Слайд 1Влияние учебной деятельности на организм подростка. Признаки усталости
Слайд 2
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью,
активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга.
Установлено, что в возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15мин, в8-10лет-20 мин, в 12 лет-25 мин, в 15 лет — 30 мин.
Слайд 3
Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную
нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.
Поддержание учащимся позы за школьной партой — достаточно утомительная статическая работа, сопровождающаяся нарушениями ряда функций ЦНС и других систем.
Слайд 4
Установлено, что статическое напряжение во время учебных занятий в течение 30
мин приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности.
Слайд 5
При интенсивной или длительной умственной деятельности у подростков развивается утомление. Его
биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.
Слайд 6
Утомление — естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и
полноценности функций основных систем организма. Утомление — процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма.
Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости.
Слайд 7
Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа
интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.
Слайд 8О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие признаки:
снижение продуктивности труда (увеличивается число
ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);
•
Слайд 9
ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
•
Слайд 10
ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);
Слайд 12
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на
перемене или после возвращения из учебного заведения.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Слайд 13
Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или
напряженную работу. Его не следует избегать, так как при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является процессом патологическим.
Слайд 14
К сожалению, у подростка во время обучения может наблюдаться не только
утомление, но и переутомление, особенно при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме.
Переутомление — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.
Слайд 15
Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении подростка, снижение успеваемости, потеря
аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.
Слайд 16
Выраженные признаки переутомления:
резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности
Слайд 17
нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность)
Слайд 18
стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония)
снижение сопротивляемости организма к
воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов
Слайд 19
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна
нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме подростка необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Слайд 20
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние
на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться.
Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей. Вместе с тем деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Слайд 21
В гигиеническом нормировании ориентируются на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода.
Однако гигиеническая норма не является оптимальной для всех детей данной возрастной группы. Поэтому следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, ориентируясь не только на паспортный, но и на биологический возраст детей.
Слайд 22
Дети с замедленным темпом развития имеют более низкие показатели работоспособности, и
у них чаще отмечается отставание в формировании речи и развитии некоторых психомоторных функций. В гигиеническом нормировании следует ориентироваться на биологический возраст не только в начале обучения детей в школе, но и в начальном периоде производственной и спортивной деятельности подростков.
Слайд 23
Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях
Организация обучения детей и
подростков должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.
соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;
Слайд 24
-научная организация учебного процесса в современной школе;
обеспечение оптимальных условий обучения
Соответственно в
гигиене учебной деятельности нормируются и регламентируются величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса.
Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки - это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе. При этом ведущим в современных учебных заведениях является принцип развивающего обучения, стимулирующего умственное развитие детей.
Слайд 25
Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой
организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность.
Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Слайд 26
Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебной недели, четверти или
года должно быть облегченным, так как продуктивность труда подростка в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.
Слайд 27
Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой
работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение энергетического потенциала организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья подростка.
В связи с этим гигиенической регламентации учебного процесса должно быть уделено серьезное внимание.