Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Консерваторский факультет
Кафедра
музыкального образования
Методика работы с хоровым коллективом
«Основные методико-педагогические принципы организации хоровой работы в школе»
Выполнил обучающийся:
3 курса 370 МПб группы
заочной формы обучения
Подборных Елена Николаевна
Челябинск, 2018г.
Слайд 2«Идите в хор и обретёте гармонию»
(Роберт Шоу)
Слайд 31. Прослушивание детей в школьный хор
Организация отбора детей в школьный хор
-одно из необходимых условий нормального функционирования детского хорового коллектива.
Слайд 4Формы организации детей в хор.
Афиша
Беседа с детьми
Небольшой хоровой концерт
Слайд 5Прослушивание
Создать непринуждённую, спокойную обстановку.
Пропеть знакомую песню
Цель:
Выяснить данные поющего: ритм, память, интонация,
диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность, музыкальность.
Слайд 6Определение типа голосов
Начинать прослушивания голоса
в средней тессетуре
Учитывать примерные рамки
диапазонов(альтов
и сопрано)
Слайд 7Результаты выявления музыкальных способностей отмечают в журнале по приёму в хор.
Слайд 8После окончания прослушивания зачисленных в хор детей обязательно поздравляют!
Слайд 92. Организация вокально-исполнительского процесса
Главное требование к дирижёру в организации хоровой работы
в школе заключается в том, чтобы проведение репетиций шло в систематически установленном порядке, с ясно выраженным, последовательным планом работы.
Слайд 10В процессе работы дирижёр должен:
Иметь четкий график работы.
Уметь держать дисциплину в
коллективе.
Владеть собственным голосом.
Научить детей элементарной теории.
На репетициях важно выдерживать такую обстановку, при которой детям было бы постоянно интересно и хотелось всегда вернуться вновь.
Слайд 113. Подбор репертуара
Принципы подбора:
Произведения, предназначенные для разучивания хором, должны соответствовать возможностям
хора и быть понятными хору.
Произведения должны соответствовать уровню профессиональной подготовки и исполнительскому профилю хора.
Произведение должно обладать высоким и художественными качествами.
При выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности хора.
Произведения должны отличаться по стилистической и жанровой направленности.
Репертуар может включать обработки народных песен, выполненные выдающимися композиторами.
50% репертуара - это песни без сопровождения.
Слайд 12Дирижёр должен
Быть достаточно ориентирован в репертуаре.
Ходить на концерты и выступления различных
исполнительских коллективов.
Следить за новыми публикациями песенно-хоровой музыки.
Ориентированность дирижёра в
эстетически направленном репертуаре
играет важную воспитательную роль.
Слайд 134. Формирование концертных программ.
Слайд 14Две основные формы концертных выступлений
Сборный (сводный) концерт. (Показать умение и мастерство
хорового коллектива на 4-5 сочинениях, не превышает 15 минут)
Сольный концерт. (Предоставляет больше творческой свободы исполнителям, позволяет скорее адаптироваться на сцене и устанавливать глубокий контакт со зрительным залом.)
Слайд 15Сводный концерт
1 песня- заглавная, торжественная, либо возвышенно-патриотическая или патриотическая с романтической
окраской.
2 песня- классическая, или произведение продолжающее патриотическую тему, но уже с другим контрастным оттенком.
3 песня- демонстрирует исполнительские достижения хора (обработка народной песни) или произведение на иностранном языке.
4 песня- яркая, игровая.
5 песня- закрепляющая успех коллектива. Яркое, запоминающееся, праздничное произведение.
Слайд 16Сольный концерт
Чаще всего произведения концерта выстраиваются по хронолого-тематическому признаку,
групперуются по
стилистическим или жанровым блокам,
по темповому контрасту.
Полный сольный концерт обычносостоит из двух отделений по 45 минут с антрактом между отделениями в 15 минут.
Слайд 185. Основные репетиционные приёмы работы с хором
Слайд 19Установление унисона.
Интервалы в унисонном пении.
Многоголосное пение.
Работа над многоголосием в продвинутом хоре.
Аранжировка
хоровых произведений.
Слайд 206. Методология репетиционно-исполнительского процесса
Слайд 21Процесс разучивания произведения обычно делят на три основные периода.
Технический
Художественный.
Генеральный
(П.Г.Чесноков)
1. Эскизный, или
начальный;
2. Технологический, или подготовительный;
3. Художественный, или заключительный.
(А.А.Егоров)
Три этапа – это условно разграниченные этапы репетиционной работы.
Слайд 22-Первый этап- посвящен разбору произведения.
-Второй этап- этап разучивания произведения.
-Третий этап(главный в
процессе выучивания)- впевание произведения. Исполнитель становится «соавтором» музыки.
Разучивание музыкального произведения- процесс длительный.
Сущность этого процесса- проникнуться всеми деталями и особенностями произведения.
В процессе разучивания переход количества в качество- главный стержень работы исполнителя над произведением, определяющий необходимость последовательного его изучения.
Слайд 23Разбор произведения
Кратко рассказать хору о произведении, исполнительских трудностях и особенностях, исполнить
произведение на фортепиано, дать прослушать аудиозапись, попросить хор прочесть его «с листа»…
Когда хористы познакомятся с нотным текстом, дирижёр обязательно должен повысить требования.
Первоначальный разбор произведения может происходить как на общих хоровых занятиях со всем составом хора, так и на занятиях по группам или отдельным партиям.
Общая спевка после «сдачи» партий хормейстеру.
Слайд 24Разучивание произведения
Разъясняются интонационно- ритмические моменты партитуры. Устанавливаются места для взятия дыхания.
Пение мелодии на слоги, работа над словами. При разучивании а капельного произведения возможно применение фортепианного сопровождения
Изучению литературного- поэтического текста. Произношение(артикуляция) гласных должна быть правильная, чёткая, ясная. Согласные должны произносится как можно короче, быстрее. Чтение текста с ритмическим рисунком.
Работа над ансамблевым строем. Выравнивание общей звучности, сглаживание певческих регистров, дыхание и динамика, фразировка. Должно быть достигнуто полное слияние голосов, развита лёгкость и подвижность.
Целенаправленная работа над всеми особенностями музыкальной фактуры.
Слайд 25Впевание произведения.
На этой стадии всегда видны недостатки, просчёты, недоработки. Дирижёр нередко
возвращается к доучиванию, с тем чтобы снова выверить звучность, исправить неудавшиеся элементы.
Слайд 26Генеральные репетиции.
Проходят в обстановке, близкой к концертному исполнению, с привлечением незначительного
числа слушателей, в хоровых костюмах, стоя на хоровых станках.
Слайд 27Варианты расстановки детских хоров
Слайд 28Репетиционный график
1 этап- 1 неделя
2 этап- 4 недели
3 этап- 3 недели
Слайд 29Особенности концертного исполнения
Хоровой коллектив выступает теперь как создатель художественных ценностей, соавтор
произведения, просветитель и воспитатель художественного вкуса слушательской аудитории.
Слайд 30«Идите в хор и обретёте гармонию»
(Роберт Шоу)