Презентация, доклад Развитие интеллектуальных способностей детей подросткового возраста в условиях Центра творчества

Содержание

Актуальность Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлением и профессиональном самоопределении ребенка. Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные образовательные

Слайд 1 педагогический проект
«Развитие интеллектуальных способностей детей подросткового возраста в условиях Центра

творчества»


Автор: Раева О.В.
педагог-психолог МОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района

Учиться надобно не мыслям, а мыслить.
И.Кант

педагогический проект«Развитие интеллектуальных способностей детей подросткового возраста в условиях Центра творчества»Автор: Раева О.В.педагог-психолог МОУ ДОД ЦРТДЮ

Слайд 2Актуальность

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлением и профессиональном самоопределении ребенка. Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства». Выбор темы исследования обусловлен появлением и укреплением в отечественной психологии взгляда на интеллект как на важнейший ресурс развития современного общества, особую ценность образования и недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы в практике учреждений дополнительного образования.
Актуальность          Развитие системы образования на современном этапе характеризуется

Слайд 3Противоречия

возрастающими требованиями к компетенциям обучающихся и отсутствием психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

имеющейся

в дополнительном образовании практикой реализации дифференцированного подхода в формировании мыслительной деятельности и возрастной неоднородностью детских коллективов;

необходимостью развития интеллектуальных способностей детей подросткового возраста и недостаточным использований занятий по их развитию.



Противоречиявозрастающими требованиями к компетенциям обучающихся и отсутствием психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;имеющейся в дополнительном образовании практикой реализации дифференцированного

Слайд 4 Проблема: в области образования стали наблюдаться такие изменения: информация стала подменять знания,

память – понимание, принятие решений – решение проблем и т.д. Сложившаяся ситуация нуждается в переосмыслении в первую очередь проблемы формирования и развития интеллектуальных способностей детей и подростков.




Гипотеза:
интеллектуальные способности детей подросткового возраста будут развиваться наиболее эффективно, если будут учтены особенности мыслительной деятельности подростка и осуществлена система развивающих занятий и тренингов, основанная на результатах диагностики.


Проблема: в области образования стали наблюдаться такие изменения: информация стала

Слайд 5Цель: способствовать развитию интеллектуальных способностей детей подросткового возраста.

Задачи проекта:
изучить основную психолого-педагогическую

литературу по данной проблеме;
провести теоретический анализ основных понятий, концепций, подходов и методов изучения и развития интеллектуальных способностей;
в ходе специально организованного эксперимента определить уровень развития мыслительных способностей у участников экспертной группы;
разработать и опробовать систему развивающих занятий и тренингов, способствующих повышению уровня интеллектуального развития детей подросткового возраста.




Цель: способствовать развитию интеллектуальных способностей детей подросткового возраста. Задачи проекта:изучить основную психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;провести теоретический

Слайд 6Ожидаемые результаты:

формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения;
формирование и развитие всех

видов восприятия: восприятие предметов, восприятие движений, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие людей и отношений;
развитие произвольной и непроизвольной памяти, ее видов (словесно-логической, образной, эмоциональной) и форм (кратковременной и долговременной);
развитие непроизвольного, произвольного, постпроизвольного внимания;
овладение детьми приёмами логического мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение и др.;
развитие логического мышления.
Ожидаемые результаты:формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения;формирование и развитие всех видов восприятия: восприятие предметов, восприятие движений,

Слайд 7Этапы работы над проектом:
I этап Подготовительный
Информационно-поисковый.
Изучение основной литературы по данной проблеме.

