Презентация, доклад по теории музыки Квинтовый круг - новый взгляд

Содержание

Значение и толкование термина «Квинтовый круг» Тональность в музыке – это высотное положение и характеристика лада. Каждая тональность имеет особую красочность звучания. Композиторы, создавая музыкальные произведения, используют это могущественное средство при создании определённого образа или настроения

Слайд 1«Квинтовый круг»

«Квинтовый круг»

Слайд 2Значение и толкование термина «Квинтовый круг»
Тональность в музыке – это

высотное положение и характеристика лада. Каждая тональность имеет особую красочность звучания. Композиторы, создавая музыкальные произведения, используют это могущественное средство при создании определённого образа или настроения музыки. Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Ф. Шопена, 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».
Значение и толкование термина «Квинтовый круг» Тональность в музыке – это высотное положение и характеристика лада. Каждая

Слайд 3Все тональности располагаются по воображаемому кругу, называемому «квинтовый круг тональностей». Таким

образом, квинтовый круг – это система тональностей мажорного и минорного ладов. Порядок расположения тональностей по квинтовому кругу таков: диезные тональности строятся по квинтам (то есть интервалам, содержащим в себе пять ступеней) вверх, а бемольные – по квинтам вниз в порядке возрастания количества ключевых знаков.
Все тональности располагаются по воображаемому кругу, называемому «квинтовый круг тональностей». Таким образом, квинтовый круг – это система

Слайд 4При такой методике, получается следующая схема расположения тональностей:

При такой методике, получается следующая схема расположения тональностей:

Слайд 5Итак, если пройти весь квинтовый круг, то получится следующий порядок тональностей:

Итак, если пройти весь квинтовый круг, то получится следующий порядок тональностей:

Слайд 7Ключевые знаки
Следует запомнить порядок расположения диезов и бемолей:
фа до соль

ре ля ми си - диезы
си ми ля ре соль до фа - бемоли
Ключевые знаки  Следует запомнить порядок расположения диезов и бемолей:фа до соль ре ля ми си -

Слайд 8Принцип устройства и работы.  
Квинтовый круг принято изображать как круг или

спираль. На верхней точке указывается нота «до», являющаяся тоникой тональности «До-мажор» (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно – фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок («до» вверху) традиционен.
Принцип устройства и работы.    Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке

Слайд 9Впервые квинтовый круг был изображён украинским музыкальным теоретиком Николаем Павловичем Дилецким

в 1679 году. Детальное его описание дал Иоганн Давид Хайнихен в 1711 году.
Круг изобрели совместно с изобретением темперированного строя, по которому настраиваются современное фортепиано. Дело в том, что при этом строе используются не натуральные интервалы, а их приближения, возникшие, когда октаву поделили на 12 равных отрезков. Таким образом все тональности оказались как бы равны.
Впервые квинтовый круг был изображён украинским музыкальным теоретиком Николаем Павловичем Дилецким в 1679 году. Детальное его описание

Слайд 10Квадрат тональностей
Метод «Квадрат тональностей» опирается на клавиатуру

фортепиано. С клавиатурой фортепиано все знакомы с первых шагов обучения музыке, именно в ней «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте.
На клавиатуре фортепиано в пределах октавы от ноты «до» располагаются примы (I ступени) всех мажорных тональностей: Так же на клавишах от ноты «ля» в пределах октавы содержатся примы (I ступени) всех минорных тональностей.
Квадрат тональностей    Метод «Квадрат тональностей» опирается на клавиатуру фортепиано. С клавиатурой фортепиано все знакомы

Слайд 11 Если прописать гаммы всех тональностей столбиком по вертикали, то получится

схема-квадрат: мажорный квадрат тональностей, состоящий из 8 диезных и 8 бемольных мажорных тональностей и минорный квадрат тональностей, состоящий из 8 диезных и 8 бемольных минорных тональностей. Таким образом, в поле каждого квадрата вписаны 16 мажорных и 16 минорных тональностей – всего 32 тональности.
Если прописать гаммы всех тональностей столбиком по вертикали, то получится схема-квадрат: мажорный квадрат тональностей, состоящий из

Слайд 12Квадрат мажорных тональностей (квинтовый круг мажорного лада)
Все тональности следует читать

столбиком по вертикали. В каждом столбике (по вертикали) указано количество диезов или количество бемолей в данной тональности. Например: Фа# мажор – 6# , Фа мажор – 1 . Римскими цифрами (I, II, III…) указаны ступени тональности. Диезные тональности располагаются снизу-вверх и слева-направо (До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си-До#); бемольные располагаются сверху-вниз и справа-налево (До-Сиb-Ляb-Сольb-Фа-Миb-Реb-Доb). Формулу квадрата - «0,2,4,6,1,3,5,7» (вначале чётные числа, затем - нечётные) также следует читать слева направо у диезных тональностей, и справа налево – у бемольных.
Квадрат мажорных тональностей (квинтовый круг мажорного лада)  Все тональности следует читать столбиком по вертикали. В каждом

Слайд 13Квадрат минорных тональностей (квинтовый круг минорного лада)
Все тональности читаются столбиком

по вертикали. В каждом столбике (по вертикали) указано количество диезов или количество бемолей в данной тональности. Например: ре# - минор – 6# , ре минор – 1 . Римскими цифрами (I, II, III…) указаны ступени тональности. Диезные тональности располагаются снизу-вверх и слева-направо (ля-си-до#-ре#-ми-фа#-соль#-ля#); бемольные располагаются сверху-вниз и справа-налево (ля-соль-фа-миb -ре-до-сиb-ляb).
Формула квадрата - «0,2,4,6,1,3,5,7» читается справа налево у диезных тональностей и справа налево – у бемольных.
 
Квадрат минорных тональностей (квинтовый круг минорного лада)  Все тональности читаются столбиком по вертикали. В каждом столбике

Слайд 14Если внимательно рассмотреть каждую вертикаль квадрата, в которую вписаны вместе и

диезные, и бемольные тональности (например, ре# - минор и ре-минор), то можно обнаружить одну удивительную закономерность: в каждой вертикали в сумме по 7 знаков (диезов и бемолей). Таким образом, используя данное свойство можно легко определять количество знаков в диезных и бемольных тональностях: например, в Ми-мажоре 4 диеза, значит в Ми -мажоре будет 3 бемоля (7-4=3), или в ре-миноре 1 знак - бемоль, значит в ре#-миноре будет 6 знаков-диезов (7-1=6).
 

Если внимательно рассмотреть каждую вертикаль квадрата, в которую вписаны вместе и диезные, и бемольные тональности (например, ре#

Слайд 15По методу квадрата получается 32 тональности, но всего в музыке используется

30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы: 2 тональности без знаков (До мажор и ля минор); 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов); 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей)
По методу квадрата получается 32 тональности, но всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить

Слайд 16Метод квадрата удобен для использования:
Запомнив «мажорный диезный ход» До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си-До# и «мажорный

бемольный ход» До-Сиb-Ляb-Сольb-Фа-Миb-Реb-Доb (аналогично и с минорными тональностями), формулу квадрата «0,2,4,6,1,3,5,7» и порядок появления знаков, можно с лёгкостью ориентироваться в разных тональностях, быстро определяя количество и порядок знаков в любой тональности.

Метод квадрата удобен для использования:Запомнив «мажорный диезный ход» До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си-До# и «мажорный бемольный ход» До-Сиb-Ляb-Сольb-Фа-Миb-Реb-Доb (аналогично и с

Слайд 17Сведения об авторе: Жугрина Полина Борисовна, преподаватель МАУДО «Рефтинская ДШИ». Окончила: Асбестовское

музыкальное училище по специальности «Теория музыки», квалификация - преподаватель - 1990 год. Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по специальности «Музыковедение», квалификация - музыковед -1996 год. Стаж работы – 25 лет. Высшая квалификационная категория.
Сведения об авторе:  Жугрина Полина Борисовна,  преподаватель МАУДО «Рефтинская ДШИ».   Окончила: Асбестовское музыкальное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть