Слайд 1
Доклад выступления
в I педагогических чтениях «Посеем семена добра»
на тему
: «Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения».
В.А.Сухомлинский.
Выполнила:
педагог-психолог Цапова Н.В.
Слайд 2Данное выступление посвящено выдающемуся советскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. К великому
сожалению его педагогические труды в последние годы известны только узкому кругу специалистов, в то
время как во второй половине ХХ века они переиздавались миллионными тиражами, книги Сухомлинского были в каждой семье. За недолгую свою жизнь Сухомлинский успел очень
много. О нем говорили: не человек, а целое научное
учреждение.
Слайд 3Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании
личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Слайд 4Василий Александрович разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла
авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».
Слайд 5«Мир вокруг такой большой и дивный, -
Не любить его нельзя, поверь!
Так
не будь сердитым иль наивным,
Красоте свою судьбу доверь!
Сколько чуда создано природой,
А она-то знает толк в красе:
В каждой травке, в голубой росе,
В зимнем утре с хмурой непогодой
И дорожной серой полосе!»
(Н.М. Ничинская)
Слайд 6В.А. Сухомлинский, великий педагог, уделял большое внимание Воспитанию детей красотой. Главная
задача воспитания красотой, по его мнению, та же, что и при воспитании словом: вызвать у ребенка восторг красотой человеческого труда, человеческого духа, любой стороной прекрасного в жизни, будь то природа или музыкальное произведение. И слово, и красота рассматривались в системе Сухомлинского как средства эмоционального воздействия, которые призваны в своем единстве вызвать у ребенка потрясение. Такого потрясения, считал Сухомлинский, иногда приходится ждать месяцами, а то и годами.
Слайд 7Воспитание красотой и через красоту не только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности,
но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Воспитание красотой гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Слайд 8Красота — могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства.
Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего мира — природы, искусства, человеческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного.
Слайд 9В.А. Сухомлинский. Заповеди красоты.(отрывок)
Слайд 10Мы говорим ученикам:
Красота — это радость твоей жизни. Человек стал
Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет человеческая красота.
Слайд 11Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей наслаждаться красотой.
Эту заповедь красоты мы стремимся внести во все сферы духовной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, общественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.
Слайд 12Красота - это нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость,
удовлетворение, восторг или утешение, в общем, то, что положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство, красота Человека, его духовная, внутренняя красота, которая выражена в поступках, деяниях, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той же Красоты. Это Красота наших чувств, мыслей, переживаний, порой постижимых не умом, но сердцем.
Слайд 13
Ясно одно: в чем и как бы ни была выражена Красота,
она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней... Красота может успокаивать, может придавать силы и даже лечить. Недаром существует арттерапия - терапия Красотой. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература - все это, в меньшей или большей мере, может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Слайд 14В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты.
Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное: «Смотри!» - одна из важных задач воспитателей, учителей и, конечно, родителей. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем. Выдающийся советский воспитатель и педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти».
Слайд 16С давних времен люди заметили, что существует определенное влияние цвета на
психическое и физическое состояние человека. Данное наблюдение привело к развитию такой науки, как цветотерапия.
Гете придавал большое значение изучению влияния цвета на человека. Он отмечал:
«Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Опыт учит нас, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения. Чтобы вполне испытать эти отдельные значительные воздействия, надо глаз полностью занять одним цветом, например находиться в одноцветной комнате, смотреть сквозь цветное стекло. Тогда отождествляешь себя с цветом, он настраивает глаз и дух в унисон с собою».
Способность человека к восприятию цвета делает нашу жизнь яркой и интересной.