Презентация, доклад посвящённая 120-летию со дня рождения Юрия Карловича Олеши

Содержание

Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елизаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневшихпольских дворян. Отец акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала вОдессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение«Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Слайд 1Юрий Карлович Олеша (1899-1960)

Юрий Карлович Олеша (1899-1960)

Слайд 2Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елизаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневшихпольских дворян. Отец акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала вОдессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение«Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елизаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневшихпольских дворян. Отец акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала вОдессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение«Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Слайд 3Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. ВОдессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфомобразовал группу «Коллектив поэтов».
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута наработу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смоглиэмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними.
По мнению руководителя музея СПК "Бережное" (Столинский район) Цывиса А. А. допущено ряднеточностей: Место рождения Елисаветград, гражданство - СССР. Близ деревни Юнище (ныне Столинскийрайон, Брестская обл.) в 1861 году родился отец Олеша Карл Александр Антонович в семье из рода Олеша Бережненских, известного на Полесье с 1492 года, младшей ветви рода Щепа, происходящего (по нашейверсии) из боровичского удела Московской Руси и прибывшего в ВКЛ в 1456 году вместе со своим князем И.В. Ярославичем Боровским. Род первоначально православный, ведущий начало от боярина ОлешиПетровича (от имени образовалась родовая фамилия), получившего в 1508 году от князя Федора ИвановичаЯрославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался, окатоличился.Писатель по всей видимости не знал точно своих родовых истоков.

Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. ВОдессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфомобразовал группу «Коллектив поэтов».В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута наработу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смоглиэмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними.По мнению руководителя музея СПК 

Слайд 4В 1922 Олеша переехал в 
Москву, писал фельетоны
и статьи, подписывая их 
псевдонимом Зубило. Этипроизведения 
публиковались в отраслевой газете железнодорожников 
«Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев,
 Илья Ильф и
 Евгений Петров).

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоныи статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Этипроизведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).

Слайд 5В 1924 г. Олеша написал свое первое 
большое прозаическое произведение — роман-сказку "Три толстяка" (опубликован в 1928), посвятив 
его своей жене, Ольге 
Густавовне Суок. Всё произведение 
проникнуто романтическим революционным  
пафосом. Это сказка про революцию, 
про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди,как они спасают их усыновленного 
наследника Тутти, оказавшегося
 украденным братом главной героини -девочки-циркачки Суок, и как весь народ 
порабощенной страны становится свободным.

В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку 

Слайд 6Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим 
отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в "Трех толстяках» всем 
положительным героям  циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару 
Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы  официальной 
критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. 


В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку
"Трех  толстяков", которая до наших дней успешно идет во 
многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 
языков.  По сказке Олеши поставлен балет 
(муз. В.Оранского) и художественный фильм (реж.А.Баталов).
Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в 

Слайд 7В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной  России. Романтизм революции исвязанные с ней надежды, присущие 
сказке "Три толстяка", резко потонули в новых сложившихся условиях.
Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной 
творчества Олеши и, несомненно,одной из вершин русской литературы XX века. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт
Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» 
советскойдействительности. В противоположность целеустремленному и 
успешному деятелю общепита АндреюБабичеву, неудачник Кавалеров не 
выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать вмире, 
живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова 
автобиографическим, о чемОлеша написал в своих дневниковых записях. 
В романе "Зависть" Олеша создал метафору советскогостроя – образ колбасы как символ благополучия.
Нет сомнений, что в образе главного героя писатель видел себя. Это он, живой 
и настоящий Юрий Олеша, ане придуманный им Николай Кавалеров, завидовал новому обществу колбасников и мясников, счастливовлившихся в построение 
нового строя, марширующих в ногу с новой властью и не желающих понимать 
и принимать чужие страдания не влившихся в их марширующий строй.
В 1929 годy автор написал по этому роману пьесу "Заговор чувств".

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной   России. Романтизм революции исвязанные с ней надежды, присущие сказке 

Слайд 8"Лишний человек" - писатель-интеллигент
Автобиографичен и образ главной героини пьесы "Список благодеяний" (1930) актрисы Елены Гончаровой. В1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс.Мейерхольд, однако спектакльвскоре был 
запрещен. "Список благодеяний" фактически был «списком преступлений» советской 
власти, впьесе было выражено отношение автора к окружающей его 
действительности – к расстрелам, к запрету начастную жизнь и на право высказывать свое 
мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно 
после того, как ценойнашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция».
В 1930е  годы по заказу  МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль оботчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички 
«писатель». Попытка выразить этоощущение была сделана Олешей в его речи на
 Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищемне была завершена. По 
сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил только в 1986 году
 в московском театре «Эрмитаж» спектакль "Нищий, или Смерть Занда".
Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской 
России такойпопулярности, как «Три толстяка». Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинствачитателей страны.


Слайд 9В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. 
Обстановка, созданнаясталинским режимом в стране и в культуре, оказывала  на Олешу заметное угнетающее воздействие. 
В1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные 
произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались 
официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).
Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из 
Записных книжек» (опубликована в1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание 
«Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает  о  возникновении книги: "Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать... Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные". Он так и 
объяснял, что должен писать,

поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и 
искренне рассказал осебе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки».
В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моегоискусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую,подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуютмногочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданнаясталинским режимом в стране и в культуре, оказывала  на Олешу заметное угнетающее воздействие. В1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из Записных книжек» (опубликована в1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает  о  возникновении книги: 

Слайд 10Оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца, но

восставший народ был побежден, оружейник Просперо захвачен гвардейцами и по приказу Трёх толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти.

Богачи радовались пленению Просперо, а рабочий люд радовался, что Тибул на свободе.

Оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца, но восставший народ был побежден, оружейник Просперо

Слайд 11Дома доктор Гаспар обнаружил сбежавшего от гвардейцев Тибула.
Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник

Трёх Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, эта кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.
Дома доктор Гаспар обнаружил сбежавшего от гвардейцев Тибула.Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трёх Толстяков, избалованный принц, был в

Слайд 12Приказ починить куклу отдали доктору Гаспару, он с удивлением обнаружил, что

лицо куклы очень похоже на маленькую артистку цирка, танцовщицу по имени Суок. Тогда у Гаспара и Тибула родился план: Суок сыграет роль куклы наследника, откроет клетку оружейника Просперо, и они покинут дворец через тайный ход, который обнаружил Тибул.
Приказ починить куклу отдали доктору Гаспару, он с удивлением обнаружил, что лицо куклы очень похоже на маленькую

Слайд 13Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не
 выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, 
удачливые советские писатели почитали за честь иугостить 
истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный 
талант и невозможность реализации его.Однажды, узнав, 
что существуют разные категории похорон советских 
писателей, он поинтересовался, покакой категории похоронят его. 
Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории - не заслужение родной коммунистической партии, а за истинный
 талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его 
по самой низкой категории, а разницувернуть сейчас? Так было 
нельзя.
Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. В искренней и 
живописной прозе Юрия Олеши можно увидетьэпоху его времени 
в освещении оригинального, яркого, щедрого дара.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь иугостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его.Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, покакой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории - не заслужение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницувернуть сейчас? Так было нельзя.Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. В искренней и живописной прозе Юрия Олеши можно увидетьэпоху его времени в освещении оригинального, яркого, щедрого дара.Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть