Слайд 1Портфолио профессиональной деятельности как средство саморазвития личности педагогического работника
системы дополнительного
образования детей
Подготовила:
Сафонова Е. И.,
методист инструктивно-методического отдела
Слайд 2Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio
– лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов.
Цели формирования и ведения «портфолио»:
Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста педагога дополнительного образования.
Стратегическая цель — конструктивное изменение отношения педагога дополнительного образования к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
Тактическая цель — использование портфолио как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.
Слайд 3Задачи создания, формирования и ведения «портфолио»:
определить методологические основания для создания и
использования портфолио как формы аттестации педагога дополнительного образования;
установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности педагога дополнительного образования в портфолио;
определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности педагога дополнительного образования;
создать модель способов фиксации достижений педагога дополнительного образования.
Слайд 4Принципы формирования и ведения «портфолио»:
непрерывность (постоянное систематичное и последовательное пополнение
портфолио);
диагностика – прогностическая направленность (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
интеракция (обеспечение эффективной обратной связи субъектов образовательного пространства);
научность (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
индивидуально-дифференцированная направленность (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности педагога дополнительного образования).
Слайд 5Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом:
самоанализ и самооценка собственной педагогической
деятельности;
сравнительный анализ результатов деятельности педагога (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
сбор документов, подтверждающих результативность деятельности;
заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения;
оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма педагога дополнительного образования квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).
Слайд 6Структура портфолио педагога системы дополнительного образования
Титульный лист.
Содержание портфолио.
Визитная карточка педагога дополнительного
образования.
ФИО.
Образование (образовательное учреждение, год окончания, специальность, квалификация).
Должность.
Стаж: педагогический__________________ ;
по должности ___________________.
Наличие квалификационной категории _________________.
Данные сведения подтверждаются копиями документов об образовании, стаже, аттестации педагога.
Слайд 7Самоанализ деятельности педагогического работника
Пишется в свободной форме и может иметь следующую
структуру:
основные идеи, которыми педагог руководствуется в своей деятельности, его кредо, выделение основных целей на конкретный межаттестационный период, способы достижения целей, характеристика творческой деятельности объединения, наиболее значимые достижения, возникшие проблемы и пути их решения, перспективы.
5. Самообразование и повышение квалификации
В этот раздел помещаются все данные об используемых формах самообразования, повышения квалификации и профессиональной подготовки (работа в методических объединениях, участие в семинарах, конференциях, наличие методической темы, обучение на курсах повышения квалификации, дополнительное образование, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре) и подтверждено материалами (программы семинаров, конференций, сертификаты, удостоверения, справки, дипломы, благодарности, отзывы, и др.)
Слайд 86. Научно-методическая деятельность педагогического работника (работа по обобщению и распространению собственного педагогического
опыта)
а). Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них).
б). Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы).
Слайд 9в). Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, открытых занятий
и мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество.
Слайд 107. Организация образовательного процесса
В разделе должны быть представлены:
а). Материалы по организации образовательного
процесса:
образовательная программа;
перечень учебно-методического комплекса к образовательной программе;
технологические карты или конспекты (разработки) занятий;
информационно-аналитические карты или другие материалы внутреннего контроля посещения занятий администрацией, методической службой вашего учреждения и др.;
самоанализ занятий;
перечень используемых педагогом электронных образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно, создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
Возможно представление других материалов по выбору аттестуемого.
б). Работа с родителями
Слайд 118. Результативность деятельности и достижений обучающихся за последние 5 лет
В разделе должны
быть представлены:
а). Достижения обучающихся (представить подтверждающие документы).
б). Преемственность обучения (поступление обучающихся в ВУЗ, другие профильные объединения и учреждения).
в). Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах.
Представляются материалы, отражающие официальную оценку педагога дополнительного образования (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей разных уровней, отзывы коллег, родителей, выпускников, сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).
Слайд 129. Личные достижения педагога дополнительного образования
В этот раздел помещаются все имеющиеся у
педагогического работника сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: официальные награды, дипломы лауреатов и участников педагогических конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д.
а). Официальные награды (приложить подтверждающие документы).
б). Участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах и выставках (приложить подтверждающие документы).
Слайд 13Участие педагога дополнительного образования в инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности
Аттестуемый имеет
право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы (не более 10-12 фотографий). Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).
Слайд 14Структура портфолио МЕТОДИСТА системы дополнительного образования
Содержание пунктов 1-5 смотри выше
6. Научно-методическая
деятельность
В разделе должны быть представлены:
а). Материалы, отражающие организацию методической деятельности: анализ и планы (программы) методической деятельности по направлению, аналитические справки, аналитические карты посещения занятий, анализ (экспертиза) образовательных программ, проектов, анализ результатов, обобщение и распространение опыта работы педагогов учреждения.
б). Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)
Слайд 15в). Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, открытых занятий
и мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество.
7. Организация обучения педагогических кадров
В этом разделе должны быть представлены:
программа обучения;
перечень учебно-методического комплекса к программе;
разработки занятий с педагогами в различных формах (семинар, практикум, педагогические чтения, круглый стол, тематическая консультация и т. д);
перечень используемых электронных образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно, создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
Возможно представление других материалов по выбору аттестуемого.
Слайд 168. Результативность деятельности (в соответствии с функционалом)
В разделе должно быть отражено:
а).
Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них).
б). Наличие разработанных критериев и диагностических материалов для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса (приложить).
в). Методическая поддержка творческих инициатив и достижений педагогов (участие педагогов в конкурсах, создание программно-методических материалов и т. п.).
Слайд 17г). Отзывы о методической деятельности и ее результатах.
В данный раздел представляются
материалы, отражающие официальную оценку педагогического работника (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей разных уровней, отзывы коллег, сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).
Слайд 18СОВЕТЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К СОЗДАНИЮ ПОРТФОЛИО
Готовясь к выступлению на педсовете
или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте.
Заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы.
Составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к учебной и внеучебной деятельности (работа с родителями).
Учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование.
Составьте план по самообразованию – это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства.
Используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите.
Найдите возможность использовать компьютер в своей практической деятельности; посетите курсы обучения работе на компьютере.
Слайд 19Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования,
обучения своих воспитанников, взаимодействия с родителями!
Портфолио позволит идти вногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом.
Удачи всем!