Слайд 1Приемы формирования
положительной мотивации
через актуализацию знаний учащихся
на уроках биологии
Учитель биологии: Фризен Е.В.
Слайд 2
Мотива́ция(от лат.movere)—побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека,
определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация–устойчивый познавательный процесс обучающихся.
Слайд 5При изучении темы «Бактерии» в 6 классе я ставлю проблему:
«Важнейшую роль
в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду. Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».
В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина – бактерии гниения – разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда-влага) Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводный, с малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
Слайд 6Задание- «Найди ошибки»:
Картофель – это фруктовое растение из семейства крестоцветных. Он
используется в пищу, особенно вкусны его плоды – стручки. Картофель – это многолетнее растение.
Капуста – это фруктовое растение из семейства розоцветных. Она используется в пищу, особенно вкусны её плоды – ягоды. Капуста – однолетнее растение.
Слайд 7«Фотосинтез. Дыхание» 6 класс
Одна богатая дама, узнав о том, что растения
очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.
Слайд 8Отгадайте ребус (название отдела растений)
Слайд 98 класс. «Черный ящик»
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой»
человека, они полагали, что именно этим органом человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду, что находится в черном ящике? (модель сердца).
Хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока.
Например:
Может ли человек прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?
Пословицы. Кто глянется, к тому оно и тянется.
*Оно не камень –тает.
*Ему не прикажешь.
Слайд 10Биологические шарады.
Первое –одна из нот,
Отгадаешь без хлопот.
А второе в суп кладут,
Если
много –сильно бьют.
Вместе все –родня гороху,
Коль не знаешь, очень плохо.
Слайд 11Составьте слова.
Тапвол (плотва)
Алгбеу (белуга)
Дукса (судак)
Арьсак (карась)
Знаас (сазан)
Секрат (треска)
Егмас (семга)
Бовал (вобла)
Слайд 12«Терморегуляция организма. Закаливание» 8 класс
Кейс
Лев Толстой с ранней весны и
до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом. Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?
Задания:
•Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла?
•Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете лучшим?
•Чем полезно закаливание?
Слайд 13ПОЛЕ ЧУДЕС на тему: " ПТИЦЫ".
ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся о
птицах, воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.
ВЕДУЩИЙ. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, мелодичное пение, их смелые стремительные полеты. С птицами - звонкоголосым соловьем, смелым соколом - связаны поэтические образы в народном творчестве. О птицах сложены легенды. Сегодня, в ходе игры, вы узнаете новые интересные сведения о птицах.
ПЕРВЫЙ ТУР.
В России эта птица была символом красоты. Русский писатель С.Т.Аксаков
говорил о ней так: "По своей величине, силе, красоте и величавой осанке
давно и справедливо названа царем птиц. Все ее движения исполнены
прелести: Начнет ли пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх.
Начнет ли охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою шею.
Все живописно и великолепно в ней". (Лебедь)
ВТОРОЙ ТУР. Для средневековых рыцарей он был символом верности, для китайских живописцев - пожеланием удачной карьеры. Что это за птица? (фазан)
ТРЕТИЙ ТУР. На оперении этой птицы богиня Гера разместила все сто глаз Аргуса.
(павлин)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ. Близкий родственник воробья и выкладывает свое гнездо рыбьими костями.
(зимородок)
ФИНАЛ.В Древней Греции и Древнем Риме у каждого бога были свои любимые птицы. Так, например, у Зевса это был орел, у Геры - павлин и кукушка, у Афины -сова и петух, а у Афродиты- кто? (голубь и лебедь)
СУПЕР.ИГРА. Именно эта птица стала символом добра и счастья. (аист)
Слайд 14На уроках биологии можно использовать загадки:
Они все живые, с хвостами,
усами
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать, .
Они мохнатые, они и пернатые,
Они и стройны, но бывают горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные.
Кто же они, догадались? (животные)