Презентация, доклад по педагогике по теме Технология акмеологического чтения

Кто не знает пушкинский афоризм «Чтение – вот лучшее учение»? Но почему на деле чтение и учение оказываются не в одной упряжке? Причин много: 1. Парадоксальность нашего читательского сознания. Оно определено личным читательским опытом, зачастую

Слайд 1 Технология акмеологического чтения
Жандарова Лариса Валерьевна, учитель истории высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1 «Полюс»

Технология акмеологического чтенияЖандарова Лариса Валерьевна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1 «Полюс»

Слайд 2Кто не знает пушкинский афоризм «Чтение – вот лучшее учение»? Но

почему на деле чтение и учение оказываются не в одной упряжке? Причин много:

1. Парадоксальность нашего читательского сознания. Оно определено личным читательским опытом, зачастую без учета накопленного человечеством в мире читательской культуры. А этот мир велик и многолик. Его достаточно сложно представить в едином образе и целостной системе, поэтому каждый из нас рассуждает в рамках собственного читательского сознания.
2. Другая причина в том, что обучение чтению в школе – прерогатива учителей начальных классов. После начальной школы никто целенаправленно не развивает культуру чтения, умения работать с текстами и эффективно воспринимать их в зависимости от целей и задач.

Кто не знает пушкинский афоризм «Чтение – вот лучшее учение»? Но почему на деле чтение и учение

Слайд 3Как можно использовать технологию акмеологического чтения в условиях школьной библиотеки?
Это могут

быть библиотечные уроки, викторины,
читательские КВН,
заочная школа в виде стендовых уроков и многое другое.
Как можно использовать технологию акмеологического чтения в условиях школьной библиотеки?Это могут быть библиотечные уроки, викторины, читательские КВН,

Слайд 4Идея развивающего обучения в школе реализована с помощью предлагаемой акме-технологии читательского

развития.  Акме – вершина, к которой мы ведем читателя, развивая весь его психологический мир в широком культурологическом пространстве. 

Суть обучения акмеологическому чтению заключается
1. В формировании установок на активное, высокопродуктивное, гибкое, развивающее и развивающееся чтение;  2.В самодиагностике читательского развития личности;
3. В освоении методик анализа отраслевых и художественных текстов; в психофизиологической коррекции восприятия;
4. В смысловом свертывании и развертывании текста;
5. В тренировке внимания и воспитания внимательности; в рационализации запоминания;
6. В активизации лексики;
7. В выработке конструктивных стратегий и тактик сплошного и выборочного чтения;  в комплексном развитии психологических качеств личности в процессе чтения; самооценке, самоанализе и рефлексии достигнутых результатов;
8.В саморазвитии в процессе воспитания, образования и обучения.

Идея развивающего обучения в школе реализована с помощью предлагаемой акме-технологии читательского развития.  Акме – вершина, к которой мы

Слайд 5Технологии акмеологического чтения (В. А. и С. М. Бородины)
Технология акмеологического чтения

В. А. и С. М. Бородиных направлена на гармонизацию личностного мира чтения человека на уровне «акме» – вершине его развития.
Технология акмеологического чтения помогает овладеть высокопродуктивными методами работы с разнообразной информацией; она реализуется на основе принципа интерактивности и использования многообразных форм индивидуального и диалогового обучения. Технология обеспечивает творческую свободу в освоении информации. 

Технологии акмеологического чтения (В. А. и С. М. Бородины)Технология акмеологического чтения В. А. и С. М. Бородиных

Слайд 6ЧТЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ
Задание 1. Сформулируйте определение термина «акмеологическое чтение». Сопоставьте его с

нашим вариантом (смотри ответы в следующем номере). Оно, возможно, не совпадет по лексике, но будет вполне адекватным по содержанию и смыслу.
Задание 2. Вспомните, какие виды, формы народного творчества относятся к фольклору. Записывайте их названия в течение двух минут.
Задание 3. Самодиагностика продуктивности чтения.
Чтение текста с фиксацией времени, последующим пересказом и ответами на вопросы.
Читайте только один раз. После окончания чтения запишите время, за которое прочитали текст. Письменно перескажите.
Готовы? Читайте!

ЧТЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ Задание 1. Сформулируйте определение термина «акмеологическое чтение». Сопоставьте его с нашим вариантом (смотри ответы в

Слайд 7Спящая книга Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1991. –

303 с.

На полке, среди книг о далеких странах и невиданных зверях, стояла большая интересная Книга. В ней рассказывалось о могучем богатыре. Буквы в этой Книге пылали, как раскаленное железо. Она имела чудесное свойство: как только прикоснется пылающее, огненное слово к человеческому сердцу, в сердце загорается огонек. И человек, у которого в груди бьётся сердце с этим огоньком, становится могучим и непобедимым.
Но прошел уже не один год, а Книгу никто не читал. Каждую неделю большую Книгу снимала с полки Хозяйка, осторожно вытирала пыль с обложки и опять ставила на полку. Книга ждала – вот ее прочитают, но никто ее даже не открывал.
Часто к Хозяину приходили гости. Хозяин любил показывать книги: смотрите, какие у моих книг красивые обложки.
Стали огненные буквы тускнеть. Потемнели горящие слова. Могучий богатырь,  о котором рассказывалось в книге, уснул. Теперь уже на библиотечной полке стояла не огненная, а спящая Книга.

Спящая книга Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1991. – 303 с. 	На полке, среди

Слайд 8Не забудьте записать время чтения: t = __ мин. ____ сек.

Письменно воспроизведите содержание текста. Если не хотите писать, можете записать устный пересказ на диктофон. Закончив пересказ, ответьте письменно на вопросы и выполните ряд заданий по тексту.

1. Как называется текст?
2. Укажите выходные данные (приведите библиографическое описание текста).
3. В чем смысл текста?
4. О каких чудесных свойствах книги говорится в тексте?
5. Что случилось с книгой и почему?
6. Как в тексте характеризуется хозяин книги?
7. Кто уснул в книге?
8. Определите жанр книги.
9. Какие средства художественной выразительности использовал автор текста? Назовите их и приведите примеры.
10. Какие чувства Вы испытывали, читая текст? Сформулируйте их.
11. Оцените текст по критериям: проблемности, образности, эмоциональности, эстетичности и художественности (по пятибалльной шкале).

Не забудьте записать время чтения: t = __ мин. ____ сек.  Письменно воспроизведите содержание текста. Если

Слайд 9Подсчитайте коэффициент усвоения (k).
Все содержание текста принимается за 100 процентов. Вопросы

к тексту с 1 по 9 имеют «вес», выраженный в процентах. Опираясь на него, читатель определяет собственный уровень усвоения, исходя из степени полноты и правильности ответа на вопрос.
Для определения коэффициента усвоения свой вариант ответов на каждый вопрос сверяется с текстом. Все «веса» записываются, затем суммируются. Выставляется общий коэффициент усвоения текста. Результаты вносятся в таблицу.



Подсчитайте коэффициент усвоения (k).	Все содержание текста принимается за 100 процентов. Вопросы к тексту с 1 по 9

Слайд 10Приемы акмеологического чтения
1. Прогноз по названию как смысловое развертывание содержания текста.

(О чем может быть текст с таким названием?)
2. Дальнейшее прогнозирование с помощью упражнения «гимнастика для глаз». Выполнение упражнения: читается первое и последнее слово на строке, остальная часть строки «пробегается» глазами.
3. Продолжение смыслового развертывания с помощью упражнения «слаломное чтение». Выполнение упражнения: движение по тексту осуществляется по слаломной (зигзагообразной) траектории. Это способ формирования определенного темпоритма восприятия текста и одновременно метод выборочного чтения.
4. Выразительное чтение в группе по очереди.
5. Прочитайте первый абзац и выполните задания:
– Что необычного в этой части рассказа?
– Почему слово «Книга» с большой буквы?
6. Литературоведческий практикум и поисковое чтение:
– Метафорические выражения («буквы пылали»; «огненные слова»; «в сердце загорается огонек»; «буквы... пылали, как раскаленное железо»; «...пылающее огненное слово»).
– Найти эпитеты и просто определения.