Подбор диагностических материалов.
II этап Основной
Констатирующий эксперимент
Исследование интеллектуальных способностей детей подросткового возраста в двух группах- экспериментальной и контрольной.
Формирующий эксперимент
Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений, тренинговых занятий.
Внедрение в образовательно-воспитательный процесс познавательно-практических занятий в экспериментальную группу.
Контрольный эксперимент
Измерение последующего уровня интеллекта экспериментальной группы.
Сопоставление результатов второго измерения с результатами первого.
III этап Завершающий
Подведение итогов реализации проекта.
Этапы работы над проектом: I этап ПодготовительныйИнформационно-поисковый.Изучение основной литературы по данной проблеме. Подбор диагностических материалов.II этап ОсновнойКонстатирующий

Слайд 8План реализации
Основные
направления
реализации проекта
Коррекционно-развивающие
и тренинговые
упражнения
Дидактические
формы, методы, методики
Использование

современных
педагогических технологий

Совместная деятельность
с родителями

План реализацииОсновные направления реализации проектаКоррекционно-развивающие и тренинговые упражненияДидактические формы, методы, методикиИспользование современныхпедагогических технологийСовместная деятельностьс родителями

Слайд 9Комплекс коррекционно-развивающих упражнений
Задания и
упражнения
Тренинги
«Умная музыка»



Комплекс коррекционно-развивающих упражненийЗадания и упражненияТренинги«Умная музыка»

Слайд 10Результативность проекта
Проанализировано состояние проблемы исследования в психолого-педагогической и научно-методической литературе.
Проведен теоретический

анализ основных понятий, концепций, подходов, методов изучения и развития интеллектуальных способностей.
Организован и проведен эксперимент, в результате которого был определен уровень мыслительных способностей у детей подросткового возраста.
Разработана и опробирована система коррекционно-развивающих занятий и тренингов, способствующих повышению уровня интеллектуального развития подростков.
Выявлена положительная динамика школьной успеваемости участников проекта (на примере учащихся Цнинской сош №1 и Цнинской сош №2).
Создание кейс-пакета.
Налажена совместная деятельность с родителями по определению и развитию склонностей и интересов детей.


Результативность проектаПроанализировано состояние проблемы исследования в психолого-педагогической и научно-методической литературе.Проведен теоретический анализ основных понятий, концепций, подходов, методов

Слайд 11Результаты измерения уровня умственного развития детей экспериментальной группы (по тесту ШТУР)

Результаты измерения уровня умственного развития  детей экспериментальной группы  (по тесту ШТУР)

Слайд 12Результаты измерения уровня умственного развития детей контрольной группы (по тесту ШТУР)

Результаты измерения уровня умственного развития  детей контрольной группы  (по тесту ШТУР)

Слайд 13Динамика успеваемости в школе участников проекта
Вывод: В ходе реализации проекта

у участников экспериментальной группы успеваемость в школе повысилась на 9 %, а у участников контрольной группы успеваемость осталась на прежнем уровне
Динамика успеваемости в школе участников проекта Вывод: В ходе реализации проекта у участников экспериментальной группы успеваемость в

Слайд 14Вывод по проекту:

интеллектуальные способности детей подросткового возраста развиваются

наиболее плодотворно, если учитываются особенности мыслительных процессов подростков и осуществляется система развивающих занятий и тренингов, основанная на результатах диагностики.
Вывод по проекту:   интеллектуальные способности детей подросткового возраста развиваются наиболее плодотворно, если учитываются особенности мыслительных

Слайд 15Информационные ресурсы
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд.// Вопросы психологии. -1996.-№1 –с.111 -131
Айзенк

Г.Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.- Кострома, 1993.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.,Знание,1973.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М.,Знание, 2001.
Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1994.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000
Теплов Б.М. Способность и одаренность // Избранные труды в 2 т., т1.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- М.,1997
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., Просвещение, 2004.
httphttp:http://videourokihttp://videouroki.http://videouroki.ru
httphttp:http://wwwhttp://www.http://www.metod-kopilkahttp://www.metod-kopilka.http://www.metod-kopilka.ru
httphttp:http://viohttp://vio.http://vio.fiohttp://vio.fio.http://vio.fio.ru/
http://www.samopoznanie.ru
Сайт СоцОбраз
httphttp:http://adalinhttp://adalin.http://adalin.mospsyhttp://adalin.mospsy.http://adalin.mospsy.ru
httphttp:http://wwwhttp://www.http://www.classnethttp://www.classnet.http://www.classnet.ru
http://openclass.ru


Информационные ресурсыАйзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд.// Вопросы психологии. -1996.-№1 –с.111 -131Айзенк Г.Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.-

Слайд 16Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 17Дидактические формы, методы, методики
Формы:
Индивидуальные и групповые занятия;
Ролевые и подвижные игры, общение

в малых группах, дискуссии
Тренинговые занятия.
Методы:
культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла;
ШТУР (школьный тест умственного развития);
психолого-педагогический эксперимент;
психолого-педагогическое наблюдение;
анализ продуктов деятельности подростков.
Методики:
Шкала самооценки личности (А.М. Прихожан).
Методика диагностики личной тревожности (А.М. Прихожан).
Методики для исследования памяти.
Таблицы Э.Шульте определения объема динамического внимания.
Субтесты 1,4,9,10 из теста Векслера для измерения интеллектуальных способностей.


Дидактические формы, методы, методикиФормы:Индивидуальные и групповые занятия;Ролевые и подвижные игры, общение в малых группах, дискуссииТренинговые занятия.Методы:культурно-свободный тест

Слайд 18Использование современных технологий:

Элементы здоровьесберегающих технологий
Элементы технологии личностно-ориентированного обучения
Элементы технологии перспективно-опережающего обучения
Элементы

игровых технологий
Элементы технологии развивающего обучения


Использование современных технологий:Элементы здоровьесберегающих технологийЭлементы технологии личностно-ориентированного обученияЭлементы технологии перспективно-опережающего обученияЭлементы игровых технологийЭлементы технологии развивающего обучения

Слайд 19Совместная деятельность с родителями:
Методики для родителей:

Методика – «Карта одаренности» Д.Хаана и

М. Каффа
Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Методика рассчитана на выполнение двух основных функций. Первая и основная функция – диагностическая. Количественно оценивается степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определяется какой вид одаренности у ребенка преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный «портрет развития дарований» ребенка.
Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребенок можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Методика общей одаренности. А.С.Савенкова.
Задача данной методики – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (педагогов и психологов).


Совместная деятельность с родителями:Методики для родителей:Методика – «Карта одаренности» Д.Хаана и М. Каффа    Методика

Слайд 20«Умная музыка»
Звуки природы
Джазовая музыка
Инструментальная музыка
Фон для занятий

«Умная музыка»Звуки природыДжазовая музыкаИнструментальная музыкаФон для занятий

Слайд 21Тренинги
Для подростков тренинг – прекрасная возможность интересно и с пользой провести

время, пообщаться со сверстниками в комфортной обстановке, зачастую приобрести новых друзей, а так же получить множество полезных знаний, например, освоить приемы и техники успешного общения, научиться лучше понимать других людей, больше узнать о себе, о своих сильных и слабых сторонах, сориентироваться в выборе профессии. Во время тренинга производится разбор конкретных сложных ситуаций во взаимоотношениях.
Формы работы на тренингах:
подача теоретического материала,
ролевые игры,
подвижные игры,
общение в малых группах и общегрупповые дискуссии
тренировочные упражнения для лучшего усвоения темы.
Тренинг «О ценностях ума и образования»
Содержание занятия: познание как ценность. Ум как обобщенная характеристика познавательных возможностей человека. Индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека. Поиск внутренних ресурсов. Выработка умения поиска внешних ресурсов. Развитие умения планировать позитивный образ своего будущего. Развитие своих интеллектуальных возможностей и достижение высот в интеллектуально-познавательной сфере.
Методики: «Позитивное мышление», «Умные слова», «Я сам»,Игра «На пне в лесу», анкета для детей среднего школьного возраста.
(данный тренинг взят из сборника Т.Н.Гущиной «Я и мои ценности…».-М.,2008.)


ТренингиДля подростков тренинг – прекрасная возможность интересно и с пользой провести время, пообщаться со сверстниками в комфортной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть