Презентация, доклад по сольфеджио на тему Что такое тональность в музыке. Учимся определять тональности (3 класс)

Содержание

Основные моментыКлючевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера, и дублируются на каждой последующей строчке.  Ключевые знаки необходимы не только для

Слайд 1«Что такое
тональность в музыке. 
Учимся определять 
тональности»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по сольфеджио на тему:

Преподаватель высшей
квалификационной категории
Алексашина
Светлана Александровна

2019 г.

«Что такое тональность в музыке. Учимся определять тональности»Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Слайд 2Основные моменты
Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении

всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера, и дублируются на каждой последующей строчке.  Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой
написано произведение.
Основные моментыКлючевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам

Слайд 3Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной

системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора
Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон

Слайд 4Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность,

либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.



Научиться играть гаммы на пианино – важная часть!


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре.

Слайд 5Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового

наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.
Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить

Слайд 6Упражнения для закрепления

Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при

игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.

2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.

3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Упражнения для закрепленияПопробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте

Слайд 7Разновидности 

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут

входить в следующие классификации:

Параллельные тональности.

Одноименные тональности.

Разновидности Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:Параллельные тональности. Одноименные

Слайд 8Параллельные тональности.
Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое

наклонение. По сути, набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру, тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук.
Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути, набор звуков абсолютно

Слайд 9Одноименные тональности

Такие тональности имеют общий звук тоники, но при этом

различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: до мажор, до минор.
Одноименные тональности Такие тональности имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки.

Слайд 10Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом

с примером соответствующую цифру:
1. Параллельные
2. Одноименные


Вопросы:

A-dur и a-moll
G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний. 
Упражнения для закрепленияОпределите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:1. Параллельные2. ОдноименныеВопросы:A-dur

Слайд 11Три вида
минора
Например:

Три вида минораНапример:

Слайд 12Интересные факты
- Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека

определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин.
- В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
- Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Интересные факты- Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом.

Слайд 13Таблица
тональностей
Диезные

Таблица тональностейДиезные

Слайд 14Бемольные

Бемольные

Слайд 151. Посмотрите на ключевые знаки.

2. Найдите в таблице.

3. Это могут быть

две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.

Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:

1. Посмотрите на ключевые знаки.2. Найдите в таблице.3. Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы

Слайд 16Существуют способы, упрощающие поиск:

Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 =

название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.

2. Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.

Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.   

Существуют способы, упрощающие поиск:Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой

Слайд 17Упражнения для закрепления

Определите тональность по ключевым знакам. 
Мажор
Минор

Упражнения для закрепленияОпределите тональность по ключевым знакам. МажорМинор

Слайд 18Кварто-квинтовый круг
Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой

все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.
Кварто-квинтовый кругКварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой

Слайд 19Главные трезвучия в тональности
Трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков,

которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б53, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М53, и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить
трезвучия.

Главные трезвучия в тональностиТрезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие

Слайд 20Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это

или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.
Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой

Слайд 24Удачи в изучении
сольфеджио!

Удачи в изучении сольфеджио!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть