Презентация, доклад по предмету Музыкальная литература, 3 год обучения, урок № 4. Тема: Старшие современники Глинки

Верстовский Алексей Николаевич 1799 - 1862 Музыкант, композитор, театральный деятель, ровесник А.С.Пушкина, старший современник М.И.Глинки. Один из создателей оперы- водевиля, личность незаурядная, сочетал в себе природную

Слайд 1Урок №4. Старшие современники Глинки

Урок №4.  Старшие современники Глинки

Слайд 2Верстовский Алексей Николаевич 1799 - 1862

Музыкант, композитор, театральный деятель, ровесник А.С.Пушкина, старший современник М.И.Глинки. Один из создателей оперы- водевиля, личность незаурядная, сочетал в себе природную одарённость музыканта с энергичным умом организатора – практика театрального дела. Отличительной особенностью творческого облика Верстовского является его склонность к воплощению волевых, энергичных, активных душевных состояний. Яркая темпераментность и особая жизненная сила. Опера «Аскольдова могила» по повести М..Загоскина – самая знаменитая опера Верстовского. Он создал тип русской песенной оперы, в которой основой характеристики является русско-славянская песня-пляска, элегический романс, драматическая баллада.
Верстовский Алексей Николаевич 1799 - 1862           Музыкант,

Слайд 3Родился в Тамбовской губернии, сын генерала Селиверстова и пленной турчанки. Был

приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства.
Музыке учился у Дж.Филда. Вступив на музыкальное поприще в конце 1810 г , Верстовский более 40 лет находился в центре музыкально-театральной жизни России., активно участвуя в ней как плодовитый композитор и влиятельный театральный администратор.
Он был на ты с Пушкиным, Одоевским, Грибоедовым, дружен с А. Писаревым, М. Загоскиным, С. Аксаковым.

Родился в Тамбовской губернии, сын генерала Селиверстова и пленной турчанки. Был приписан к дворянскому сословию как выходец

Слайд 4


Алябьев Александр Александрович (1787 -1851)

…Всё родное к сердцу ближе,
Сердце чувствует живей,
Ну пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей!...
В.Домонтович.





А. Алябьев родился в городе Тобольске 15 августа 1787 года и происходил из старинного дворянского рода. Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной атмосфере. В родительском доме играли на скрипке, фортепиано. Очень любили роговой оркестр из крепостных музыкантов
Война 1812 года застала Алябьева в Москве, и он, оставив гражданскую службу, поступает в армию. Он сражался в партизанском отряде, которым командовал его друг, знаменитый Денис Давыдов. За боевые заслуги Алябьев был награжден орденами и медалями.
С середины 1821 года Алябьев жил в Петербурге. где принялся за сочинение музыки.и решил оставить службу
Выйдя в отставку, А. Алябьев поселяется в Москве. В феврале 1825 года в доме Алябьева состоялась ссора. Результатом ее стало обвинение Алябьева в убийствею. Суд. Алябьев был сослан в Сибирь и лишен «знаков отличия, чинов и дворянства», как человек, «вредный для общества».


Слайд 5С этого времени начался новый период в жизни композитора.
В последние

годы жизни, несмотря на болезнь и стесненное положение, Алябьев не переставал сочинять. Он умер 22 февраля 1851 года.
Романс стал ведущим жанром для Алябьева. В этом жанре он оставил истинные шедевры, оказавшие влияние на дальнейшее развитие жанра, во многом предвосхитившие шедевры М. И. Глинки. Лирическая линия осталась основной до конца жизни композитора.
Вокальная лирика Алябьева впитала в себя лучшие черты русской народной песни, особенно ее распевность и широту дыхания. Эти качества композитор смог удивительным образом соединить с романтическими образами стихов А. Дельвига, Н. Огарева, В. Жуковского, Д. Давыдова и, конечно же, А. Пушкина.

С этого времени начался новый период в жизни композитора. В последние годы жизни, несмотря на болезнь и

Слайд 6Романс на стихи Дельвига «Соловей». Все в нем необычно. Трудно даже

определить его жанр. В нем тонко соединяются сентиментальный романтический оттенок с народным колоритом. Мелодия запева написана в духе плавной протяжной песни. Особенность романса заключается в сочетании песенно-романсового начала с танцевальным. Это совсем не было характерно для русской вокальной лирики. По удивительной цельности, естественности фразировки, отражающей выразительность поэтического текста, по тонкости нюансов истинно романтического образа этот романс можно считать высшим достижением не только его автора, но и художественного гения народа в целом.
Романс на стихи Дельвига «Соловей». Все в нем необычно. Трудно даже определить его жанр. В нем тонко

Слайд 7Варламов Александр Егорович 1801 – 1848 - лирик, певец простых человеческих чувств,

его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830 – х годов. Многие образы его романсов, а также ряд музыкальных приёмов, связанных прежде всего с мелодикой, устремлены в будущее.

Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье скромного титулярного советника. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, и по совету друзей отец в 9 лет определил его в Петербургскую придворную певческую капеллу. Пост директора этого хорового коллектива в то время занимал талантливый композитор Д. Бортнянский.
В годы обучения он обнаружил не только замечательные вокальные данные, но и педагогические способности. Поэтому в 18 лет его отправили на службу за границу, в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны. Он стал учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Здесь он впервые выступил как певец и гитарист, и очень понравился публике.

Варламов Александр Егорович 1801 – 1848 - лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и

Слайд 8В 1823 году Варламов вернулся на родину. Первые годы он провел

в Петербурге. Он давал уроки пения, выступал в качестве певца и дирижера, активно занимался концертной деятельностью. К этому времени относится его знакомство с М.И. Глинкой,
Знаком был Варламов и с Пушкиным. Современники говорили о том, что Александр Сергеевич очень любил романс Варламова «Красный сарафан». Здесь же в Москве русский музыкант познакомился с выступавшим там с концертами Ф. Листом, который симпатизировал ему.
В 1823 году Варламов вернулся на родину. Первые годы он провел в Петербурге. Он давал уроки пения,

Слайд 9 Свой вокальный и педагогический опыт Александр Егорович подытожил в

большом труде – «Полная школа пения». Это была первая русская книга по методике преподавания вокала.
Песни и романсы Варламов сочинял всю свою творческую жизнь на стихи В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Цыганова. Кстати, на текст последнего написан самый последний романс Варламова «Красный сарафан».
К шедеврам русской вокальной лирики принадлежит и романс Варламова «На заре ты ее не буди» на стихи Фета.
Свой вокальный и педагогический опыт Александр Егорович подытожил в большом труде – «Полная школа пения».

Слайд 10Гурилёв Александр Львович 1803 – 1858 -
автор лирических романсов (элегических

и в стиле русской песни), обработок русских народных песен, фортепианных пьес.
Преобладают мотивы неразделённой и утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.
Стиль композитора отличает элегичность, созерцательность, глубокая интимность высказывания, речитативность, тонкость фортепианного изложения.
Гурилёв явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов поэзии М.Лермонтова. («И скучно, и грустно»). Характерные черты стиля по-разному потом преломлялись в творчестве многих авторов русского бытового романса.

Гурилёв Александр Львович 1803 – 1858 - автор лирических романсов (элегических и в стиле русской песни), обработок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть