Слайд 1«Cтиль рококо»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему:
2019 г.
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Алексашина
Светлана Александровна
Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования
«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района
Слайд 2Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности,
изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.
Философию стиля Рококо определяли женщины.
Слайд 3Характерными чертами в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная
нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества.
Слайд 4Философия рококо - это мир будуара, игры карнавала. В колорите интерьера
рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.
Слайд 5Основные элементы стиля Рококо:
1. камерность и уютность помещений, несимметричность
композиций, изысканность форм;
2. скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты;
3. идеал стиля: женщина-подросток;
4. материалы: дерево, позолота, текстиль, зеркала, бронза, хрусталь;
5. богатая цветовая палитра: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки;
6. лепнина, позолоченные орнаменты, резные панели, зеркала;
7. мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, и рокайля - орнамента в виде ракушек;
8. небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане, динамичные ассиметричные формы.
Слайд 6Термин "рококо" (или "рокайль") вошел в употребление в середине XIX в.
Изначально "рокайль" - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т.п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и"рокайльщик" - это мастер, создающий такие убранства.
Рокайль – главный элемент орнамента стиля рококо
Слайд 7Основными принципами стиля Рококо стал уход от жизни в мир фантазии,
игры, мифических сюжетов. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Мебель изящна и легка. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу комфорта и личному удобству.
«Изящный» - ключевое слово данной эпохи.
Слайд 8Живопись
Ж.А. Ватто. «Паломничество
на остров Циферу»
Ж.А. Ватто. «Лавка Жерсена»
Первым из значительных
мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше.
Живопись рококо в интерьерах
Слайд 9Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к
самым разным жанрам живописи: Ж.М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Франсуа Буше. «Туалет Венеры»
Ж.О. Фрагонар. «Поцелуй украдкой»
Слайд 10В архитектуре стиль рококо нашёл самое яркое своё выражение в декоративном
украшении интерьеров. Самые сложные асимметричные лепные и резные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали со строгим внешним видом зданий.
Архитектура
Версальский дворец
Зимний дворец
Слайд 11Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых,
овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах.
Слайд 12Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в
которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными
рельефами и статуями, небольшими
статуэтками бюстами. Отличается
изящностью.
Скульптура
Слайд 13Музыка и поэзия
Рококо во всех своих проявлениях - в архитектуре, живописи,
музыке - ассоциируется главным образом с Францией. Его расцвет приходится на 20-е годы XVIII столетия. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
Жан Филипп Рамо
Франсуа Куперен
Г.- Ф.Телеман
Слайд 14Для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии
над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.
В орнаментике искусство музыкального рококо, и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности.
Слайд 15Главным требованием, предъявлявшимся
музыке рококо, было то, чтобы она
услаждала слух
и не требовала от
слушателей слишком большой душевной
отдачи. И творцы, и те, кому эта музыка адресовалась, избегали серьезности. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая»... Музыка должна была служить для развлечения.
Слайд 16
Г. Филдинг
Гете
Вольтер
Прево Антуан
Литература
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции
XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. в качестве примера достаточно назвать романы Филдинга, Прево, Гете, Вольтера.
Слайд 17Стихотворения в стиле рококо обретают крайнюю легкость и гибкость. Стихи в
восемь, шесть и даже пять слогов занимают господствующее положение. При этом укорачиваются и сами стихотворения. Таким образом, многословие предыдущего века преобразуется в особую изящную сжатость речи, где много недоговоренности, на многое сделан только намек.
Франсуа Буше.
Маркиза де Помпадур
Жан Оноре Фрагонар
Вдохновение
Слайд 18Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки, из которого изгнано всё,
что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
Слайд 19Декоративно-прикладное искусство
Стиль рококо наиболее ярко проявился в декоративно-прикладном искусстве и
преимущественно связан с убранством дворцовых интерьеров.
Отличительными чертами стиля рококо являлись обильный декор, асимметрия, светлая цветовая палитра. Среди излюбленных орнаментальных мотивов рококо были растительные завитки, стилизованные раковины, головки амуров и т. п.
Слайд 20Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны
частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля
Слайд 21В ранний период рококо во Франции существовал так называемый “стиль регентства”,
проявившийся,
главным образом, в декоре интерьеров. Изогнутые
поверхности и плавные линии предметов обстановки, дробный линейный орнамент в отделке стен и потолков - характерные черты стиля. Мебель, выполнявшаяся по заказам архитекторов, идеально гармонировала со стилем интерьера.
Слайд 22Культивируются сложные сочетания резного и лепного орнамента, причудливые изогнутые линии, завитки,
стилизованные мотивы раковин (рокайли), маски-головки амуров и т.п. В интерьерах большую роль играют живописные панно в сложных обрамленьях, располагающиеся над дверями и окнами, а также многочисленные зеркала.
Слайд 23При декорировании мебели резьба занимает достаточно скромное место, уступая лидерство бронзовым
накладкам, которыми совершенно без особых усилий можно украсить предварительно отшлифованные поверхности. Поверхности мебели вначале обрабатываются цветными лаками, после чего декорируются бронзовыми накладками и резьбой с позолотой.
Слайд 24Рококо-интерьер дополнительно украшают и сугубо женские предметы такие, как секретер на
высоких резных ножках, картоньерка (шкафчик, предназначенный для хранения бумаг), всевозможные пуфы и тумбочки, небольшие декоративные туалетные столики с зеркалом.
Комфорта интерьеру добавляет наличие в комнате бежера (фр. bergere – глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках) и канапе (широкого кресла, похожего на диванчик с высоким изголовьем).
Слайд 25Нежная мода рококо
Мода XVIII века в одежде придерживалась трех основных принципов:
И
мужчины, и женщины должны были выглядеть как можно моложе. мужчины не носили бород и усов. Белили и румянили лица. Надевали на голову маленькие парики с волосами, собранными в небольшие хвосты или же узлы.
2. Одежда должна быть как можно наиболее нежных цветов: салатовый, белый, розовый, голубой. Голубой и розовый были любимыми цветами стиля рококо.
3. Как можно больше бантов, лент и кружева. И в мужском костюме особенно. Как в XVII веке, так и в XVIII французская мода как никогда ранее и никогда позже приближала мужской костюм по его декоративности, силуэту и сложности к женскому. Мужчины не только использовали косметику, они также носили банты, кружево и чулки.
Слайд 26Идеал мужчины - утончённый придворный,
франт.
Выглядеть как мужчина в XVIII веке означало носить белую нижнюю сорочку с кружевными манжетами, чулки, верхние короткие брюки (кюлоты), украшенные бантами, обувь на каблуке и с бантиком на носке. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах - огромные клапаны.
Слайд 27Однако вскоре на смену жюстокору приходит сюртук. Сюртук XVIII века приталенный,
расширяющийся к бедрам, со складками и с узкой линией плеч и рукавов. Сюртук шили из бархата, атласа, шелка, украшали вышивкой и декоративными пуговицами.
В конце XVIII века появляется новый вид одежды – фрак. Первые фраки шились из шелковых и бархатных тканей самых различных цветов и украшались вышивкой.
Слайд 28Идеал женщины - хрупкая стройная жеманница. В моде - осиная талия,
узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки - панье, создающие эффект "перевёрнутой рюмочки". Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела.
Слайд 30Большую роль в женском костюме стиля рококо играли и различные аксессуары
– веера, ленты, которые повязывали на шею, шляпы, гребни и броши, сумочки.
Карнет для балов
Табачный пузырёк
Веер
Дамская сумочка
Ловец слёз или слёзница
Слайд 31Также дамы XVIII века могли носить и весьма специфические украшения, к
примеру, блохоловки. Блохи в то время были не редкостью, а проблемы с гигиеной во дворцах существовали еще со времен Средневековья.
Европейские аристократы мыться не любили (да и условий не было – во дворцах отсутствовали бани) и поэтому предпочитали использовать духи в большом количестве. Носили светские дамы блохоловки как украшение на шее.
Стригиль или попросту
скребок для очищения тела
Слайд 32Именно в этот период прическа достигает своих неимоверных размеров. Очень часто
в создании прически начинают использоваться шиньоны. Для создания дополнительного объема в ход шли также специальные подкладки-подушки, которые укреплялись шпильками. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.
Так, широко был распространен парик с мелкой завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») – подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой. Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут носить и на париках.
Слайд 33Прически периода рококо отчасти продолжали традиции периода барокко. Это были прически
на париках у мужчин и высокие прически у женщин. Впрочем, в период рококо, это одна из главных особенностей женских причесок того времени, они достигнут невообразимо высоких размеров.
Слайд 34Стиль рококо идеален для утонченных и нежных натур, тяготеющих к сложным
вычурным деталям. Ведь именно рококо сочетает в себе легкость, изящество и декоративность.
Слайд 35Список использованной литературы
рококо искусство стиль
Белецкий И.В. Рококо в России. - СПб.:
1975 г.
1.Большой Энциклопедический словарь / ред. Прохоров. - М.:
2.Жеребин А.И. Стиль рококо как пространство культуры // ХVШ век: литература в контексте культуры. - М.: 1999 г.
.Джорджи Р. Эль Греко / пер. с итал. Соколовой. - М.: 2002 г.
.Козлов С.Л. Проблема рококо и французское литературное сознание ХУП-ХУШ веков. - М.: 1985 г.
.Михайлов А.Д. Рококо. Заблуждения сердца и ума. - М.: 1974 г.
.Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система рококо. - Днепропетровск: 1996 г.
.Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова. - СПБ.: 1988 г.
.Ренессанс. Барокко. Рококо. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. - Ответственный редактор Виллер. - М.: 1966 г.
.Самин Д.К. Рококо. - М.: 1999 г.
.Эскина Н.П. Рококо.- Музыкальная жизнь. - М.: 1991г.