Слайд 2Моноти́пия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток)
— вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Слайд 3Самые первые монотипии
Отпечатки рук. 37 тысяч лет до н.э.
Пещеры Сулавеси, что
находятся в Индонезии содержат первые в мире отпечатки рук, сделанные охрой. Человек обмазывал ею руки и оставлял отпечатки, пытаясь возможно, сохранить что-то о себе и передать память потомкам.
Слайд 4Мастера использовавщие данную технику: итальянец Джованни Кастильоне (1616—1670), англичанин Уильям Блейк
(1757—1828), француз Эдгар Дега (1834—1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе „Амбасадор“»). Так же Камиль Писсаро и Марк Шагал использовали данную технику
Дега«Концерт в кафе „Амбасадор“»
Слайд 5Е.Кругликова .Танго в Луна-парке. 1914. Монотипия
Е.Кругликова. Скачки. Монотипия. 1914
Крупные мастера русской
и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.
Слайд 6Изображение - это явление, объект, образ, подобный изображаемому, а также сам
процесс их создания.
Для монотипии очень важен образ(видео ролик)
Слайд 7Виды монотипий:
1.«Фрактальная монотипия»
2.Оттиск с помощью оффортного или литографского станка.
3.Оттиск масляными
красками на холсте или картоне.
4. Монотипия с помощью типографских красок и растворителя
5. Смешанная техника.
Слайд 8«Фрактальная монотипия» - на твердую поверхность наносите краску, сверху накладываете бумагу,
придавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаетесь увидеть какой-то образ и слегка дорабатываете оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Слайд 9Оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как
правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения.
Слайд 10Оттиск масляными красками на холсте или картоне. Накладываете бумагу, ткань или
такой же холст — аккуратно, а можно и не очень.
Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Рисование (исправления невозможны). Нарисовать и скомпоновать рисунок на листе до того, как положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая опускаете лист на накатанную краской поверхность, далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую вы хотите получить. Руками на бумагу желательно не опираться, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать.
Слайд 11Монотипия с помощью типографских красок и растворителя. Наливаете в фотованночку воду.
Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.
Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе
Слайд 12.Смешанная техника. Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается
различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.
Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!
Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии с доработкой различными другими материалами:
Слайд 13Монотипия на стекле и на бумаге.
Первый способ. На поверхность стекла или
бумаги наносится краска пятнами, линиями - как душе угодно или в зависимости от замысла. Берем бумагу, слегка намачиваем губкой, чтоб бумага у нас стала влажной. Сверху стекла накладываем бумагу, надавливаем ее сверху руками. Плавно снимаем лист. Исследуем полученную печать. Старайтесь увидеть образы. Посвятим эту работу предстоящему празднику Новому году.
Второй способ. Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам, чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна, вторую половину смачиваем губкой. Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разворачиваем – и любуемся. Теперь включайте фантазию! Вы можете в своих работах выразить настроение, как грустное, так и радостное, используя различные оттенки красок.
Слайд 14Несколько советов
• Размещая цветные пятна на стекле, экспериментируйте, вливайте одно пятно
в другое, располагайте их на расстоянии.
• Пробуйте брать разные виды бумаги, это позволит поэкспериментировать не только с цветом, но и с фактурой.
• При печати оттисков, пробуйте убирать бумагу разными способами, рывком, стягиванием со стекла, приподнимая бумагу с противоположных краев листа и т.д.
• В ходе поиска в кляксе сюжета, старайтесь рассмотреть оттиск со всех сторон, лучше фантазировать в компании.
• Можно сначала напечатать несколько различных вариантов оттисков, а затем искать сюжет и заниматься прорисовкой деталей.
При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.
При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем.