Слайд 1Семинар-практикум
«Метод кейса как один из интерактивных методов обучения»
Подготовила педагог-психолог Воденицкая Ж.В.
Руководитель методист Акопян Л.Е.
МБУ ДО «ЦДО «Ступени» г. Сочи
Слайд 2 Цель: содействовать формированию первоначальных знаний, умений и навыков использования метода кейса.
Задачи:
-
актуализировать и систематизировать знания педагогов о наиболее эффективных методах и приемах работы с одаренными детьми;
- познакомить с теоретическими основами метода кейса.
- формировать первоначальные навыки практической работы
над кейсом.
Слайд 3Метод конкретных ситуаций
Или метод кейса - от английского case –
случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. - это метод активного, проблемного, эвристического обучения
Метод зародился в бизнес-школе США в Гарвардском университете в 1920 году, а позднее стал использоваться и в образовании.
Слайд 4Суть метода - обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации,
имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.
Отличительная особенность - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Слайд 5Для работы с такой ситуацией:
Необходимо правильно поставить учебную задачу
Для ее
решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).
Слайд 6«Кейс» -
это события, реально произошедшие в той или иной сфере
деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения.
Кейсы могут использоваться как в процессе обучения так и в процессе
контроля знаний.
Слайд 7
При обучении
кейс- методом формируются :
Аналитические навыки. Умения отличать данные от
информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.
Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.
Слайд 8
Критерии качества готового кейса
должен быть с хорошей фабулой;
фокусироваться на теме, вызывающей
интерес;
отвечать современной ситуации ( кейс воспринимается как новость, чем как историческое событие) ;
вызывать сопереживание к его главным действующим лицам (реалистичность);
включать цитаты из источников;
содержать проблемы, понятные учащимся.
Слайд 9
Роль педагога
при проведении занятий
представление кейса ;
индивидуальное изучение кейса каждым
членом группы
разработка вариантов индивидуальных решений
обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ;
подготовка к обсуждению и дискуссия .
Роль педагога носит инновационный характер - это роль наблюдателя , но с активной позицией , т.е. управление опосредованное .
Слайд 10
Проблема: организация рабочего времени педагога
Конкретная ситуация: Жизнь педагога до предела насыщена запланированными
и не запланированными делами, внезапными событиями. Если к вечеру припомнить и перечислить их все, не верится, что это картина всего лишь одного дня. А ведь завтра предстоит такой же, если не еще более напряженный день. Как правильно организовать рабочее время педагога?
Слайд 11Дневник педагога
Понедельник. Нам всем в пятницу сказали провести родительские собрания. Снова
придется думать, что включить в повестку собрания. Может, пригласить психолога, чтобы выступил. А что! Отличная идея! Остается только решить, чем их занять еще минут 30-40. Ну ладно, я подумаю об этом завтра или послезавтра, ведь время еще есть.
Вторник. Сегодня всех «обрадовали» - к нам едет ревизор! Такой ревизор, что даже Гоголь отдыхает! Вся документация к пятнице должна быть в полном порядке, а у меня еще не заполнены журналы, не подготовлен план мероприятий на каникулы. Да и к собранию надо подготовиться, а я даже еще не садилась. Нужно срочно что-то делать! Хотела на неделе организовать экскурсию по просьбе ребят. Но чувствую, что тоже не успеваю.
Среда. Весь день была на работе – занятия, занятия плюс еще совещание у зама по учебной работе, Интернет, Вконтакте. Навела порядок на рабочем столе. Послезавтра СОБРАНИЕ! Ужас, как я могла снова дотянуть до последнего момента?! К журналам до сих пор не приступала, план мероприятий не подготовила.
Четверг. Боже, спасибо тебе за Интернет! Весь вечер и ночь просидела за компьютером, даже собаку было некогда выгулять, не то, что детей. Составляла план выступления на собрании, искала материал.
Пятница. Ну, все, дело сделано! Даже психолога успела поймать утром и уговорить прийти на собрание. Немного стыдно перед ней за то, что не предупредила ее заранее. А так все прошло хорошо. Документацию для проверки сдала и подготовила план мероприятий на каникулы.. Но чувство какое-то отвратительное. В следующий раз ни в коем случае не затягивать! Все делать вовремя!!!
Слайд 12
Задание 1:
1. Представьте список дел педагога, которые возникли в течение недели.
Хотите что-то добавить или с чем-то не согласны?
2. Что нужно сделать для того, чтобы справиться с возникшими делами?
Слайд 13Задание 2:
Из выделенного Вами перечня дел педагога, выберите 3 наиболее значимых
для Вас.
Обозначьте:
1 мероприятие: …
2 мероприятие: …
3 мероприятие: …
Сделайте аргументированный вывод о приоритетности мероприятий.
Слайд 14Задание 3:
Составьте план подготовки наиболее приоритетного мероприятия, заполнив таблицу.
Слайд 15Умный учится на чужих ошибках,
а очень умный на кейсах!
Спасибо
за активное участие
в семинаре!
Слайд 16Информационные источники
1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов,
содержит разнообразные ресурсы, которые будут полезны преподавателям, заинтересованным в использовании кейс-метода в своих учебных курсах. http://www.casemethod.ru/
2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
Слайд 18Памятка Сценарий организации
занятий по кейс-методу
Работа начинается со знакомства с
ситуационной задачей . Дети самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию .
Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Педагог оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.
Далее идёт формирование подгрупп. Каждая подгруппа располагается в отведённом месте . Если тема для всех подгрупп одна, то педагог объясняет тему, определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить.