Слайд 1Вчитайтесь, вслушайтесь внимательно в колыбельные, в пестушки, в частушки, потешки, сказки,
скороговорки и поймете о чем речь.
Слайд 2«В истории обряда форма меняется, а функция при этом часто остается,
хотя иногда и перетолковывается на иной лад. И ритуалы, и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта всего, без чего мы не полные, не цельные».
Д.К. Зеленин
"Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экономические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия".
В. Калугин
Слайд 3Программа дополнительного
образования
«Обряды и традиции»
Слайд 4Структура программы:
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Учебная программа (содержание) занятий
Репертуар
Список рекомендуемой литературы
Слайд 5Пояснительная записка
Цель программы
Задачи:
Образовательные задачи
Развивающие задачи
Воспитательные задачи
Направленность программы
Новизна программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности
Сроки реализации программы
Формы занятий
Ожидаемые результаты освоения программы
Слайд 6Цель программы:
Усовершенствование условий для приобщения молодого поколения к русской национальной культуре,
через изучение, сохранение и популяризацию местного традиционного музыкального фольклора, традиций и обрядов русского народа.
Слайд 7Задачи:
Образовательные задачи:
1. Обучить теоретическим основам сбора музыкального фольклора.
2. Собирание фольклорного материала
с целью его изучения и
сохранения.
3. Научить детей отличать народное искусство от псевдонародного. 4. Создать условия для формирования художественного вкуса.
Развивающие задачи:
5. Развивать музыкальные способности детей.
6. Развивать познавательный интерес к отечественной истории, истории своего края, района, села.
Воспитательные задачи:
7.Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшим. 8. Воспитание уважения и любви к народному искусству, как особо
значительной области музыкальной культуры.
9. Воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в народном искусстве, жизни, природе.
10. Воспитать потребность к творческому самовыражению через активное участие в возрождении народной обрядности.
Слайд 8Направленность программы
Программа «Обряды и традиции» по содержанию является художественно-эстетической.
По
функциональному предназначению – специальной, этнокультурной.
По форме организации – групповой;
По времени реализации – длительной подготовки.
Слайд 9Новизна программы
состоит в том, что в основу положена идея приобщения
учащихся к национальной культуре через изучение народной обрядности, местного традиционного музыкального фольклора семейских.
Слайд 10Актуальность
программы обусловлена тем, что в настоящее время, на фоне духовно-нравственного дефицита
у подрастающего поколения, обращение к своей национальной культуре, одна из действенных форм в деле воспитания всесторонне развитой, социально адаптированной личности.
Слайд 11Педагогическая целесообразность
программы объясняется тем, что результатами изучения народной обрядности и
музыкального фольклора, является определенный уровень творческого развития учащихся, возрожденный интерес к культурному наследию своего народа, что позволяет сознательно относиться к эстетике народных обрядов, прочувствовать смысловое предназначение музыкального фольклора как части обрядового действия.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность);
- в формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод художественной импровизации, занятия, участие в народных гуляниях, празднествах);
- в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов фольклорных экспедиций, обработке собранного материала);
- в средствах обучения (методические пособия, наглядные пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, репродукции картин русских художников). Фортепиано, гармонь, баян, народные духовые и шумовые инструменты, балалайка.
Слайд 12Отличительные особенности
данной программы заключаются в том, что она ориентирована на
воспитание у обучающихся способности демонстрировать вокальное искусство, актерское мастерство, сценическую культуру в музыкальных постановках (проведение различных праздников, связанных с народными обрядами).
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что данная программа может реализовываться как самостоятельный курс обучения, так и в рамках образовательной программы фольклорного театра-студии.
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности.
Слайд 13Сроки реализации программы
Время реализация программы – три года
Первый год обучения
– введение в народную обрядность. Изучение детского фольклора, детского народного календаря.
Второй год обучения – изучение истории семейских, их календарных обрядов.
Третий год обучения – изучение семейных обрядов, истории развития русского фольклора Забайкалья, теоретических и практических основ по сбору и обработке музыкального фольклора.
Слайд 14Формы занятий (основные, характерные для данной программы).
- вокально-хоровая работа;
- занятия-беседы;
-
восприятие (слушание образцов народной музыки);
- знакомство с народными инструментами и игра на них;
Используются следующие формы занятий:
По количеству детей: в основном групповые.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей; классные, массовые внеклассные мероприятия, экспедиции.
По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.