Слайд 1ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ
Муниципальная автономная организация дополнительного образования “ Детская школа искусств
“ г. Емва
Преподаватель художественного отделения Потеряхина Юлия Юрьевна
Слайд 2ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Вся цветовая гармония основана на концепции цветового круга. По существу,
это круг со всеми цветами, которые расположены по кругу. Основные цвета этого круга равноудалены на трех точках. Обычно это красный, синий и желтый цвета. В области живописи, где цветовой круг и возник, этих три основных цвета использовались для смешивания и получения практически всех других цветов.
Слайд 4 Базовые цвета
Существует три базовых цвета: красный, желтый и синий. Это три
пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов. Все другие цвета получены из этих трех оттенков.
Слайд 5Между этими основными тремя цветами на круге находятся смешанные цвета: фиолетовый
– между красным и голубым, оранжевый – между красным и желтым и зеленый – между желтым и голубым. Теоретически, на круге присутствуют все цвета.
Смешанные цвета
Слайд 6 Цвета второй группы
К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти
цвета получены путем смешивания базовых цветов. Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра. Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов – цвета третьей группы.
Цвета третьей группы
К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый. Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.
Слайд 8На цветовом круге, ближе к его центру, цвета менее чистые. В тоже
время, ближе к внешнему краю круга, цвета становятся более чистыми и более насыщенными. Если представить цветовой круг в 3D пространстве (см. изображение выше), то можно разделить темные цвета от светлых и насыщенных. Очень важная вещь, которую необходимо знать, заключается в том, что в цветовой гармонии темные или светлые цвета, также как насыщенные и блеклые, не меняют своего положения на цветовом круге. Оранжевый может варьироваться от темно-коричневого цвета, до ярко-оранжевого или до бледно-розового тона. Все это будет оранжевым цветом, когда дело доходит до цветового круга.
Слайд 9КЛЮЧЕВОЙ ЦВЕТ
После, непосредственно, цветового круга, следующая значимая вещь, которую необходимо понять – ключевой (основной) цвет. Основной цвет
– это доминирующий цвет вашей работы. Это цвет, который вы не можете изменить. Если вы создаете портрет человека, то тон кожи и будет ключевым цветом.
При определении вашей цветовой гармонии, вам нужно сначала определить ключевой цвет. И исходя из этого, вы можете посмотреть на различные виды гармоний и решить, какая из них вам больше всего нравится, или которая лучше всего подходит для вашей работы.
Слайд 10Монохромная гармония
Монохромная цветовая композиция строится на одном хроматическом цвете и всевозможных
его оттенках, которые будут светлее основного, если разбавлять его белым в разных пропорциях, или темнее, если к основному цвету добавлять черный.
Монохромная гармония чаще всего мягкая и ненавязчивая — за счет перехода одного тона в другой, но может стать скучной, если основной цвет не выделяется на фоне остальных.
ТИПЫ ГАРМОНИЙ
Слайд 14
КОНТРАСТНАЯ ГАРМОНИЯ
Это самая основная цветовая гармония. В ней, точка дополнительного цвета, на цветовом
круге, находится напротив ключевого цвета. Этот дополнительный цвет, таким образом, дополняет ключевой и поэтому эту гармонию также называют комплементарной. Практически все цветовые гармонии, кроме аналоговой, являются разновидностями контрастной гармонии. Это является причиной, по которой цвета объединены в круг, а не в различного рода диаграммы.
Высокий контраст дополнительных цветов создает яркое и динамичное изображение, особенно при использовании насыщенных цветов, но также может и вызывать диссонанс, если не удалось должным образом выстроить композицию. Это наиболее распространенная цветовая схема и в жизни можно легко найти множество примеров. Красный и зеленый рождественские цвета. В фотографии, синий цвет считается лучшим цветом для фона, так как это комплиментарный цвет для тона кожи.
Слайд 18РАЗДЕЛЬНО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
В этой цветовой гармонии, вместо одного дополнительного цвета, напротив
основного, у нас появляются два дополнительных цвета по обе стороны от комплиментарного. Это позволяет расширить диапазон цветов в вашей композиции, и в то же время не отступать от выбранной комплиментарной цветовой схемы.
Эта цветовая гармония имеет такой же сильный визуальный контраст как и контрастная гармония, но создает меньшую напряженность. Раздельно-комплементарная цветовая гармония является безопасным выбором практически для любого дизайна, так как ее практически невозможно испортить и она всегда хорошо смотрится.
Слайд 19РАЗДЕЛЬНО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Слайд 22
ТРИАДНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Цветовая гармония триады, это гармония в которой три ключевых
цвета равноудалены на цветовом круге образуя равносторонний треугольник. Таким образом, вы увеличиваете диапазон цветовой гармонии. Эту гармонию лучше всего использовать в цветовых штрихах.
Запомните, слишком большое количество каждого цвета из триады и ваша работа станет слишком перенасыщен и слишком яркими.
Для того, чтобы успешно использовать триадную гармонию, цвета должны быть тщательно сбалансированы и доминировать должен лишь один цвет, а два других будут служить для акцента. Или, как альтернативный вариант, используя все триадные цвета, но в виде небольших пятен или штрихов.
Слайд 26АНАЛОГОВАЯ( Родственная) ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Аналоговой цветовой гармонией также называется гармонией родственных цветов, эти
цвета располагаются слева и справа от ключевого цвета. Они , как правило, довольно хорошо сочетаются и создают спокойный и комфортный дизайн. Только пока эта цветовая гармония приятна для глаз ее можно легко использовать и как монохромную гармонию. Если вы приступили к дизайну, в котором преобладает один цвет, то это хороший выбор.
Слайд 27АНАЛОГОВАЯ( Родственная) ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Слайд 30ТЕТРАИДНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Тетраидная цветовая гармония, подобна триадной гармонии, за исключением того,
что на цветовом круге четыре точки, которые все равноудалены друг от друга