Слайд 1Министерство социальной политики Нижегородской области ГКУ «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних
Сосновского района»
Программа
«Учусь быть взрослым»
по социально-бытовой адаптации воспитанников 10-13 лет
Срок реализации программы 6 месяцев
Автор:
Павлова Ольга Вячеславовна,
воспитатель отделения социальной реабилитации
I квалификационная категория
с. Рожок
2017 год
Слайд 2Актуальность
Потребность в формировании социально-бытовых умений и навыков, способствующих наилучшему развитию личности
воспитанника и подготовки его к самостоятельной жизни.
Слайд 3Обоснование актуальности
Начальная диагностика
Диаграмма уровня воспитанников
самообслуживания
Диаграмма развития умений и
навыков по уходу за жилищем
Слайд 4
Концептуальные основы
Социально-бытовая адаптация – это способ деятельности личности и её
общения с окружающим, в процессе чего воспитываются привычки, установки, определяются нормы взаимоотношений в семье, с родственниками, соседями, развиваются умения организовывать бытовой труд, свободное время, направлять его на поддержание здоровья, удовлетворения духовных запросов.
Вопросы социальной адаптации несовершеннолетних изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В. К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щербакова А.М., Москаленко Н.В.
Слайд 5
Цель:
Способствовать повышению уровня социально-бытовой адаптации несовершеннолетних путем вовлечения в хозяйственно-бытовой и
самообслуживающий труд.
Задачи:
Воспитательно-реабилитационные:
– Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
– Воспитывать нравственные качества личности: аккуратность, стремление к качественному выполнению задуманного, трудолюбие.
– Воспитывать взаимоотношения между воспитанниками в процессе трудовой деятельности.
Развивающие:
– Развивать память, внимание, эмоционально-волевые качества, трудоспособность.
– Развивать самостоятельность в привитии навыков личной гигиены и навыков по уходу за вещами и жилищем.
Информирующие:
– Формирование у учащихся бытовых умений в области личной гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья;
– Формирование и совершенствование навыков самообслуживания при повседневном уходе за одеждой, обувью и жилищем;
– Формировать у воспитанников привычку доводить начатое дело до конца.
Слайд 6Принципы работы по программе:
Всеобщности и доступности: возможность приобщения и вовлеченности всех
воспитанников в работу с целью удовлетворения их творческого потенциала, запросов и интересов.
Индивидуального подхода: предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических и социальных особенностей воспитанников.
Добровольности: предоставление социальных услуг несовершеннолетним может осуществляться только при условии их добровольного согласия.
Принцип систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных навыков и умений.
Принцип деятельного подхода: воспитание через организацию интересной для воспитанника деятельности.
Принцип опоры на положительное: выявить положительное и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Гуманистической ориентации: рассмотрения воспитанника как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.
Слайд 7Технологии:
– технология, основанная на идее О.С. Газмана – технология педагогической поддержки
воспитанника как помощи ему в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, успешностью, коммуникативной деятельностью, самоопределением;
– здоровьесберегающие технологии – соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям, гармоничное сочетание воспитания и обучения, обеспечение безопасности и оптимальных гигиенических условий, учитывание экологических факторов (Л.A. и Б.П. Никитины);
– модель трудового воспитания А .А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду;
– игровые технологии – в основе лежит принцип активности. Наряду с трудом и учением лежит игровая деятельность (Б.П. Никитин);
– модели последовательности выполнения трудовых действий;
– модели по организации хозяйственно-бытового труда;
– модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат).
Слайд 8Основные методы и приемы:
методы формирования сознания личности (рассказ, объяснения. разъяснение, этическая
беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, метод упражнения, приучение, требование, поручение);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности, педагогическое наблюдение за воспитанниками, беседы, направленные на выявление воспитанности, вопросы (анкетные, устные и т. п.), создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.
Слайд 9Механизм реализации программы
В программе участвуют воспитанники школьного возраста от 10 до
13 лет с сохраненным интеллектом.
Срок реализации программы составляет 6 месяцев.
В течение 6 месяцев проводится 32 занятия. Продолжительность одного занятия не более 40 минут.
Программа состоит из двух блоков:
«Чистота-залог здоровья»
II. «Мой дом – моя крепость».
Слайд 10Занятие 2. Чувства, которые мешают дружить
Занятия 9. Вежливое слово должен каждый
знать.
Сказка «Как Зайке звери помогли».
Занятие «Ковры и уход за ними»
Занятие «Утюжка и
глажение изделий»
Занятие «Уход за
комнатными растениями»
Занятие «Повседневный уход за одеждой»
Занятие «Способы ухода за зеркалами и окнами»
Слайд 11Занятие 2. Чувства, которые мешают дружить
Занятия 9. Вежливое слово должен каждый
знать.
Сказка «Как Зайке звери помогли».
Занятие «Ковры и уход за ними»
Занятие «Утюжка и
глажение изделий»
Занятие «Уход за
комнатными растениями»
Занятие «Повседневный уход за одеждой»
Занятие «Способы ухода за зеркалами и окнами»
Слайд 12Итоговая диагностика
Диаграмма уровня воспитанников
самообслуживания
Диаграмма развития умений и
навыков по
уходу за жилищем
Слайд 13Сравнительный анализ сформированности:
Сравнив итоги на входящем и заключительном этапах, видно, насколько
возрос уровень сормированности навыков самообслуживания и навыков ухода за жилищем.
развития навыков
самообслуживания
развития навыков и
умений ухода за жилищем
Слайд 14Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у воспитанников должны быть сформированы теоретические
знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, ухода за жилищем, помощи семье; повысится уровень адаптации воспитанников в современном обществе, их ориентации в социуме и быту.
Слайд 15Использованная литература
Бадирова, З. А. Классные часы и беседы для девушек (5 -
11 классы) / З. А. Бадирова, З.А. Бодирова, А.В. Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости (пер. и ред. А.Битова). – Обнинск, 1999г.
Венгера Л.А. Праздники здоровья для детей /М.Ю. Картушина, Москва 2009г.
Иващенко Г.М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. М., 2003.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – Айрис-пресс, 2007г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2011г.
Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции. М.. 2009г.
Снегирёва А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000г.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Под.ред. А.М. Щербаковой. – М.: ВЛАДОС, 2008г.
Слайд 16Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII
вида: пособие для учителя /В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2010г.
Уроки жизни: программа социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Деп. образования Нижегор. обл., Государств. образоват. учр. дополнит. профессион. образования «Нижегор. ин-т развития образования». – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006г. (Рег. целевая программа «Дети-сироты»).
Уроки жизни: программа социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Деп. образования Нижегор. обл., Государств. образоват. учр. дополнит. профессион. образования «Нижегор. ин-т развития образования». – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006г. (Рег. целевая программа «Дети-сироты»).
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.
Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков» Д/в №8-79 г.
http://nsportal.ru/ http://nsportal.ru/ – социальная сеть работников образования.
httphttp://http://festivalhttp://festival.1http://festival.1septemberhttp://festival.1september.http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».