ дает ответы на вопросы: Почему данное

Слайд 6Дизайн-анализ готового изделия по образцу

Дизайн-анализ готового изделия по образцу

Слайд 7Метод «Морфологического анализа» (Фриц Цвики)

Системный подход в области решения творческих задач
В

технической системе выделяют несколько характерных для нее морфологических признаков (параметры)
По каждому признаку составляют несколько вариантов (альтернатив)
Альтернативные варианты перебирают, составляя различные сочетания.
Выделяются новые варианты решения задачи
Метод «Морфологического анализа» (Фриц Цвики)Системный подход в области решения творческих задачВ технической системе выделяют несколько характерных для

Слайд 10Метод «Мозговой штурм» (Алекс Осборн)

Активизация мыслительной деятельности, направленная на устранение психологической

инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы
Обязательное условие – создание благоприятной обстановки для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи и обратной критики
Прямой «мозговой штурм» - генерация и экспертиза новых идей
«Обратная мозговая атака» – выявление всех возможных недостатков совершенствуемого объекта, формулируются задачи, генерация и экспертиза новых идей
Метод «Мозговой штурм» (Алекс Осборн)Активизация мыслительной деятельности, направленная на устранение психологической инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению

Слайд 11Метод «Фокальных объектов» (Чарльз Вайтинг)

Метод поиска новых идей и характеристик объекта

на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками.

Средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения.

Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом зрения.
Метод «Фокальных объектов» (Чарльз Вайтинг)Метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со

Слайд 12Пример создания нового объекта с помощью МФО
Совершенствуемый объект:
Случайные объекты:
Характерные свойства или

признаки случайных объектов:
1.
2.
3.
Новые сочетания (с совершенствуемым объектом):
1.
2.
3.
Новые идеи:
1.
2.
3.
Пример создания нового объекта с помощью МФОСовершенствуемый объект:Случайные объекты:Характерные свойства или признаки случайных объектов:1.2.3.Новые сочетания (с совершенствуемым

Слайд 13Стул
Ель, олень, фонарь
Колючий, рогатый, светящийся

СтулЕль, олень, фонарьКолючий, рогатый, светящийся

Слайд 14Метод «Абсурда»
Предлагается решать заведомо невыполнимую задачу (изобретение «вечного двигателя», «машины времени»)
Можно

применять и задачи относительно абсурдные (например, предложить сконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию)
Метод «Абсурда»Предлагается решать заведомо невыполнимую задачу (изобретение «вечного двигателя», «машины времени»)Можно применять и задачи относительно абсурдные (например,

Слайд 16Целенаправленное и творческое применение и сочетание педагогом различных методов и приемов

активизации мыслительной деятельности:
вызывает интерес к занятиям и повышает мотивацию у обучающихся
способствует развитию их познавательного интереса
обеспечивает повышение результатов работы педагога
Целенаправленное и творческое применение и сочетание педагогом различных методов и приемов активизации мыслительной деятельности:вызывает интерес к занятиям

Слайд 17Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть