Слайд 1
Профессионально важные качества педагога
подготовила:
Наталья Николаевна Хохлова , заведующая методическим отделом
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
рп.Большеречье 2013
Слайд 2Профессионально важные качества педагога
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально
важные качества.
В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.
Слайд 3 От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит
и продуктивность педагогической деятельности
Слайд 4Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление.
Логическое мышление отражает сформированность логических
приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Слайд 5Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность
личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
Слайд 6 В профессиограмму педагога входит и такое качество, как
педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
Слайд 7аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями
преодоления профессиональных деструкции;
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.
Слайд 8С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие
группы профессионально-педагогических умений:
гностические умения
идеологические умения
дидактические умения
организационно-методические умения
коммуникативно-режиссерские умения
прогностические умения
рефлексивные умения
организационно-педагогические умения
общепрофессиональные умения
конструктивные умения
технологические умения
производственно-операционные умения
производственно-операционные умения
специальные умения
Слайд 9гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и
психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
Слайд 10идеологические умения –
социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди
обучающихся,
пропаганды педагогических знаний;
Слайд 11дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных
форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
Слайд 12организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации
учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
Слайд 13коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные (1), экспрессивные(2), суггестивные (3),
ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
1-перцепция(лат.perception) –восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств
2 -экспрессия (лат. expression)- выражение, выразительность
3 – суггестивный (лат. suggestion) – внушение, намек. Воздействующий на чьи-то мысли, сознание, поведение
Слайд 14прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику
личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом
Слайд 15рефлексивные умения –
способность к самопознанию,
самооценка профессиональной
деятельности и профессионального поведения,
самоактуализация;
Слайд 16организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса,
выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия,
организации самовоспитания и самоуправления,
формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
Слайд 17
общепрофессиональные умения –
умения чтения и составления
- чертежей,
- схем,
- технических диаграмм,
- заполнения расчетно-графических работ, - - определения экономических показателей производства;
Слайд 18конструктивные умения -
интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования
технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
Слайд 19технологические умения –
количественные умения
- анализа производственных ситуаций,
- планирования, рациональной организации технологического процесса,
- эксплуатации технологических устройств;
Слайд 20производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
специальные умения –
узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.
Слайд 21спасибо за внимание!
646670, Омская область, р.п. Большеречье