Презентация, доклад по вопросам воспитания и дополнительного образования Влияние учебной деятельности на организм подростка. Признаки утомления

Содержание

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга.Установлено, что в возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15мин, в8-10лет-20 мин, в

Слайд 1Влияние учебной деятельности на организм подростка. Признаки усталости

Влияние учебной деятельности на организм подростка. Признаки усталости

Слайд 2
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью,

активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга.
Установлено, что в возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15мин, в8-10лет-20 мин, в 12 лет-25 мин, в 15 лет — 30 мин.
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную

Слайд 3
Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную

нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.
Поддержание учащимся позы за школьной партой — доста­точно утомительная статическая работа, сопровождающаяся нару­шениями ряда функций ЦНС и других систем.
Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную

Слайд 4
Установлено, что статическое напряжение во время учебных заня­тий в течение 30

мин приводит к нарушению под­вижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности.

Установлено, что статическое напряжение во время учебных заня­тий в течение 30 мин приводит к нарушению под­вижности основных

Слайд 5
При интенсивной или длительной умственной деятельности у подростков развивается утомление. Его

биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимуля­тором восстановительных процессов и повышения его функциональ­ных возможностей.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у подростков развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны,

Слайд 6
Утомление — естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и

полноценности функций основных систем организма. Утомление — процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функ­ций организма.
Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости.
Утомление — естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление

Слайд 7
Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа

интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.
Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети

Слайд 8О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие при­знаки:
снижение продуктивности труда (увеличивается число

ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие при­знаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время

Слайд 9
ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);•

Слайд 10
ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);

ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);

Слайд 11
появление чувства усталости

появление чувства усталости

Слайд 12
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на

перемене или после возвращения из учебного заведения.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся спо­собствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из учебного

Слайд 13
Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или

напряженную работу. Его не следует избегать, так как при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, так как изменения в функци­ональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанав­ливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является процессом патологическим.

Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Его не следует избегать,

Слайд 14
К сожалению, у подростка во время обучения может наблюдаться не только

утомление, но и переутомление, особенно при несоответс­твии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. 
Переутомление — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

К сожалению, у подростка во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при

Слайд 15
Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении подростка, снижение успеваемости, потеря

аппети­та, наличие некоторых функциональных нервно-психических рас­стройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, осо­бенно сердечно-сосудистой системы.
Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении подростка, снижение успеваемости, потеря аппети­та, наличие некоторых функциональных нервно-психических рас­стройств

Слайд 16
Выраженные признаки переутомления:
резкое и длительное снижение умственной и физической рабо­тоспособности


Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической рабо­тоспособности

Слайд 17
нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство стра­ха, истеричность)

нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство стра­ха, истеричность)

Слайд 18
стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония)

снижение сопротивляемости организма к

воздействию неблаго­приятных факторов и патогенных микроорганизмов
стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония)снижение сопротивляемости организма к воздействию неблаго­приятных факторов и патогенных микроорганизмов

Слайд 19
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна

нормальной продолжительности. Для пол­ного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-пси­хических расстройств и нарушений регуляторных процессов в орга­низме подростка необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для пол­ного восстановления работоспособности,

Слайд 20
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние

на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться.
Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обу­чения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей. Вместе с тем деятель­ность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспе­чивать благоприятное развитие растущего организма.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, она

Слайд 21
В гигиеничес­ком нормировании ориентируются на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода.

Однако гигиеничес­кая норма не является оптимальной для всех детей данной возрастной группы. Поэтому следует учитывать не только возрастные, но и инди­видуальные особенности ребенка, ориентируясь не только на паспорт­ный, но и на биологический возраст детей.
В гигиеничес­ком нормировании ориентируются на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода. Однако гигиеничес­кая норма не является оптимальной

Слайд 22
Дети с замедленным темпом развития имеют более низкие пока­затели работоспособности, и

у них чаще отмечается отставание в формировании речи и развитии некоторых психомоторных функций. В гигиеническом нормировании следует ориентироваться на биоло­гический возраст не только в начале обучения детей в школе, но и в начальном периоде производственной и спортивной деятельности подростков. 
Дети с замедленным темпом развития имеют более низкие пока­затели работоспособности, и у них чаще отмечается отставание в

Слайд 23
Гигиенические принципы организации учебного про­цесса в общеобразовательных учреждениях
Организация обучения детей и

подростков должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими тре­бованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;


Гигиенические принципы организации учебного про­цесса в общеобразовательных учрежденияхОрганизация обучения детей и подростков должна осуществляться в соответствии с

Слайд 24
-научная организация учебного процесса в современной школе;
обеспечение оптимальных условий обучения
Соответственно в

гигиене учебной деятельности нормируются и регламентируются величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса.
Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагруз­ки - это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе. При этом ведущим в современ­ных учебных заведениях является принцип развивающего обучения, стимулирую­щего умственное развитие детей.

-научная организация учебного процесса в современной школе;обеспечение оптимальных условий обученияСоответственно в гигиене учебной деятельности нормируются и регламентируются

Слайд 25
Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой

организации обучения и вос­питания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность.
Правильно организованное обучение способствует не только приобретению проч­ных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреп­лению их здоровья.
Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и вос­питания, которая, не

Слайд 26
Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебной недели, четверти или

года должно быть облег­ченным, так как продуктивность труда подростка в этот период сни­жена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достиг­ла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны плани­роваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные заня­тия, кружковая работа и др.

Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облег­ченным, так как

Слайд 27
Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой

работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение энергетического потенциала организма, что может отрицательно ска­заться на состоянии здоровья подростка.
В связи с этим гигиенической регламентации учебного процесса должно быть уделено серь­езное внимание.
Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности

Слайд 28Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть