Слайд 1Программа
« Природа и фантазия»
Слайд 2 Пояснительная записка.
Экологическое образование общества играет важную роль в истории
развития всего человечества.
Люди — часть природы. В природе важно все: от огромных комических тел, до маленького камня в тропе. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И люди на Земле будут заботиться о доме, в котором живут, то природа одарит нас свежим воздухом, чистую водой, вкусными и полезными продуктами.
Поэтому очень важно прививать детям любовь, бережное отношение к планете, на которой мы живем, и ее обитателям.
Слайд 3Актуальность.
В наше время, когда наиболее
остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды, исчезновения лесных массивов, некоторых видов животных и птиц, огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению флоры и фауны родного края.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья творческие занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Слайд 4 Если процесс обучения рассматривать как процесс
формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:
познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»;
обслуживать себя и принимать помощь других;
вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;
участвовать в созидательной деятельности.
Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают эстетически.
Слайд 5 Цель и задачи образовательного процесса.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в экологическом направлении.
Задачи:
вовлечение ребят в творческую деятельность;
обогащение знаний о природе родного края;
знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей опытно-практическая деятельность);
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
Слайд 6развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
развитие предпосылок к
интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
обучение элементарным трудовым навыкам;
воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.
В программе ставится задача ознакомления с природными объектами и их сохранностью, освоения разнообразных методов охраны природы, приобщения обучающихся к творческой и трудовой деятельности, развитие интереса к исследовательской деятельности.
Слайд 7 В наши дни, когда мир находится
на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.
Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении.
Слайд 8 Программа «Природа и фантазия» направлена на развитие и обучение здоровых
детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов от 10до 12 лет.
Программа расчитана на 1 года.
В заезд проходит 7 занятий по 40 минут (280 часов)
Структура программы:
Блок: «Зимушк-зима».
Расчитан на 3 месяца, включает 21 занятие.
Блок: «Весна идет – весне дорогу».
Расчитан на 3 месяца, включает 21 занятие.
Блок: «Лето. Уроки моря». Содержит 7 тем для занятий. Расчитан на 3 месяца, включает 21 занятие.
4. Блок: «Золотая осень». Содержит 7 тем для занятий. Расчитан на 3 месяца, включает 21 занятие.
Слайд 9 К концу освоения программы дети должны:
Понимать что такое экологическая культура
человека. Знать для чего нужно беречь природу.
Знать времена года, природные явления, свойства природных материалов.
Знать заповедники Приморского края, растения и животных занесенных в красную книгу.
Знать правила поведения у воды, в лесу, в природных зонах.
Отличать свойства природных материалов (семена, ракушки, шишки и т.д.) и уметь составлять из них композиции, делать поделки.
Усовершенствовать мелкую моторику, овладеть ножницами, кистью (нетрадиционными способами рисования) .
Слайд 10Блок «Зимушка – зима»
1 занятие. Тема: Вводное.
2 занятие. Тема: « Это
всё вокруг природа»
3 занятие. Тема: «Жизнь лесных обитателей зимой»
4 занятие. Тема: «Экологическая тропа»
5 занятие. Тема: «Рассматривание тематических картин русских художников»
6 занятие. Тема: «Декоративная аппликация: «Зимние узоры»
7 занятие. Тема: «Коллективная изодеятельность: «Зимние забавы»
Слайд 11Блок «Весна идёт – весне дорогу».
1 занятие. Тема: «Вводное занятие»
2 занятие.
Тема: «Природа просыпается»
3 занятие. Тема: «Лесные обитатели весной»
4 занятие. Тема: «Экологическая тропа»
5 занятие. Тема: «Вода, вода, кругом вода»
6 занятие. Тема: «Аппликация из природного
материала: «Лес весной»
7 занятие. Тема: «Коллективная аппликация:
«Весенний ковёр»
Слайд 12Блок «Уроки моря». «Лето»
1 занятие. Тема: «Вводное занятие»
2 занятие. Тема: «Реки,
моря, океаны»
3 занятие. Тема: «Морские обитатели»
4 занятие. Тема: «Волшебница вода»
5 занятие. Тема: «Мы за чистый воздух»
6 занятие. Тема: «Флора и фауна Приморского края»
7 занятие. Тема: «Декоративная аппликация:
«Морское дно»
Слайд 13Блок «Осень золотая»
1 занятие. Тема: «Вводное»
2 занятие. Тема: «Осень, осень –
в гости просим»
3 занятие. Тема: «Экологическая тропа»
4 занятие. Тема: «Жизнь лесных обитателей осенью»
5 занятие. Тема: «Заповедники Приморского края.
«Дальневосточный морской заповедник»,
«Кедровая Падь»,
«Лазовский заповедник им. Л.Г. Капланова»
6 занятие. Тема: «Заповедники Приморского края.
«Сихоте – Алинский заповедник»,
«Уссурийский заповедник им. В.Л. Комарова»,
«Ханкайский заповедник».
7 занятие. Тема: «Аппликация: «Дары осени»
Слайд 14Приложение
Коррекционные занятия
Экологическая тропа
Слайд 174. Животные: хищники и травоядные
Слайд 185. Заповедники Приморского края
Дальневосточный морской заповедник
Слайд 19
Дальневосточный морской заповедник расположен в Приморском крае, в заливе Петра Великого.
Заповедник основан в 1978 году для сохранения ценных видов — обитателей шельфа Японского моря. Площадь заповедника 64360 га (из них 63 тыс. га — акватория), в состав Дальневосточного морского заповедника входят девять островов. Территория состоит из трех участков: восточного, западного и южного. Восточный участок (площадь акватории участка 4500 га, территории 700 га) включает острова архипелага Римского-Корсакова: Большой Пелис, Матвеева, Де-Ливрона, Гильденбрандта, Дурново. Западный участок (площадь акватории 3000 га) расположен в заливе Посьета на южном побережье полуострова Крабе.
Слайд 21Заповедник Кедровая Падь
Кедровая Падь заповедник на западном берегу Амурского залива в
Хасанском районе Приморского края, к западу от Владивостока. Основан в 1916 году, в современных границах с 1951 года. Площадь 17897 га. Преобладающая форма рельефа — горные хребты (Сухореченский в южной части территории заповедника Кедровая падь, Гаккелевский — в северной), отделяющие бассейн реки Кедровой от бассейнов рек Нарвы и Барабашовки. Абсолютная средняя высота 300-400 м над уровнем моря, отдельные вершины достигают 600-700 м (Крестовая, Чалбан). Климат мусонный, во второй половине лета характерно проникновение морского тропического воздуха, приносящего большое количество осадков.
Слайд 22Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова
Слайд 23 Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова
Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова, расположен в Приморском крае, на южных отрогах Сихотэ-Алиня (хребет Заповедный), включает острова Петрова и Бельцова в Японском море. Основан в 1937 как филиал Сихотэ-Алинского заповедника, в 1940 преобразован в Судзухинский заповедник, c 1951 по 1957 не функционировал, в 1970 переименован в Лазовский заповедник с присвоением ему имени зоолога Л. Г. Капланова. Площадь более 116,5 тыс га.Рельеф горный, средняя высота гор 500-700 м над уровнем моря, отдельные вершины (Нагеевская, Черная) достигают высоты 1200-1400 м. Климат муссонный, северная (континентальная) и южная (приморская) части заповедника различаются по климатическим показателям. Среднегодовая температура 3 °С, среднегодовое количество осадков 700-800 мм.
Слайд 25Сихоте-Алинский заповедник
Сихоте-Алинский заповедник в Приморском крае Российской Федерации, расположен на восточных
и западных склонах Сихотэ-Алиня; юго-восточная часть выходит на побережье Японского моря. Заповедник основан в 1935 году, в 1978 году получил статус биосферного. Рельеф территории Сихоте-Алинского заповедника горный, абсолютные средние высоты 700-900 м над уровнем моря, самые высокие (1300-1600 м) вершины — Шишкина, Снежная, Поднебесная, Верблюд, Туманная. Горные склоны характеризуются большой крутизной (30-40°). По территории заповедника протекают горные реки — Серебрянка, Джигитовка, Колумбе, Таежная.
Слайд 26Уссурийский заповедник имени
В. Л. Комарова
Слайд 27Уссурийский заповедник имени
В. Л. Комарова
Уссурийский заповедник имени В. Л. Комарова
— в России, расположен на юге Приморского края близ Уссурийска. Заповедник основан в 1932 году, занимает площадь 40,4 тысячи га. Рельеф заповедной территории низкогорный, сформирован южными отрогами Сихотэ-Алиня. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января –18 °С, августа 20 °С. Среднегодовое количество осадков в Уссурийском заповеднике — 700-800 мм.
Слайд 29Ханкайский заповедник
Ханкайский заповедник в Российской Федерации, Приморский кр. Основан в 1990.
Площадь 38 тыс. га. Водно-болотные угодья Приханкайской низм. и оз. Ханка; места обитания многочисленных околоводных и водоплавающих птиц. Особо охраняются японский и даурский журавли, красноногий ибис, колпица и др.
Слайд 31Содержание
Правила поведения у воды;
Реки и моря Приморского края;
Обитатели рек, озер, морей
и океанов;
Свойства воды;
Экспериментальная деятельность;
Коллективное творчество с «дарами моря».
Слайд 32Цель и задачи проекта «Уроки моря»
Цель: Формировать знания об акватории Приморского
края. Воспитывать экологическую культуру.
Задачи:
Закрепить правила безопасного поведения у водных источников;
Дать знания об акватории Приморского края и ее обитателях;
Развивать творческую деятельность детей, желание проводить эксперименты с водой, песком, делать поделки из природного материала.
Слайд 33Список используемых источников
Литература:
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.
– Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.–72с.: ил.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Слайд 34Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период /
Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова.– Москва:Всемирный фонд дикой природы,2006.-104 с.:
Интернет источники:
http://www.primkray.ru
http://www.vikipedia.org
Статьи:
Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.