Слайд 1Владимирские швы
вчера и сегодня
СПб ГБПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
Санкт-Петербург
2017 год
Слайд 2Историческая справка:
Бытование вышивки на Владимирской земле отмечено не
одним десятком веков.
Вышитые изделия, найденные на территории Владимиро-Суздальского княжества XI - начала XII века в захоронениях сельского населения, характеризуют развитое декоративно-прикладное искусство.
Фрагмент старинных вышивок
Слайд 3Историческая справка:
Установлено, что вышивки выполнялись в основном шелковыми и золотыми нитями
по шелку, который служил для отделки праздничного костюма, обшивки ворота или накладного воротника.
Золоченые или серебряные нити, скрученные с льняной основной нитью, служили различным техникам вышивки.
Гладь в старинных золотошитых изделиях выполнялась так, что лицевые нити образовывали плотные стежки.
Слайд 4Историческая справка:
Позже золотая вышивка выполнялась техникой "в прикреп", когда нити
прикрепляются к ткани при помощи шелка, что позволяет сохранить целостность основного изделия без проколов жесткой золоченой или серебряной проволокой.
Вероятно, именно эта техника легла в основу "владимирского шва" или "верхошва", в котором крупными стежками застилается лишь лицевая сторона орнамента.
Слайд 5Владимирские швы
вчера и сегодня
В посёлке Мстёра Владимирской области в середине
19 века возник местный тип вышивки цветной гладью - так называемый "владимирский шов", выполняемый крупными рельефными стежками
Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Если вам придётся вышивать нитью в несколько сложений, то расстояние между стежками будет практически незаметно.
Вышивая владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.
Слайд 6Техника вышивки
Вышивается «верхошов» большими стежками – от центра к краю или
от края контура к центру.
Стеки глади располагают по форме элементов: в цветах – от края к центру, в листьях, стеблях и веточках – с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину.
Если цветы или листья крупные, их сердцевины заполняются различными сетками или фигурами: квадратами, ромбами, треугольниками, зубцами, зигзагами, швом «козлик».
Слайд 7Техника вышивки
Сердцевину цветов оформляют сеткой;
Сетку прикреплять можно крестиком, стежком, лапкой (три
стежка).
Правильно заполнять накладную сетку так, – сначала укладываем стежки в одном направлении, допустим в вертикальном, а затем в другом (горизонтальном), при этом закрепляя их в местах пересечения. Большие закругленные элементы вышивают гладью «восьмерка».
Слайд 8Применение вышивки
Декоративные возможности красочных владимирских швов , своеобразный характер узоров широко
используется для панно, скатертей, портьер, диванных подушек, а также для одежды, выполненной но народным мотивам. Утюжить такие вышивки можно только с изнаночной стороны на мягкой подстилке.
Слайд 9Мотивы и узоры вышивки
Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований
из парчевых тканей, ювелирных изделий, привезенных с востока.
Неоспоримо влияние христианской культуры, в частности окладов икон, книжных заставок и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира.
Слайд 10Развитие промысла в 20 веке
Искусство вышивки "владимирскими швами" стало основой
деятельности александровских строчевышивальных артелей в 1920-1930-х гг. На их основе в Г. Александрове возникла строчевышивальная фабрика, выпускавшая изделия для интерьера, а в настоящее время - женскую одежду. Ручная вышивка используется здесь в небольшом объеме. Основная техника - цветная односторонняя гладь, средствами которой выполняются яркие, крупные формы растительного орнамента с мотивами ягод, цветов, листьев.
Слайд 11 В 1990-е гг. мастерицы, стремясь к сохранению особенностей традиционной вышивки,
возвращаются к украшению предметов одежды. Большой вклад в развитие промысла внесли художники Л.А. Ерофеев, А.И. Кислина, Н.М. Коткова, В.Н. Носкова. особое место среди них занимал заслуженный художник России, педагог Т.М. Шульпина. коренная мстерянка, одарённая ярким талантом, она всю жизнь посвятила вышивке.
В 2003 г. фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка». Продукция выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Её успех - в самобытности, являющейся одной из граней богатой народной культуры древней Владимирской земли. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются на специализированных выставках.
Слайд 12Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка»
Расположен музей в церкви Троицы-Живоначальной Владимира
на
Театральной площади. Музей был создан в 1974 г.
Слайд 13Экспонаты музея
Мстёрская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана Милостивого.
Белая гладь - двусторонний шов, стежки которого кладутся плотно друг к другу в горизонтальном или вертикальном направлении по рисованному контуру. Она оживляется разнообразными «сетками» и «разделками».
Мстёрская вышивка.
Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка.
Слайд 14Экспонаты музея
Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Вдоль деревни. Ковёр. 1969
г. Ткань смесовая, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Полотенце декоративное. 1986 г. Лён, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. Бой петухов. Панно. 1969 г. Ткань шерстяная, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Слайд 15Экспонаты музея
Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Бам. Панно. 1975 г.
Флахтух, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Кислина А.И. (1939 - 1992 гг.). Сказочноею полотенце. 1974 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. Мстёра. Панно. 1972 г. Флахтух, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Слайд 16Экспонаты музея
Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Весенние зори. Полотенце. 1983
г. лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Кислина А.И. (1939 - 1992 гг.). Птичий отдых . Панно. 1984 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Дружная семейка. Наволочка. 1960-е гг. Ткань шерстяная, лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Слайд 17Владимирская гладь сегодня
Сегодня владимирская гладь опять популярна, ей украшают декоративные подушки,
покрывала, одежду в стиле «фольк».
Цветовая гамма современной вышивки значительно расширена, используются практически все насыщенные цвета, включая черный.
Самое главное, что научиться вышивать в этом стиле несложно, вышивается изделие быстро и результат виден практически сразу. Яркость красок этой вышивки оживит любой интерьер.
Слайд 18Использованные источники
http://www.vladsuvenir.vtsnet.ru/Ru/Index_ru/index_ru.htm