Слайд 1СИСТЕМЫ ТОРМОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ АВТОМОБИЛЯ
Мастер производственного обучения
отделения технического
профиля
Пичугин Сергей Александрович
Слайд 2Компоненты тормозной системы.
1. Пластина (тормозная накладка)
2. Суппорт
3. Бак
4. Главный цилиндр
5.
Поршень суппорта
6. Диск
Слайд 3Гидравлический Х-образный (диагональный) тормозной контур, использующимся на автомобилях
1.Главный тормозной
цилиндр.
Слайд 4Тормозной усилитель (сервотормоз)
1. Рабочий поршень.
2. Мембрана.
3. Возвратная пружина.
4. Толкательный шток.
5. Предохранительный
клапан.
6.
Воздушный фильтр.
7. Отверстия
атмосферного давления.
8. Отверстия вакуума.
9. Приводной шток.
10. Плунжерный поршень.
11. Реактивный диск.
12. Прокладка рабочего поршня.
13. Прокладка толкателя.
14. Главный цилиндр.
Слайд 5Резервуар с датчиком уровня
тормозной жидкости
Слайд 6Тормозная жидкость
Существуют два типа тормозной жидкости:
■ Синтетическая тормозная жидкость.
■ Минеральная тормозная
жидкость.
По своему составу синтетическая тормозная жидкость имеет
свойство абсорбировать влагу, содержащуюся в воздухе.
Тормозные жидкости соответствуют стандарту DOT, определяющему их минимальную температурную устойчивость для новой жидкости и для жидкости, абсорбировавшей 3 % воды.
Слайд 7Главный тормозной цилиндр
1. Первичный поршень.
2. Вспомогательный поршень.
3. Толкательный шток.
4. Упорный винт
вспомогательного поршня.
5. Возвратная пружина.
6. Возвратная пружина.
7. Первичная манжета первичного поршня.
8. Вспомогательная манжета первичного поршня.
9. Первичная манжета вспомогательного поршня.
10. Вспомогательная манжета вспомогательного поршня.
11. Герметичная манжета между двумя контурами.
12. Упорный винт первичного поршня.
13. Компенсационное отверстие.
14. Расширительное отверстие.
Слайд 9Суппорт со стояночным тормозом.
1 Поршень.
2.Пружина
3 Рычаг ручного тормоза.
4. Тормозной диск
5 Гайка.
6 Шайба.
7 Упорная шайба
8 Толкатель.
9 Шайба Belleville (тарельчатая)
10 Шаровый упор.
Суппорты оснащены системами компенсации износа, обеспечивающими постоянный ход стояночного тормоза для компенсации износа тормозных пластин.
Слайд 10Рабочие цилиндры
1. Поршень.
2. Корпус.
3. Манжета.
4. Пыльник.
5. Возвратная пружина.
6. Впуск тормозной жидкости.
7.
Спускной кран.
Слайд 11Регуляторы торможения
Регуляторы бывают следующие:
1. Ограничительные, зависящие или не зависящие от нагрузки.
2.
Компенсирующие, зависящие или не зависящие от нагрузки.
3. Регуляторы, зависящие от замедления движения.
4. Компенсаторы, встроенные в цилиндр колеса.
Слайд 14Датчик износа тормозной пластины.
Минимальный уровень тормозных пластин.
Предусмотреть замену.
Индикатор ABS: неисправность системы
ABS,
классическая система торможения в
рабочем состоянии.
Индикатор стояночного тормоза.
Стояночный тормоз зажат, немедленная остановка.
Некоторые автомобили оснащены звуковым сигналом.
Индикатор уровня тормозной жидкости или
стояночного тормоза.
Недостаточный уровень тормозной жидкости,
немедленная остановка.
Предупреждающие индикаторы
Слайд 15Дополнительный предупреждающий индикатор.
На некоторых автомобилях усиливает сигнал тревоги и
указывает на обязательную
остановку.
Комбинация обоих индикаторов:
неисправность функции
электронного регулирования
(системы электронного
распределения тормозных усилий).
Тормозное давление одинаково в
передней и задней части.
Опасное и нестабильное поведение автомобиля.
Слайд 16Электронные системы активной безопасности в автомобиле
Значение систем торможения и стабилизации
Повышение активной
безопасности автомобиля
– сокращение тормозного пути автомобиля;
– увеличение давления в тормозной системе в критических ситуациях (например, при частом или продолжительном интенсивном торможении);
– улучшение управляемости автомобиля;
– улучшение курсовой устойчивости автомобиля;
– улучшение тяги автомобиля
Облегчение поездки и повышение комфортабельности движения
– помощь при трогании на подъёме;
– система удаления влаги с тормозных дисков;
– система контроля давления в шинах;
– облегчение движения по грунтовым дорогам и на бездорожье.
Слайд 17РАСШИФРОВКА ТЕРМИНОВ
ABS( Anti-lock Brake System ) Антиблокировочная система
Препятствует блокировке колес
при торможении.
Несмотря на высокую эффективность торможения, автомобиль остается стабильным и управляемым.
ASR(Anti-Slip Regulation) Система предотвращения буксования ведущих колес
Предотвращает проскальзывание ведущих колес, например, на льду или гравии путем воздействия на тормоза или управление двигателем
EBV(Electronic Brake Distribution) Электронное перераспределение тормозной силы
Предотвращает перетормаживание задних колес, прежде чем начнет функционировать ABS, или в том случае, если последняя вышла из строя.
Система электронного распределения тормозных сил EBV представляет собой программное расширение системы ABS.
Функция EBV не требует для своей реализации дополнительных элементов, она использует только имеющиеся компоненты системы ABS.
EDS(Electronic Differential Lock) Электронная блокировка дифференциала
Позволяет начать движение на разных участках дороги путем торможения проскальзывающих колес
ESP(Electronic Stability Program) Электронно-стабилизационная программа
Предотвращает возможное раскачивание автомобиля с помощью воздействия на тормоза и управление двигателем.
Задача системы ESP® состоит в стабилизации автомобиля в критических дорожных ситуациях посредством притормаживания отдельных колес.
Слайд 18ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КОНТУР ABS
1 Главный тормозной
цилиндр
2 Рабочий тормозной
цилиндр
3 Блок регулирования
4 Впускной
электромагнитный
клапан
5 Выпускной
электромагнитный
клапан
6 Возвратный клапан
7 Гидроаккумулятор
8 Нагнетательный
насос
9 Демпфер
1
2
2
2
2
3
4
4
4
4
5
5
6
6
7
7
8
9
9
Слайд 19Система ESP и её компоненты
1-Переключающий клапан
2 -Впускной электроклапан (ПЛ)
3 -Впускной
электроклапан (ЗП)
4 -Электроклапан высокого
давления
5 -Выпускной электроклапан (ПЛ)
6 -Выпускной электроклапан (ЗП)
7 -Переключающий клапан
8 -Впускной электроклапан (ЗЛ)
9 -Впускной электроклапан (ПП)
10 -Электроклапан высокого
давления
11-Выпускной электроклапан (ЗЛ)
12 -Выпускной электроклапан (ПП)
13 -Нагнетательный насос
14 -Аккумулятор тормозной
жидкости
15 -Антивозвратный клапан
Гидравлическая схема ESP
Слайд 20Метрологический и размерный контроль включает в себя:
■ Измерение толщины тормозных пластин.
■
Измерение неровности диска.
■ Измерение неровности ступицы.
■ Измерение толщины накладки барабанного тормоза.
■ Измерение диаметра барабана.
Метрологический и размерный контроль
Измерение толщины тормозных пластин.
Причины замены пластин:
1. Размер меньше минимально
допустимого производителем.
2. Неровный износ между
измерениями A и B.
3. Наличие жирных веществ
(пример: тормозная жидкость)
4. Повреждение, трещина или
отрыв трущейся части.
Слайд 21Измерение может выполняться с помощью микрометра, механического или
цифрового штангенциркуля.
Измерение выполняется в
4 точках окружности и на 3 диаметрах от внешней стороны к внутренней по каждой точке.
Измерение толщины тормозного диска
Измерение в 4-х точках окружности
Измерение в 1 точке на трех диаметрах.
Для вентилируемых дисков износ должен быть равномерным с обеих сторон.
Слайд 22Измерение неровности тормозного диска
Измерение выполняется с помощью часового индикатора на суппорте,
закрепленном на элементе, жестко соединенным со ступицей (пример: подпорка).
Измерение выполняется как можно ближе к внешнему (наибольшему) диаметру.
Индикатор выставляется на 0, диск проворачивается на один оборот, измеряется
максимальная неровность при вращении.
Причины замены диска:
1. Размер меньше минимально допустимого производителем.
2. Неровность больше максимально допустимой производителем.
3. Разница износа между измерениями на внешнем и внутреннем диаметрах.
4. Разница износа между двумя сторонами вентилируемого диска.
5. Наличие на диске значительных борозд, независимо от его толщины.
6. Любые значительные повреждения (трещина, излом).
Слайд 23Измерение неровности ступицы
Измерение выполняется с помощью
индикатора на суппорте, закрепленном
на элементе, жестко
соединенным со
ступицей (пример: подпорка).
Измерение выполняется как можно ближе к внешнему (наибольшему) диаметру.
Индикатор выставляется на 0, ступица
проворачивается на один оборот,
измеряется максимальная неровность при вращении.
Причины замены ступицы:
Неровность больше максимально допустимой производителем.
Слайд 24Накладки тормозного барабана
Толщина накладки может слегка отличаться в частях A и
B, на другой накладке разница может быть обратной.
Одна накладка натянута, другая сжата .
Они трутся не на одном уровне своей поверхности: отсюда разница износа.
Причины замены накладок:
1. Размер меньше минимально допустимого производителем.
2. Наличие жирных веществ (пример: тормозная жидкость)
3. Повреждение или отрыв трущейся части.
Слайд 25Тормозные барабаны
Измерение выполняется с помощью
специального штангенциркуля для
барабанов (внутреннее измерение).
Измерение выполняется на
двух
диаметрах 1 и 2, взятых
на окружности.
Причины замены барабана:
1. Размер меньше минимально допустимого производителем, взятого на диаметре.
2. Некруглость или овальность больше данных производителем.
3. Любое значительное повреждение (трещина, излом).
Разница между взятыми диаметрами 1 и 2 называется "некруглость" или "овальность"
барабана.
Слайд 26Контроль вакуумного усилителя (сервотормоза)
Контроль сервотормоза заключается в 3 критериях:
■ Эффективность вакуумного
насоса.
■ Герметичность мембраны сервотормоза.
■ Герметичность предохранительного клапана.
КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕДАЛИ
Контроль с помощью педали позволяет подтвердить правильную работу механизма сервотормоза и сделать общий вывод о герметичности и эффективности элементов в вакууме.
Контроль выполняется следующим образом:
1. Запустите двигатель на малых оборотах на одну минуту.
2. Заглушите двигатель.
3. Отпустите стояночный тормоз.
4. Постепенно и до конца нажмите несколько раз педаль тормоза.
5. Подсчитайте количество нажатий на педаль до появления жесткости хода.
Количество будет составлять от 3 до 5
Причины для замены деталей, отвечающих за усиление торможения:
1. Неисправность вакуумного насоса.
2. Неисправность мембраны сервотормоза.
3. Неисправность предохраняющего клапана сервотормоза.
4. Неисправность трубок.
Слайд 27Снятие/ установка тормозных накладок
Снять пробку резервуара тормозной жидкости.
Если нужно, слейте немного
тормозной жидкости для предотвращения перелива.
После снятия колеса доступ к тормозным пластинам осуществляется по-разному, в
зависимости от типа суппорта.
Типы обычно устанавливаемых суппортов:
■ Неподвижный суппорт на подвижной скобе.
■ Подвижный суппорт на неподвижной скобе.
■ Неподвижный суппорт с прилегающими поршнями.
Пример для монтажа с подвижным
суппортом на неподвижной скобе:
1. Открутить нижний крепежный болт
суппорта.
2. Откинуть суппорт.
3. Вынуть использованные пластины.
4. Затолкнуть поршень суппорта.
5. Очистить суппорт и скобу с помощью мягкой металлической щетки и специального очистителя.
.
Слайд 28Обязательно проверить состояние и убедиться в отсутствии утечки:
1. Тормозного шланга.
2. Пыльника
поршня.
3. Пыльников пальцев.
При необходимости заменить неисправные детали.
Слайд 29Использование специального инструмента для обслуживания тормозов
Гидравлический поршнезаталкиватель
Механический
поршнезаталкиватель
Винтовой поршнезаталкиватель
Пневматический поршнезаталкиватель
Слайд 306. Заменить возвратные пружины тормозных пластин, смазать участок действия пластин высокотемпературной
смазкой
Возвратные
пружины
Слайд 317. Установить на место новые пластины, соблюдая различные направления монтажа.
8. Заменить
крепежные болты суппорта, предварительно смазав резьбу синим
локтайтом, на скобе.
9. Зажать болты усилием, рекомендуемым производителем.
10. Прокачать несколько раз педаль тормоза для подгонки пластин.
11. Установить на место колесо, соблюдая рекомендуемое усилие зажатия.
12. Проверить уровень жидкости в резервуаре, при необходимости долить.
13. Перед передачей автомобиля клиенту проверить надлежащую работу тормозов
(шум, заедание, эффективность) тест-драйвом.
Слайд 32Снятие / установка тормозных дисков
1.Снять колесо.
2. Снять
пластины.
3. Открутить верхний крепежный болт суппорта на скобе.
4. Зацепить суппорт за виток пружины амортизатора.
Не оставлять суппорт висящим на шланге!
Слайд 335. Снять скобу суппорта.
6. Открутить болт, поддерживающий диск, с помощью ударной
отвертки.
7. Очистить ступицу на уровне выноса
диска с помощью металлической щетки
или вращающейся щетки на дрели.
8. Установить диск на место, зажать крепежные болты усилием, рекомендуемым производителем.
Слайд 349. Смазать локтайтом крепежные болты скобы суппорта.
10. Зажать крепежные болты скобы
на держателе ступицы усилием,
рекомендуемым производителем.
11. Установить крепежные болты суппорта на скобе, зажать рекомендуемым усилием.
12. Продолжить обратную установку
тормозных накладок.
Слайд 35Применяющаяся методика слива зависит от типа контура, которым оборудован
автомобиль.
Существуют два основных
типа:
■ Классический тормозной контур, оборудованный главным цилиндром, передними и задними приемными тормозными устройствами, ограничителями или компенсаторами и трубопроводом.
■ Тормозной контур ABS/ESP, оборудованный, кроме тех же составных, системой
электронного регулирования тормозного давления.
Методы слива и замены тормозной жидкости
Замена и слив тормозной жидкости для системы ABS/ESP
Существует три разных способа замены и/или слива тормозной жидкости:
1. Замена и слив с помощью педали.
2. Замена и слив давлением.
3. Замена и слив всасыванием.
Слайд 36Слив давлением
Этот инструмент позволяет воздействовать на тормозную жидкость давлением.
Выполните следующие проверки
при
использовании этого инструмента:
■ Выберите сливную пробку,
соответствующую автомобилю.
■ Проверьте состояние прокладки
пробки и зажатие для обеспечения
достаточной герметичности.
■ Отрегулируйте давление слива в
зависимости от данных производителя или документации на инструмент (пример: максимум 2 бар).
В конце выполнения операции необходимо:
■ сбросить давление перед снятием пробки;
■ проверить и исправить, если это нужно, уровень тормозной жидкости.
Слайд 37
Этот инструмент позволяет
воздействовать на тормозную жидкость
низким давлением.
Выполните следующие проверки при
использовании
этого инструмента:
■ Проверьте и дополните уровень
тормозной жидкости в резервуаре при
выполнении операции или
используйте бак для заправки.
■ проверьте качество (цвет) и количество жидкости, слитой в приемную емкость.
Слитая тормозная жидкость эмульгирует, через резьбу спускных кранов проходит
воздух.
Слив снижением давления
Слайд 38В конце выполнения операции необходимо:
■ Проверить и исправить, если это нужно,
уровень тормозной жидкости
При сливе соблюдайте следующую
последовательность:
1. Правый задний.
2. Левый задний.
3. Правый передний.
4. Левый передний.
Слайд 39Замена и слив тормозной жидкости из системы ABS/ESP
Вп.клапан
Вып. клапан
Нагнетательный
насос
Демпфер
Первичный контур
Вторичный контур
Система
ABS
Слайд 40Система ESP
Вп.клапан
Вып. клапан
Нагнетательный
насос
Демпфер
Первичный контур
Вторичный контур
Переключающий
клапан
Клапан высокого
давления
Слайд 41Первичный контур систем ABS и ESP заменяется и сливается так же,
как и
классический тормозной контур.
Вторичный контур систем ABS и ESP заменяется и сливается при помощи
диагностического модуля для управления насосом и электроклапанами.
Порядок прокачки вторичного контура указывается диагностическим модулем.
Слив вторичного контура становится необходимым, когда педаль тормоза
"нажимается больше чем раньше" после срабатывания системы ABS/ESP.
Воздух, изолированный во вторичном контуре, возвратился в первичный контур, удлинив ход педали тормоза.
Следовательно, при испытании автомобиля рекомендуется отключить фазы
регулирования системы ABS/ESP для подтверждения отсутствия воздуха в тормозном контуре.
Слайд 43Методы ремонта суппорта
Ремонт тормозного суппорта необходим:
■ При утечке на нем тормозной
жидкости.
■ При заедании поршня или пальцев суппорта (несимметричный износ тормозных пластин).
■ При повреждении пыльника поршня или гармошек пальцев суппорта.
Снять суппорт
Снять пыльник и кольцо поршня.
Установить деревянную распорку
между суппортом и поршнем во
избежание повреждения последнего.
Вытащить поршень сжатым воздухом с помощью форсунки.
5. Проверить состояние поршня: любая
царапина или удар по юбке поршня
приводит к тому, что суппорт не подлежит
ремонту.
6. Снять прямоугольную прокладку
суппорта с помощью закругленной гибкой
пластинки типа толщиномера.
Слайд 447. Проверить внутреннее состояние поршня: при любой царапине на отверстии суппорта
ремонт невозможен.
8. Очистить отверстие и поршень суппорта очистительной жидкостью, протереть супермелкой стальной ватой (№ 0000).
9. Промыть и просушить очищенный суппорт.
10. Смазать новую прокладку
суппорта, юбку суппорта и
поршень силиконовой смазкой.
11. Установить прокладку в
юбку суппорта.
12. Установить и перевернуть
пыльник на поршень.
13. Установить обратно
поршень без приложения усилия.
14. Установить кольцо на
пыльник.
15. Продолжать обратный
монтаж.
Слайд 45Метод ремонта пальцев суппорта
пальцы
пыльники
1. Снять суппорт
2. Снять пальцы и их
пыльники суппорта или опоры суппорта согласно монтажу.
3. Проверить состояние
пальцев, устранить следы коррозии с помощью супермелкой стальной ваты
(№ 0000). (нажд. бумага №1200)
4. Очистить опоры пальцев
с помощью очистительной жидкости.
5. Промыть и просушить очищенные детали.
6. Установить пыльники пальцев на
суппорт или опору суппорта.
7. Обильно смазать пальцы смазкой из
пакетиков, поставляющихся в ремонтном
комплекте (силиконовая смазка).
8. Установить обратно пальцы.
9. Продолжать обратный монтаж суппорта.
Слайд 46Контроль тормозной системы
( чек-лист проверок)
1. Проверить состояние педали тормоза.
2 .Проверить
устройство от пробуксовки педали.
3. Проверить ход рычага стояночного тормоза (от 5 до 8 зарубок)
4. Проверить функционирование сервотормоза нажав , на педаль
при остановленном и работающем двигателе.
5. Проверить выключение всех сигнальных лампочек
при работающем двигателе.
6. Убедиться в надеж ной иммобилизации автомобиля в
случае отжатия стояночного тормоза при работающем двигателе.
7. Проверить автоматическое отключение стояночного
тормоза для электрических тормозов.
8. При включенном двигателе проверить, не слишком ли утапливается
педаль, не является ли она пористой или мягкой.
9. Проверить работу стоп сигналов.
10.Проверить уровень тормозной жидкости.
Слайд 4711. Проверить точку кипения жидкости.
12. Проверить состояние крепление и отсутствие ,
утечек на главном цилиндре.
13. Проверить состояние крепление и отсутствие , утечек на жестких
трубопроводах.
14. Проверить состояние, крепление и отсутствие утечек на гибких
трубопроводах.
15. Проверить состояние, крепление и отсутствие утечек на передней и задней
подвесках.
16. Проверить состояние, крепление и отсутствие утечек на цилиндрах колес.
17. Проверить состояние, крепление и отсутствие утечек на регуляторе
торможения.
18. Убедиться в том, что привод регулятора является управляемым.
19. Измерить толщину колодок и форму износа.
20. Измерить толщину дисков и форму износа.
Слайд 4821. Измерить неровность дисков.
22. Проверить свободное вращение барабанов.
23. Измерить толщину накладок
и форму износа.
24. Проверить состояние тормозных комплектов в барабанах
( накладки, захват, колесный цилиндр, пружины и др.).
25. Проверить состояние крепление кабеля, трубок и
рычага стояночного тормоза.
26. Визуально проверить состояние и крепление датчиков,
проводов датчиков и мишеней , антиблокировочной системы ABS.
27. Провести дорожное испытание и осуществить торможение.
28. При помощи диагностического прибора прочитайте и
удалите ошибки в различных вычислительных устройствах,
относящиеся к торможению.
Слайд 49С помощью диагностического модуля найдите для нескольких указанных автомобилей технические данные
по их тормозных системах.
Пример:
Слайд 50Безопасность (индивидуальная защита)
Для работы всегда предусмотрены специальные средства защиты. Индивидуальные
средства защиты
включают:
- защитную обувь,
- перчатки,
- маску,
- очки,
- противошумовую систему.
Средства индивидуальной защиты используются строго в профессиональных целях и
подлежат периодической замене в случае разрушения или ветхости.
Всегда предусмотрены надлежащие средства защиты.
Слайд 51МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, ЗАПРЕТЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
■ Обязательно соблюдайте правила использования
различных
инструментов.
■ При подъеме автомобиля на двухопорный подъемник убедитесь в
устойчивом положении автомобиля (распределение массы).
■ При опускании автомобиля или его составной убедитесь в
безопасном положении рук, пальцев или ног.
■ Не допускайте контакта токсичных или вредных веществ с руками и
глазами.
■ Не вдыхайте токсичные и вредные вещества.
ОБЯЗАТЕЛЬНО: Не используйте сжатый воздух для очистки тормозов.
■ Для очистки используйте рекомендуемое вещество для очистки
тормозов, дайте высохнуть и протрите бумажной ветошью.
■ Также можно использовать предусмотренное устройство для
удаления пыли.
Слайд 52ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
■ Ежедневно приводите в порядок свое рабочее место.
■ Избегайте
загромождения проходов возле рабочего места
и окружающего пространства.
■ Оставляйте свободный доступ к аварийным выходам и
средствам для борьбы с пожаром.
Уборка обеспечивает более безопасный и более легкий труд.