Слайд 1«Профилактика
синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Хурамжина Наталья Николаевна,
педагог-психолог
Щучье
Муниципальное казенное
образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества»
Слайд 3Немного истории
Термин «burnout» («выгорание»,«сгорание»)
предложил Г. Фрейденбергер
в 1974 г.
для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий
«человек-человек»
Слайд 4ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ –
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и
ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека
Слайд 5Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!
Слайд 6синдром
эмоционального
сгорания
Слайд 7психологическая диагностика
психологическое просвещения педагогов
тренинг
индивидуальные и групповые консультации
Программа
«Приглашение
в хорошее
самочувствие»
Слайд 8Этапы
Диагностический
Установочный
Информационный
Слайд 9
Эмоциональное выгорание педагога
Неудовлетворенность собой
Загнанность в клетку
Редукция профессиональных обязанностей
Редукция личных достижений
Отсутствие социальной
поддержки
Эмоциональная опустошенность
Личностная отстраненность (деперсонализация)
По количеству баллов :
4-5 баллов – ярко выраженный симптом
2-3 балла - складывающийся симптом
0-1 балл – симптома нет
Слайд 10Диагностика
Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В.В. Бойко, адаптация
Е.Е. Алексеевой)
Анкета НПУ «Прогноз»
Тест на определение уровня стрессоустойчивости
Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»
Методика по определению способа решения жизненных проблем
Опросник Плутчика-Келлермана-Конте
Тест САН (самочувствие, активность, настроение)
Шкала депрессии
Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора)
Диагностика нейротизма
Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности)
Слайд 11СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 12Симптомы появления СЭВ
Психофизические симптомы
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но
и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
ощущение эмоционального и физического истощения
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии)
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
резкая потеря или резкое увеличение веса
полная или частичная бессонница
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания
Слайд 13Симптомы появления СЭВ
Социально-психологические симптомы
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус,
чувство подавленности)
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»)
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
Слайд 14
Симптомы появления СЭВ
Поведенческие симптомы
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее,
а выполнять ее — все труднее и труднее
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств
Слайд 15 Установочный этап
«Потянись, улыбнись, взбодрись»
«Портрет в особой рамке»
«Приглашение в хорошее самочувствие»
«Карусель
общения»
«Для чего вы работаете»
«Как распознать стресс?»
Слайд 16активизация профессиональных усилий и установление «верхней планки» своих возможностей у педагогов
поиск
смысла труда, смысла работы в нашем учреждении
повышение квалификации
ориентация на карьерный рост
переход на инновационный уровень деятельности
Слайд 17Проявление СЭВ у педагогов
(по стажу работы)
чаще всего у педагогов со
стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
22% – от 15 до 20 лет
Слайд 18Причины возникновения
СЭВ у педагогов
повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных
функций;
загруженность в течении рабочего дня
высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка
неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте
необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности
необходимость владения современными методиками технологиями обучения
Слайд 19Причины возникновения
СЭВ у педагогов
отсутствие четкой связи между процессом обучения и
получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам
жесткие временные рамки деятельности
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния
«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование
ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций
Слайд 20.
Есть ситуации,
когда былые недостатки
превращаются в преимущество
Слайд 21"да"- 3 балла, "иногда"-2 балла, "нет"- 1 балл
1.Меня тяготит педагогическая деятельность
2.У
меня нет желания общаться после работы
3.У меня в объединении, классе, группе есть "плохие" дети
4.Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым
5.Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат
Слайд 22"да"- 3 балла, "иногда"-2 балла, "нет"- 1 балл
Ключ
5-8 балов -
Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания
9-12 баллов - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания
13-15 баллов - идет развитие синдрома эмоционального выгорания
Слайд 23ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 24Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается
путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Слайд 25Попробуйте задать себе вопросы
Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
На бумаге, составьте перечень этих способов
Что я могу использовать из вышеперечисленного?
Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость
Слайд 26Способы эмоциональной саморегуляции
смех, улыбка, юмор
размышления о хорошем, приятном
рассматривание цветов в помещении,
пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее)
Слайд 27Способы эмоциональной саморегуляции
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах
вдыхание свежего воздуха
чтение
стихов
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так
занятие любимым делом - хобби
Слайд 28 СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон
вкусная еда
общение с
природой и
животными
движение
танцы
музыка
Слайд 29 СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
баня, сауна, массаж
горячая ванна
SPA-процедуры
Слайд 33Профессиональное развитие и самосовершенствование
Определение краткосрочных и долгосрочных целей
Избегание ненужной конкуренции
Слайд 34Поддержание хорошей спортивной формы
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно
заметить первые симптомы усталости
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе
Слайд 35Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать
самого себя