Слайд 1Доклад по теме:
«Повышение интереса к чтению и литературе через внеурочную деятельность
в соответствии с требованиями ФГОС»
(Из опыта работы)
Автор: учитель русского языка и литературы , Капралова И.М.
МОУ СОШ№4 с УИОП г.Фрязино
9.01.2019г
Слайд 2Содержание:
1. Введение
2. Новые образовательные стандарты.
3.Формы проведения.
4. ИКТ как способ развития интереса
к предмету
5. К чтению через кинематограф
6. Встречи с интересными людьми.
7.Разнообразные формы чтения
8.Работа с родителями.
9.Вывод
Слайд 31. Введение
Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться
множество проблем.
По данным социологов число читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Кризис детского чтения не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к сфере чтения. Поэтому стараюсь привить интерес к чтению не только на уроке, но и через внеурочную деятельность.
Именно она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Слайд 42. Новые образовательные стандарты.
Новые образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое
сотрудничество учителя русского языка и литературы и библиотекаря.
Сотрудничая с библиотекой, учитель русского языка и литературы расширяет круг чтения, способствует формированию культуры чтения, развитию личности, формирует межличностные отношения.
С целью приобщения детей к чтению было организовано внеурочное занятие «По страницам любимых книг» (1час в неделю) для 5-х-9-х классов , в рамках которого в детской городской библиотеке постоянно проводились мероприятия, способствующие развитию интереса обучающихся к чтению, к книге.
Цель данного проекта: приобщение современной молодёжи к духовному и нравственному наследию русской литературы, формирование у детей интереса и способностей к чтению с дальнейшим использованием их при подготовке к ОГЭ( * с 2019г в устную часть экзамена по русскому языку включено именно
выразительное чтение текста).
Слайд 53.Формы проведения.
-участие в интеллектуальных играх
-познавательных лекции
-литературные турниры
- встречи с интересными людьми
По
договорённости с библиотекарем детям заранее даётся задание ,как правило на 1-2 недели, за которые учащиеся должны прочитать произведение и проанализировать его. Читается произведение на уроке литературы примерно 5-7 минут. И уже после выполненного задания мы идём на занятие.
За период 2017-2018уч.г. учащиеся посетили следующие занятия:
-литературно-интеллектуальный турнир по книге Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
-Бенефис книги Л.И.Лагина «Старик Хоттабыч»
-лекция, посвящённая юбилею В.И.Даля
- викторина «Остров сокровищ» и др.
Слайд 64. ИКТ как способ развития интереса к предмету
Современные школьники активно используют
информационные технологии. Психологи отмечают, что современные дети – это дети экранной информации, поэтому необходимо сочетать традиционное обучение и новые информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее и т.п.
Мы выполняем мини –проекты, а также более объёмные работы по литературе для участия в ежегодной научной школьной конференции.(Например: «Сказы Бажова – путеводитель в мир подземных богатств Уральской земли» 6кл., «Стихи и стихия воды» 7кл, «Книга Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов» в восприятии современности» 5кл)
Слайд 75. К чтению через кинематограф
Пробуждение интереса подростка к чтению через
кинематограф тоже является эффективным.
Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят.
Но можно предложить подростку сравнить кинофильм и книгу ,организовать групповое обсуждение и тем самым спровоцировать ин-
терес ребенка к чтению.
Во внеурочных занятиях многие проекты не просто сопровождаются включением эпизодов детских художественных фильмов ,но и посвящены их созданию по конкретному произведению.
Как результат: после просмотра многие дети книги перечитывают .
Слайд 86.Встречи с интересными людьми
В этом учебном году со старшеклассниками удалось побывать
во взрослой ЦГБ, где ребятам провели краткую экскурсию по творчеству Осипа Мандельштама, познакомили с наиболее востребованной молодыми читателями литературой, а также с возможностью доступа к Wi-Fi и Национальной электронной библиотеке.
Всем ученикам вручили электронный читательский билет, который является пропуском в тысячи библиотек Подмосковья.
Слайд 9 7.Разнообразные формы чтения
Непременным
условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые разнообразные формы чтения. («жужжащее чтение» и «тихое чтение»), помогающие формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы.
8.Работа с родителями.
Цель педагога - помочь родителям осознать ценность детского чтения .
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. В семье нужно разговаривать о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым.
9.Вывод
Заставить ребенка насильно читать нельзя. Помочь ему в
этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за
возрождение культуры и интеллектуальной мощи нашей
страны.