Слайд 2
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «ТИКО – МАСТЕРА»
Цель: данной
программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие:
расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Слайд 3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные
нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «Тико». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «Тико». Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями. ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Слайд 7ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Конструирование персонажей сказки
«КОЛОБОК»
ЦЕЛЬ: Конструировать персонажей сказки
из ТИКО - конструктора, закрепить название деталей конструктора , развивать умение читать и анализировать схемы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закрепить знания геометрических фигур (пятиугольник, остроугольный треугольник, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник.
- Закрепить умение анализировать схему постройки;
- закрепить умение скреплять детали конструктора между собой.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения, успехи и достижения друзей;
- развивать коммуникативные навыки
- развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- поддерживать положительную самооценку на основе выделения ребенком собственных достоинств («Я умею анализировать схемы) («Я хочу научится строить более сложные постройки»);
- воспитывать наблюдательность, умение слушать, действовать по инструкции, желание работать в команде;
-Заяц из Тико – конструктора;
- иллюстрации к сказке колобок;
- наборы конструктора ТИКО
- схемы постройки персонажей сказки «Колобок»
- цветные карандаши.
Этапы занятия
ЭТАП №1 Организационный момент: Коммуникативная игра «Настроение»
Деятельность педагога : Воспитатель приглашает детей встать в круг, читает речевку:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Чтобы настроение нам поднять,
Нужно руки нам пожат
Деятельность детей Дети встают в круг, пожимают друг другу руки, в качестве приветствия
Мотивационный момент: В двери стучит Заяц. Он пришел из волшебного леса.
Заяц говорит - Здравствуйте ребята, Я пришел к вам из волшебного леса.
-У меня для вас есть очень интересная загадка.
Угадайте к какой сказке относятся эти иллюстрации.
Актуализация знаний: Воспитатель обращает внимание на доску где поочередно
Вывешиваются картинки к сказке «Колобок».
Действия детей Дети отгадывают загадку по иллюстрациям,
Слайд 9Заяц хвалит детей :
Воспитатель задает
Иллюстрации к какой сказке вы видите на доске?
вопрос к детям :
Создание проблемной Как вы узнали? Верно ли расположение иллюстраций?
ситуации: Нужно ли что то изменить?
Заяц говорит : Ребята я обещал своим зайчатам показать сказку «Колобок» но у нас в лесу нет игрушек для показа сказки .А для того чтобы их сделать у меня не хватает времени.
Как быть я не знаю?
Дети решают проблемную ситуацию, предлагают свою помощь.
Слайд 10ЭТАП №2 Заяц хвалит детей :
Воспитатель задает
Иллюстрации к какой сказке вы видите на доске?
вопрос к детям :
Создание проблемной Как вы узнали? Верно ли расположение иллюстраций?
ситуации Нужно ли что то изменить?
Заяц говорит : Ребята я обещал своим зайчатам показать сказку «Колобок» но у нас
,, в лесу нет игрушек для показа сказки .А для того чтобы их сделать у меня не хватает времени. Как быть я не знаю?
Организационно поисковый Педагог предлагает пройти к столу, на котором разложены
схемы для конструирования персонажей сказки и выбрать не
глядя любую схему.
Вопросы к детям: Какой у тебя персонаж? Какие детали конструктора тебе будут
Нужны для постройки? С чего ты начнеш конструировать?
Дети отвечают на вопросы, анализируют схему ,подбирают необходимые детали.
Воспитатель предлагает подойти к столам выбрать необходимые детали и начать конструировать поделку.
После постройки воспитатель предлагает закрасить схемы.
Психолого- педагогическое
сопровождение Воспитатель обращает внимание на возможно сть оказания взаимопомощи друг другу.
По буждает детей доводить начатое дело до конца ребенка по пути познания.
Дети советуются друг с другом, помогают друг другу в случае необходимости. Анализируют свои работы и работы других, отвечают на вопросы.