Презентация, доклад по внеурочной деятельности Традиции нанайской семьи

Содержание

Цель: знакомство с особенностями воспитания в нанайской семье; привитие учащимся любовь к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям. Задачи: 1. Познакомить с особенностями воспитания в семье нанайцев в древние

Слайд 1 Выполнила Гаер Анна Владимировна
Традиции нанайской семьи
Воспитание детей «НАНИ»

Выполнила Гаер Анна ВладимировнаТрадиции нанайской семьиВоспитание детей «НАНИ»

Слайд 2Цель: знакомство с особенностями воспитания в нанайской семье; привитие учащимся любовь

к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям. Задачи:
1. Познакомить с особенностями воспитания в семье нанайцев в древние времена.
2. Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие
3. Сформулировать «правила» семейной жизни.
5. Создать проект «Моя семья», направленный на закрепление понятий «семья», «семейные ценности» в ученическом коллективе.
Цель: знакомство с особенностями воспитания в нанайской семье; привитие учащимся любовь к своей семье и культивирование в

Слайд 3Домашний быт, образ жизни нанайской семьи были тесно связаны с обычными

повседневными условиями ее жизни, определялись теми особенностями природы и климата, в которых трудились ее члены и от которых в значительной степени зависели результаты их труда. Отсюда у нанайцев такие черты личности: физическая выносливость, живой ум, интеллектуальная гибкость, свобода в действиях, самостоятельность, внимательность, честность, сдержанность в выражении чувств, немногословие и понятие своей особости.
Домашний быт, образ жизни нанайской семьи были тесно связаны с обычными повседневными условиями ее жизни, определялись теми

Слайд 4Дети подражали поведению окружающих, ребенок воспроизводил, копировал их поступки, действия, взаимоотношения

в своем поведении. Родители и близкие люди, с которыми дети общались, становились для них образцом. Именно под влиянием семьи у ребенка складывались первые моральные представления, привычки, формировалось отношение к людям. Уважение к старшим, гостеприимство, взаимная помощь, нравственная чистота, сдержанность - все это сплачивало членов нанайской семьи, укрепляло ее авторитет, ориентировало молодых людей на устойчивый брак. физическая и трудовая подготовка детей была необходимым условием подготовки к дальнейшей жизни. Особой трудовой выучке способствовали и суровые природные условия. Уже с малолетства нанайским детям поручались ответственные трудовые задания, выполнение которых требовало проявления физической силы, самостоятельности, находчивости, сообразительности, эстетических способностей, умению ориентироваться на местности и т.п. Такое включение детей в систему будничных трудовых обязанностей способствовало раннему становлению личности ребенка.
Дети подражали поведению окружающих, ребенок воспроизводил, копировал их поступки, действия, взаимоотношения в своем поведении. Родители и близкие

Слайд 5Воспитание детей в национальной нанайской семье строго соответствовало полу и возрасту

ребенка. Девочек готовили к будущей роли женщины - хозяйки дома, воспитательницы детей, во всем подчиняющейся мужу, а мальчиков - к роли главного добытчика в семье, умелого охотника-промысловика и рыболова. Такая подготовка обычно заканчивалась к двенадцати-тринадцати годам у девочек, когда традиционно происходило замужество девочек, и четырнадцати-пятнадцати годам у мальчиков.
Воспитание детей в национальной нанайской семье строго соответствовало полу и возрасту ребенка. Девочек готовили к будущей роли

Слайд 6Воспитание детей начиналось с самого простого. Мать или отец приучали детей

узнавать по именам людей, по названиям – вещи, орудия, предметы, просили подать или убрать их. С 6-7 лет каждый ребенок уже имел свои обязанности и заботы по дому: ходил за водой или снегом, который растапливали в котле. Уже в это время девочки группировались около матери и ее теток, помогали выполнять женские работы в семье, а мальчики – вокруг мужчин и помогали выполнять мужские работы.
Воспитание детей начиналось с самого простого. Мать или отец приучали детей узнавать по именам людей, по названиям

Слайд 8Большую роль в воспитании, в отношении мальчиков, играл дядя по матери,

а в отношении девочек – тетка по матери. Уже в раннем возрасте она опекала и воспитывала племянницу, а в старости передавала ей свои принадлежности для шитья, вышивания, изготовления утвари.

