Слайд 1ОЩУЩЕНИЕ
и
ВОСПРИЯТИЕ
Выполнила: студентка 1 курса
Института педагогики
Факультет «психология образования»
Миронова Надежда Валерьевна
Слайд 2Ощущение -
это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно
воздействующих в данный момент на органы чувств.
Слайд 3Из курса анатомии нам известно, что аппаратом ощущений служат анализаторы, которые
состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы и т.д.) нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо чтобы было, что ощущать, т.е. какой-то предмет, явление. Этот предмет должен воздействовать на рецептор своим определенным свойством - цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом.
Такое воздействие может быть двух видов:
Контактным - вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладете его на язык.
Дистантным - вы видите далекие звезды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря.
Слайд 5Зрительные ощущения - способны воспринимать свет, цвета, форму.
Слуховые ощущения - способны
различать все звуки и шумы: высоту звука, громкость звука, тембр звука.
Вкусовые ощущения - способны ощутить сладкое и кислое, соленое и горькое.
Обонятельные ощущения - способны уловить различные запахи.
Слайд 6Осязательные ощущения - это ощущения прикосновений, температуры (тепло, холод), боли, а
также вибрацию воздуха.
Мышечные ощущения - способны ощутить сокращение или расслабление мышц, силу тяжести.
Ощущения равновесия - способны ощутить вращения, зависят от чувства ускорения и замедления движений.
Слайд 8Свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество -
характеризует основную информацию, отображаемую данным ощущением. Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные - по насыщенности, цветовому тону.
Интенсивность ощущения - является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.
Длительность - определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время.
Слайд 9Пространственная локализация раздражителя ощущений - дает человеку сведения о локализации раздражителя
в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).
Модальность - основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука.
Слайд 10Адаптация - приспособление органа чувств к действующему раздражителю. Это происходит, например,
когда человек из ярко освещенной комнаты выходит в темную прихожую. В первые мгновения он ничего не видит, а потом постепенно начинает различать отдельные предметы.
Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем - понижается. Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией.
Слайд 11ПОРОГИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
Минимальная величина воздействия раздражителя, при котором впервые возникает ощущение,
называется абсолютным порогом ощущения.
Верхний абсолютный порог (болевой порог) – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Нижний абсолютный порог – минимальная сила раздражителя, при котором появляется ощущение.
Дифференциальный порог чувствительности или порог различения. Это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.
Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).
Слайд 12Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной
величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).
На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.
Величина порогов зависит от многих причин, особенно от деятельности человека и его интересов.
Слайд 13Все ощущения входят в структуру более сложного познавательного процесса - ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 14Восприятие - это отражение предметов и явлений в непосредственном целом при
их воздействии на органы чувств.
Слайд 151. По ведущему анализатору (по модальности) — т.е. зрительное, слуховое, осязательное,
обонятельное, вкусовое.
Свойства восприятия различают:
Слайд 162. По объекту, который отражается в восприятии: восприятие величины и формы,
восприятие удаленности и объемности предмета, восприятие времени, движения, пространства.
Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три - зрение, слух или осязание. Это связано с тем, что потеря одного из этих типов восприятия сделает человека инвалидом, его жизнедеятельность окажется неполноценной. Тогда как нарушение вкуса или обоняния не приводит к таким глобальным последствиям.
Слайд 18Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими,
раскрывающие активность человеческого восприятия.
Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа
Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира
Слайд 19Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными
по величине, форме, цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
Осмысленность - понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением.
Апперцепция - направленность восприятия напрямую зависит от опыта человека и богатства его знаний. К примеру, вы знаете, что какой-то предмет всегда лежит на одном и том же месте и в течении долгого времени можете не замечать, что его там уже нет.
Слайд 20Восприятие пространства - содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния
между предметами.
Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация - это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке). Конвергенция - это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.
Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.
Слайд 21Восприятие движения - основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких
различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость.
Слайд 22Восприятие времени - часто связывают с так называемыми «биологическими часами» -
определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека (ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы)) тела. Восприятие времени может меняться.
Иллюзии – это искажение отражения действительности. Они могут вызываться физическими, физиологическими и психологическими причинами.
Слайд 23ЗАКОНЫ
ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности,
подчиняется определенным законам
Слайд 24Первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с
работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.
Слайд 25ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На восприятии и ощущении базируется такое психическое свойство как наблюдательность. Наблюдательность
- это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные черты и свойства предметов и явлений, в том числе и малозаметные. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия.
В реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда будут переживаться вместе с целостным восприятием предмета или явления: прохладный ветерок, сладкий мед, душистая роза. Восприятие - всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию. Именно восприятие наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются те образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.
Слайд 26СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.
- М.: Прайм – Еврознак, 2003 г.
2. Козубовкий В.М.Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие 3-е изд. – Минск: Алмафея, 2008 г.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001 г. (Серия «Учебник нового века»).
4. Максименко С.Д. Общая психология. Учебник. – М.: Рефл – бук, 2004 г.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г. – Кн. 1: Общие основы психологии.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. 2-е изд. (1946) - СПБ.: Питер, 2002 г. (Серия «Мастера психологии»).