Слайд 1 Выполнила Гаер Анна Владимировна
Традиции нанайской семьи
Воспитание детей «НАНИ»
Слайд 2Цель: знакомство с особенностями воспитания в нанайской семье; привитие учащимся любовь
к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями воспитания в семье нанайцев в древние времена.
2. Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие
3. Сформулировать «правила» семейной жизни.
5. Создать проект «Моя семья», направленный на закрепление понятий «семья», «семейные ценности» в ученическом коллективе.
Слайд 3Домашний быт, образ жизни нанайской семьи были тесно связаны с обычными
повседневными условиями ее жизни, определялись теми особенностями природы и климата, в которых трудились ее члены и от которых в значительной степени зависели результаты их труда. Отсюда у нанайцев такие черты личности: физическая выносливость, живой ум, интеллектуальная гибкость, свобода в действиях, самостоятельность, внимательность, честность, сдержанность в выражении чувств, немногословие и понятие своей особости.
Слайд 4Дети подражали поведению окружающих, ребенок воспроизводил, копировал их поступки, действия, взаимоотношения
в своем поведении. Родители и близкие люди, с которыми дети общались, становились для них образцом. Именно под влиянием семьи у ребенка складывались первые моральные представления, привычки, формировалось отношение к людям. Уважение к старшим, гостеприимство, взаимная помощь, нравственная чистота, сдержанность - все это сплачивало членов нанайской семьи, укрепляло ее авторитет, ориентировало молодых людей на устойчивый брак. физическая и трудовая подготовка детей была необходимым условием подготовки к дальнейшей жизни. Особой трудовой выучке способствовали и суровые природные условия. Уже с малолетства нанайским детям поручались ответственные трудовые задания, выполнение которых требовало проявления физической силы, самостоятельности, находчивости, сообразительности, эстетических способностей, умению ориентироваться на местности и т.п. Такое включение детей в систему будничных трудовых обязанностей способствовало раннему становлению личности ребенка.
Слайд 5Воспитание детей в национальной нанайской семье строго соответствовало полу и возрасту
ребенка. Девочек готовили к будущей роли женщины - хозяйки дома, воспитательницы детей, во всем подчиняющейся мужу, а мальчиков - к роли главного добытчика в семье, умелого охотника-промысловика и рыболова. Такая подготовка обычно заканчивалась к двенадцати-тринадцати годам у девочек, когда традиционно происходило замужество девочек, и четырнадцати-пятнадцати годам у мальчиков.
Слайд 6Воспитание детей начиналось с самого простого. Мать или отец приучали детей
узнавать по именам людей, по названиям – вещи, орудия, предметы, просили подать или убрать их. С 6-7 лет каждый ребенок уже имел свои обязанности и заботы по дому: ходил за водой или снегом, который растапливали в котле. Уже в это время девочки группировались около матери и ее теток, помогали выполнять женские работы в семье, а мальчики – вокруг мужчин и помогали выполнять мужские работы.
Слайд 8Большую роль в воспитании, в отношении мальчиков, играл дядя по матери,
а в отношении девочек – тетка по матери. Уже в раннем возрасте она опекала и воспитывала племянницу, а в старости передавала ей свои принадлежности для шитья, вышивания, изготовления утвари.
Мать и ближайшие ее родственники знакомили девочку 7-8 лет со сложным домашним хозяйством. Девочка узнавала секреты национальной кухни, особенности заготовок впрок продуктов питания, училась шитью одежды и обуви, сперва для своих кукол, затем и для себя. Обучалась изготовлению утвари, плетению корзин, поясов, умению распознавать, находить и заготовлять съедобные и лекарственные растения. Девочек приучали присматривать за малолетними детьми. Все эти навыки трудовой деятельности у девочек складывались к 12 годам. Она становилась полноправным членом женской половины общества, могла образовать самостоятельно семью, будучи в состоянии вести не только все домашнее хозяйство, но и передать полезные навыки своему ребенку.
Слайд 9С восьми-девятилетнего возраста мальчиков начинали приучать к мужским занятиям. Для этого
они брали с собой на промысел, где они по очереди выполняли все работы охотника или рыбака-промысловика. Прежде всего, мальчики учились заготавливать дрова, варить пищу, разжигать костер, ставить палатку, сооружать промысловое жилище, т.е. выполнять всю вспомогательную работу, без которой не мог проходить сам промысел.
Слайд 10Здесь они учились делать ловушки, настораживать промысловые орудия: петли, капканы, самострелы,
пасти, черканы и пр., с этого возраста начинали учить детей обращению с огнестрельным оружием.
Слайд 11Таким образом, дети нанайцев с самого раннего возраста принимали посильное участие
в трудовой деятельности семьи.
Слайд 12В воспитании детей важное значение имело приобщение их к моральным и
эстетическим ценностям общества. В моральном воспитании людей в общине большую роль играли те произведения устного народного творчества, которые рассказывались детям на всех этапах их воспитания и жизни. Мальчики воспитывались на примере сказочных героев «мэргэнов». Важное значение в понимании этого образа, его моральных качеств, дает лингвистический анализ самого термина, который встречается в большинстве тунгусо-маньчжурских языков. В нанайском языке «Мэргэн»: 1) фолькл. «добрый молодец», «герой»; 2) диал. «храбрец»; 3) «удачливый», «смешливый».
Слайд 13Таким образом, название «Мэргэн» давалось удачливому охотнику, рыбаку, который в совершенстве
владел луком или гарпуном, острогой, добывал много пушнины, мяса и рыбы. Он отличался своим умом, удалью, способностями, ловкостью, работоспособностью. Он – любимец общины, большой труженик.
Слайд 14Правила воспитания детей
Обычное право требовало от детей быть внимательными и прислушиваться
к тому, что им говорили взрослые, чему их учили.
Моральный кодекс требовал от детей и взрослых правдивости и честности во всех отношениях и осуждал того, кто не придерживался этого.
Мораль нанайцев требовала того, чтобы дети и взрослые боролись с ложью, обманом, хитростью, которые приносили кому-нибудь вред. Обычное право требовало от детей и взрослых жить в мире друг с другом и в дружбе.
Обычай выступал против высокомерия и надменности в отношении к людям, требовал сначала узнать человека, а потом соразмерять свое отношение к нему и поведение.
Слайд 15От мальчика обычное право требовало, чтобы он был немногословным, трудолюбивым, человеком
дела. Обычай запрещал хвастаться успехами на промысле, но зато давал возможность рассказать об этом в фольклорных произведениях как о подвигах другого охотника.
Особенно строго требовало обычное право от детей и молодого поколения быть благодарными своим родителям и их родственникам за воспитание, передачу своих знаний и навыков, традиционных обычаев и обрядов.
Слайд 16Уважение к старшим проявлялось также в том, что их нужно было
называть не по имени, а родственным названием уважительного характера.
Красной нитью через все традиции воспитания проходит единение человека с природой, обусловленное конкретными экологическими особенностями данного региона и влияющее на формирование национальных черт характера. У нанайцев четко прослеживаются философские толкования аналогий природы и человеческой жизни, связи окружающей природы с духовной жизнью людей.
В раннем возрасте начиналось экологическое воспитание нанайских детей – и мальчиков, и девочек. Им предстояло непосредственно соприкасаться с природой, с животными и растительным миром уже в детстве. Это воспитание проходило в непосредственном общении со взрослыми, посильном участии их в труде. Наглядность в этом случае имела важное значение. Много и часто взрослые, особенно старики, рассказывали детям о тех историях, которые происходили с ними или с их друзьями в жизни.
Слайд 17Приведем основные положения экологического воспитания нанайцев:
Природа – живое существо, подобное
человеку, к которому необходимо относиться как к живому организму.
От природы можно взять лишь столько, сколько человеку необходимо для своей жизни и жизни семьи. Добыча, например, рыбы, зверя, птицы сверх этого наказывается «хозяином природных богатств». Человек остается без необходимого, что приведет его к мучениям и даже гибели.
Нельзя оставлять незатушенным костер или огонь в тайге, на природе, чтобы не нанести ущерб ее богатству и человеку. Допустивший это человек в прошлом изгонялся из родовой общины.
3.
Нельзя загрязнять воду, реки, озера, ручьи отходами от добычи.
4.
Нельзя без нужды рубить деревья, т.к. они живые существа; их хозяин накажет за это человека, не даст ему возможности добывать зверя в тайге.
Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, в противном случае это скажется на самом человеке – он будет мучиться от болей, которые испытывает при этих действиях животное или птица.
Запрещалось выкалывать раненным животным глаза, издеваться над ними: в противном случае «хозяин зверей» проделает тоже самое и над этим человеком.
Нельзя оставлять в тайге на месте промысла, во время праздника останки разделанных животных, не закопав их в землю; бросить кости, животных, не подвесив их на дерево в том порядке, как они находились у данного животного, или, не сложив их в берестяную коробку. Обычное право объясняло этот обычай тем, что в противном случае перестанет происходить возрождение промысловых зверей и птиц.
Слайд 18Приведем основные положения экологического воспитания нанайцев:
Природа – живое существо, подобное
человеку, к которому необходимо относиться как к живому организму.
От природы можно взять лишь столько, сколько человеку необходимо для своей жизни и жизни семьи. Добыча, например, рыбы, зверя, птицы сверх этого наказывается «хозяином природных богатств». Человек остается без необходимого, что приведет его к мучениям и даже гибели.
Нельзя оставлять незатушенным костер или огонь в тайге, на природе, чтобы не нанести ущерб ее богатству и человеку. Допустивший это человек в прошлом изгонялся из родовой общины.
Нельзя загрязнять воду, реки, озера, ручьи отходами от добычи.
Нельзя без нужды рубить деревья, т.к. они живые существа; их хозяин накажет за это человека, не даст ему возможности добывать зверя в тайге.
Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, в противном случае это скажется на самом человеке – он будет мучиться от болей, которые испытывает при этих действиях животное или птица.
Запрещалось выкалывать раненным животным глаза, издеваться над ними: в противном случае «хозяин зверей» проделает тоже самое и над этим человеком.
Нельзя оставлять в тайге на месте промысла, во время праздника останки разделанных животных, не закопав их в землю; бросить кости, животных, не подвесив их на дерево в том порядке, как они находились у данного животного, или, не сложив их в берестяную коробку. Обычное право объясняло этот обычай тем, что в противном случае перестанет происходить возрождение промысловых зверей и птиц.
Слайд 20Цель воспитания
“Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А.Сухомлинский
Слайд 21Вывод
С каждым годом на фоне обострения социальных проблем,
самоустранения родителей от воспитания детей все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний