Слайд 1
«Инновационные технологии в воспитательном процессе при работе со слабовидящими детьми».
Слайд 2«…Творчество есть необходимое условие существования и все, что выходит за пределы
рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»
Л.С.Выготский
Слайд 3
Понятие «инновация»
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество
или изменение».
Для детей с нарушениями зрения содержанием этой работы является:
формирование представлений о зрительных сенсорных эталонах;
развитие сенсорно-зрительного опыта;
развитие предметности восприятия;
формирование способов обследований предметов окружающего мира;
формирование целостных представлений о предметном мире;
развитие восприятия глубины пространства;
развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
Слайд 4Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на
использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Слайд 5ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких
отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Слайд 6
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Слайд 7Содержанием воспитательных
технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка
цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Слайд 8Давайте улыбнемся! Перед любым мероприятием необходимо настроить ребят на совместную деятельность.
Давайте представим, что мы творческая группа и нам необходимо плодотворно поработать. Нарисуйте, пожалуйста, в своих тетрадях человечка, состоящего из круга, квадрата, треугольника. Человечек должен состоять из 10 деталей ( максимум).
Слайд 9.
Интерактивные технологии
Интерактивное технологии в воспитании – это взаимодействие детей и
взрослых с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов воспитательного процесса, с двусторонним обменом информации между ними. Интерактивные технологии в воспитании – это такая организация процесса воспитания, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников в воспитательном процессе
Интерактивные формы работы
Работа с афоризмами. Дебаты. Социально-педагогические и психологические игры. Коллаж. Социально значимые проекты. Тренинги. Интерактивные коллективы творческих дел..
Слайд 10
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе школы:
Применение информационно-коммуникативных технологий в
образовательном процессе позволяет слабовидящим школьникам получать информацию об окружающем их мире, у детей формируются более полные и точные представления о предметах и явлениях, так как задействованы зрительные и слуховые способы получения информации. При использовании компьютера появляется вероятность визуализации объектов в виде понятных для ребёнка образов, улучшаются компенсаторные механизмы. В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо применять дидактические пособия, разработанные в ярком, доступном для понимания ребенка образе. Все перечисленное позволяет создать более точный зрительный образ у ребенка, способствует усвоению содержания и является эффективным средством наглядности в воспитательно - образовательной и коррекционной работе со слабовидящими детьми.
Слайд 11Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе школы:
решение задач коррекционной направленности:
формирование бинокулярного зрения (необходимость в решении этой задачи обуславливается тем, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков, целостности и размеров предметов);
формирование умения обследовать предмет и выделять основные признаки с помощью работы всех сохранных анализаторов (решения данной задачи необходимо для полноценного восприятия окружающего мира и дальнейшего развития творческого мышления на основе сенсорного опыта);
развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора, зрительного внимания, зрительной памяти, формирование умения у детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления в памяти (создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации).
Слайд 12
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе школы:
шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований)
групповая проблемная работа (разработка проектов);
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
диалог «педагог- воспитанник»;
тренинг общения;
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
Слайд 13
Инновационные технологии, используемые
в воспитательной системе школы:
Учитывая особенности здоровья ребенка с
нарушением зрения и его особые образовательные потребности, возникает необходимость создания особой планомерной работы коррекционной направленности (восстановление, коррекция и компенсация нарушенных и недоразвитых функций глаза) опираясь на сохранные виды восприятия.
Слайд 14
Здоровье сберегающие технологии
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на
стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
создание благоприятного психологического климата;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Слайд 15
Основные направления инновационной деятельности :
Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека
с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Последовательное создание в школе здоровье сберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровье сберегающих технологий.
Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.
Слайд 16
ТЕХНОЛОГИЯ
коллективно-творческого дела
Направленность коллективно-творческого дела– стремление к общению, к
познавательной активности.
Результатом является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельная.
совместное решение о проведении дела;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
проведение дела;
коллективный анализ.
Слайд 17Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического,
так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
.
Техники и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны
Слайд 18
ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ
В любом педагогическом действии есть три блока:
Подготовка ,
реализация , анализ итогов.
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Реализация шоу основана на 3 основных психологических механизмах:
создание эмоциональной атмосферы;
соревновательность;
импровизация
Слайд 19ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.
Цель: создание
у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.
Слайд 20
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
повышение
эффективности и качества вне учебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
Слайд 21
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и
творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
Слайд 22. Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе
с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.