Мать и ближайшие ее родственники знакомили девочку 7-8 лет со сложным домашним хозяйством. Девочка узнавала секреты национальной кухни, особенности заготовок впрок продуктов питания, училась шитью одежды и обуви, сперва для своих кукол, затем и для себя. Обучалась изготовлению утвари, плетению корзин, поясов, умению распознавать, находить и заготовлять съедобные и лекарственные растения. Девочек приучали присматривать за малолетними детьми. Все эти навыки трудовой деятельности у девочек складывались к 12 годам. Она становилась полноправным членом женской половины общества, могла образовать самостоятельно семью, будучи в состоянии вести не только все домашнее хозяйство, но и передать полезные навыки своему ребенку.

Большую роль в воспитании, в отношении мальчиков, играл дядя по матери, а в отношении девочек – тетка

Слайд 9С восьми-девятилетнего возраста мальчиков начинали приучать к мужским занятиям. Для этого

они брали с собой на промысел, где они по очереди выполняли все работы охотника или рыбака-промысловика. Прежде всего, мальчики учились заготавливать дрова, варить пищу, разжигать костер, ставить палатку, сооружать промысловое жилище, т.е. выполнять всю вспомогательную работу, без которой не мог проходить сам промысел.
С восьми-девятилетнего возраста мальчиков начинали приучать к мужским занятиям. Для этого они брали с собой на промысел,

Слайд 10Здесь они учились делать ловушки, настораживать промысловые орудия: петли, капканы, самострелы,

пасти, черканы и пр., с этого возраста начинали учить детей обращению с огнестрельным оружием.
Здесь они учились делать ловушки, настораживать промысловые орудия: петли, капканы, самострелы, пасти, черканы и пр., с этого

Слайд 11Таким образом, дети нанайцев с самого раннего возраста принимали посильное участие

в трудовой деятельности семьи.
Таким образом, дети нанайцев с самого раннего возраста принимали посильное участие в трудовой деятельности семьи.

Слайд 12В воспитании детей важное значение имело приобщение их к моральным и

эстетическим ценностям общества. В моральном воспитании людей в общине большую роль играли те произведения устного народного творчества, которые рассказывались детям на всех этапах их воспитания и жизни. Мальчики воспитывались на примере сказочных героев «мэргэнов». Важное значение в понимании этого образа, его моральных качеств, дает лингвистический анализ самого термина, который встречается в большинстве тунгусо-маньчжурских языков. В нанайском языке «Мэргэн»: 1) фолькл. «добрый молодец», «герой»; 2) диал. «храбрец»; 3) «удачливый», «смешливый».
В воспитании детей важное значение имело приобщение их к моральным и эстетическим ценностям общества. В моральном воспитании

Слайд 13Таким образом, название «Мэргэн» давалось удачливому охотнику, рыбаку, который в совершенстве

владел луком или гарпуном, острогой, добывал много пушнины, мяса и рыбы. Он отличался своим умом, удалью, способностями, ловкостью, работоспособностью. Он – любимец общины, большой труженик.
Таким образом, название «Мэргэн» давалось удачливому охотнику, рыбаку, который в совершенстве владел луком или гарпуном, острогой, добывал

Слайд 14Правила воспитания детей
Обычное право требовало от детей быть внимательными и прислушиваться

к тому, что им говорили взрослые, чему их учили.
Моральный кодекс требовал от детей и взрослых правдивости и честности во всех отношениях и осуждал того, кто не придерживался этого.
Мораль нанайцев требовала того, чтобы дети и взрослые боролись с ложью, обманом, хитростью, которые приносили кому-нибудь вред. Обычное право требовало от детей и взрослых жить в мире друг с другом и в дружбе.
Обычай выступал против высокомерия и надменности в отношении к людям, требовал сначала узнать человека, а потом соразмерять свое отношение к нему и поведение.
Правила воспитания детейОбычное право требовало от детей быть внимательными и прислушиваться к тому, что им говорили взрослые,

Слайд 15От мальчика обычное право требовало, чтобы он был немногословным, трудолюбивым, человеком

дела. Обычай запрещал хвастаться успехами на промысле, но зато давал возможность рассказать об этом в фольклорных произведениях как о подвигах другого охотника.
Особенно строго требовало обычное право от детей и молодого поколения быть благодарными своим родителям и их родственникам за воспитание, передачу своих знаний и навыков, традиционных обычаев и обрядов.
От мальчика обычное право требовало, чтобы он был немногословным, трудолюбивым, человеком дела. Обычай запрещал хвастаться успехами на

Слайд 16Уважение к старшим проявлялось также в том, что их нужно было

называть не по имени, а родственным названием уважительного характера.
Красной нитью через все традиции воспитания проходит единение человека с природой, обусловленное конкретными экологическими особенностями данного региона и влияющее на формирование национальных черт характера. У нанайцев четко прослеживаются философские толкования аналогий природы и человеческой жизни, связи окружающей природы с духовной жизнью людей.
В раннем возрасте начиналось экологическое воспитание нанайских детей – и мальчиков, и девочек. Им предстояло непосредственно соприкасаться с природой, с животными и растительным миром уже в детстве. Это воспитание проходило в непосредственном общении со взрослыми, посильном участии их в труде. Наглядность в этом случае имела важное значение. Много и часто взрослые, особенно старики, рассказывали детям о тех историях, которые происходили с ними или с их друзьями в жизни.
Уважение к старшим проявлялось также в том, что их нужно было называть не по имени, а родственным

Слайд 17Приведем основные положения экологического воспитания нанайцев:
Природа – живое существо, подобное

человеку, к которому необходимо относиться как к живому организму. От природы можно взять лишь столько, сколько человеку необходимо для своей жизни и жизни семьи. Добыча, например, рыбы, зверя, птицы сверх этого наказывается «хозяином природных богатств». Человек остается без необходимого, что приведет его к мучениям и даже гибели.
Нельзя оставлять незатушенным костер или огонь в тайге, на природе, чтобы не нанести ущерб ее богатству и человеку. Допустивший это человек в прошлом изгонялся из родовой общины.
3. Нельзя загрязнять воду, реки, озера, ручьи отходами от добычи.
4. Нельзя без нужды рубить деревья, т.к. они живые существа; их хозяин накажет за это человека, не даст ему возможности добывать зверя в тайге.
Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, в противном случае это скажется на самом человеке – он будет мучиться от болей, которые испытывает при этих действиях животное или птица.
Запрещалось выкалывать раненным животным глаза, издеваться над ними: в противном случае «хозяин зверей» проделает тоже самое и над этим человеком.
Нельзя оставлять в тайге на месте промысла, во время праздника останки разделанных животных, не закопав их в землю; бросить кости, животных, не подвесив их на дерево в том порядке, как они находились у данного животного, или, не сложив их в берестяную коробку. Обычное право объясняло этот обычай тем, что в противном случае перестанет происходить возрождение промысловых зверей и птиц.

Приведем основные положения экологического воспитания нанайцев:  Природа – живое существо, подобное человеку, к которому необходимо относиться

Слайд 18Приведем основные положения экологического воспитания нанайцев:
Природа – живое существо, подобное

человеку, к которому необходимо относиться как к живому организму. От природы можно взять лишь столько, сколько человеку необходимо для своей жизни и жизни семьи. Добыча, например, рыбы, зверя, птицы сверх этого наказывается «хозяином природных богатств». Человек остается без необходимого, что приведет его к мучениям и даже гибели.
Нельзя оставлять незатушенным костер или огонь в тайге, на природе, чтобы не нанести ущерб ее богатству и человеку. Допустивший это человек в прошлом изгонялся из родовой общины.
Нельзя загрязнять воду, реки, озера, ручьи отходами от добычи.
Нельзя без нужды рубить деревья, т.к. они живые существа; их хозяин накажет за это человека, не даст ему возможности добывать зверя в тайге.
Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, в противном случае это скажется на самом человеке – он будет мучиться от болей, которые испытывает при этих действиях животное или птица.
Запрещалось выкалывать раненным животным глаза, издеваться над ними: в противном случае «хозяин зверей» проделает тоже самое и над этим человеком.
Нельзя оставлять в тайге на месте промысла, во время праздника останки разделанных животных, не закопав их в землю; бросить кости, животных, не подвесив их на дерево в том порядке, как они находились у данного животного, или, не сложив их в берестяную коробку. Обычное право объясняло этот обычай тем, что в противном случае перестанет происходить возрождение промысловых зверей и птиц.

Приведем основные положения экологического воспитания нанайцев:  Природа – живое существо, подобное человеку, к которому необходимо относиться

Слайд 20Цель воспитания
“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А.Сухомлинский

Цель воспитания“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,

Слайд 21Вывод
С каждым годом на фоне обострения социальных проблем,

самоустранения родителей от воспитания детей все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний
Вывод   С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей все

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть