Слайд 1Понятие толерантности
Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность –это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
(Декларация принципов толерантности; утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995г.)
Слайд 2Проявление толерантности,
которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к
социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Слайд 3ПРОБЛЕМА.
* Социальная напряжённость
* Межэтнические конфликты
* Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм
Слайд 4* Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяются в детской, особенно в
подростковой среде
Слайд 5Ключевые социальные компетентности являющиеся составляющими толерантности.
Компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью,
коллективом, семьёй на основе сотрудничества, уважения и принятия Другого (национальность, религия, статус, пол)…
Компетентность общения на основе диалога; знания, уважения и соблюдения традиций, этикета…
Слайд 6 Компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (выбор путей и
способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Слайд 7Педагогические технологии.
Системный подход.
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе
к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
Слайд 8Рекомендуемые педагогические средства:
Методы развития системы отношений: организация совместных мероприятий, различных традиций
и ритуалов, деятельности в группах(одного возраста и разновозрастных).
Дидактические материалы, способствующие усвоению базовых ценностей толерантности, выстраиванию межличностных отношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.
Слайд 9 *Приёмы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств
обучения: игровых форм обучения, сценариев мероприятий; опора на народные традиции;
*Приёмы побуждения к учению, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы; применение сочетания различных форм совместной работы; создание ситуации успеха, эмоционального фона; организация педагогической поддержки и др.
Слайд 10*Диагностика толерантности, самоактуализации и качества среды;
*Приёмы, стимулирующие социальную активность, самостоятельность и
ответственность учащихся;
*Средства формирования положительной мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора темы материалов и техник, проявления себя в различных видах совместной деятельности;
Слайд 11*Индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений;
*Педагогические средства развития
коммуникативной культуры подростков: ток-шоу, дискуссии, театрализованные представления, праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.
Слайд 12Диагностика толерантности
Исследуемая категория:
1. Язык
Вопрос к тестируемому:
1. Обзывают ли дети друг друга,
используются ли ими при обращении друг к другу вместо имён клички с этническим или уничижительным оттенком?
Слайд 13Диагностика толерантности
2. Стереотипы
2. Используют ли дети негативные, оскорбительные слова, говоря об
эмигрантах, о стариках, об инвалидах или о каких либо группах, сложившихся по этническим, половым, интеллектуальным признакам(или рисуют карикатуры, рассказывают анекдоты)?
Слайд 143. Насмешка
3. Насмехаются ли ученики над ошибками или личными качествами и
условиями жизни непохожих на них людей и их семей или других сообществ, пытаясь поставить их в неловкое положение?
диагностика
4. Предубеждение
4. Считают ли учащиеся, что некоторые люди или определённые группы людей , отличающиеся по вере, национальности, полу, интеллекту, здоровью, хуже, глупее остальных, менее ценны и важны для общества, чем те, к которым принадлежат они сами?
отпущения»
5. Склонны ли учащиеся сваливать вину за проигрыши в соревнованиях, за неприятные происшествия и, вообще за все неудачи на кого-то другого?
Слайд 176. Дискриминация
6. Есть ли в группе дети, которых другие дети
постоянно избегают, не берут в команду, не принимают в игры только потому, что они обладают этническими, религиозными, половыми или иными особенностями?
Слайд 187.Преследование.
7. Пытаются ли одни ученики испортить настроение другим, постоянно ставя в
неловкое положение, выталкивая их из ряда в строю, оставляя на столах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры?
Слайд 198.Остракизм
(бойкот).
8. Бывают ли у учащихся периоды, когда они не разговаривают с
кем-либо из одноклассников, не включают его в общие дела и совместные действия?
Слайд 209. Осквернение или порча.
9. Делает ли кто-то из учащихся непристойные надписи
или рисунки, сознательно желая испортить собственность другого, демонстрируя неуважение к его правам, к национальности, вероисповеданию или к работе сделанной без него?
Слайд 2110. Запугивание
10. Прибегают ли некоторые учащиеся к намеренному запугиванию тех, кто
меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус для принуждения других к нежелаемым ими действиям?
Слайд 2211.Изгнание.
11.Был ли кто-либо из учащихся несправедливо или беспричинно изгнан из команды,
группы.
Слайд 2312. Отчуждение.
12. Есть ли в группе учащиеся, которых упорно и несправедливо
не допускают к общим играм, не принимают в команды?
Слайд 2413.Сегрегация.
13. Прослеживается ли у учащихся тенденция собираться и общаться группами, сформированными
по национальным, религиозным, половым, расовым признакам или вокруг неформального лидера?
Слайд 2514. Подавление.
14.Возникают ли ситуации, когда одни ученики в группе, используя физическую
силу и различные формы угроз, не дают другим права участвовать в мероприятиях, высказывать своё мнение или искажают и осмеивают это мнение?
Слайд 2615. Насилие.
15. Подвергались ли некоторые дети нападению или физическому насилию со
стороны других учащихся, часто ли в группе возникают драки?