Приемы акмеологического чтения1. Прогноз по названию как смысловое развертывание содержания текста. (О чем может быть текст с

Слайд 11Приемы акмеологического чтения (продолжение)
7. Вопросы о понимании смысла и поисковое чтение:
– Какое

свойство было у книги и в чем его смысл?
– Как Вы понимаете слово «чудесное»?
– Найдите ответ в тексте на вопрос: «Как проявляется это свойство?»
8.  Вставьте пропущенные слова:
«Но ________ уже не один год, а Книгу никто не ________ . Каждую неделю большую Книгу _________ с полки Хозяйка, осторожно ___________ пыль с обложки и опять ________ на полку. Книга __________ – вот ее _________ , но никто ее даже не _________».
9. Шифрограмма (среди букв найдите слово):
Стежзуючрэмхыгпищнкнигацибудфетшяхъвюклижхйь.
10. Разрушенный текст. Соберите в единый текст «рассыпанные» предложения текста, помещенные далее:
Теперь уже на библиотечной полке стояла не огненная, а спящая Книга. Потемнели горящие слова. Часто к Хозяину приходили гости. Стали огненные буквы тускнеть. Могучий богатырь, о котором рассказывалось в книге, уснул. Хозяин любил показывать книги: смотрите, какие у моих книг красивые обложки.
11. Развитие ассоциаций:
– с музыкой героически-радостной и грустной: какая музыка какой части текста соответствует?
– с цветом для первой и второй частей текста.





Приемы акмеологического чтения (продолжение)7. Вопросы о понимании смысла и поисковое чтение:– Какое свойство было у книги и в

Слайд 12Приемы акмеологического чтения
12. Как Вы думаете, какой Хозяин был у Книги?

Что случилось с Книгой? Почему автор назвал ее «спящей»?
13. Оцените содержание с помощью прилагательных, отражающих эмоционально-чувственную сторону восприятия текста.
14. Что давало силы человеку, который читал эту книгу?
15. Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие смысл этого текста.
16. Определите жанр данного текста.
17.Предложите другое название.

Приемы акмеологического чтения12. Как Вы думаете, какой Хозяин был у Книги? Что случилось с Книгой? Почему автор

Слайд 13Список используемых источников
1. Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего

школьника // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 24–27.
2. Бородина В.А. «Физики и лирики вновь спорят?» (Об акмеологии чтения) // Библиотека. – 1998. – № 8. – С. 59–61.
3. Бородина В.А. Развивающие уроки в начальной школе: акмеологический подход. Маленькая книжка о больших проблемах обучения чтению. – СПб.: АкадемПринт, 2000. – 52 с.
4. Бородина В.А. Гармония чувств и мыслей: маленькие тропинки в акме восприятия рубаи Омара Хайяма // Библиотека. – 2001. – № 5. – С. 77–80.
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/sovremennye-tekhnologii-metodiki-chtenija-162913/tekhnologii-akmeologicheskogo-chtenija-v-11.html (дата доступа 29.10.2018)
http://korosteleva.ucoz.ru/publ/akmeologicheskoe_chtenie/1-1-0-1 (дата доступа 29.10.2018)
http://www.rusla.ru/rsba/pdf/Borodin-Borodina-Akmeologicheskaya-koncepciya.pdf (дата доступа 29.10.2018)
http://www.uraledu.ru/node/26466 (дата доступа 29.10.2018)
http://lib.1september.ru/2002/20/5.htm (дата доступа 29.10.2018)
 

Список используемых источников1. Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника // Начальная школа. – 1997.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть