Презентация, доклад по музыке Фантазия, Парафраза, Попурри!

Содержание

ФантазияФантазия – один из самых старинных жанров инструментальной музыки, возникший в западноевропейской музыкальной культуре и встречающийся в творчестве композиторов разных эпох и стилей.  Её можно назвать одним из самых загадочных жанров в музыке, который имеет

Слайд 1

Фантазия, Парафраза, Попурри!

Фантазия,  Парафраза,  Попурри!

Слайд 2Фантазия
Фантазия
– один из самых старинных жанров инструментальной музыки, возникший

в западноевропейской музыкальной культуре и встречающийся в творчестве композиторов разных эпох и стилей.  Её можно назвать одним из самых загадочных жанров в музыке, который имеет более чем четырехсотлетнюю историю, но при этом не имеет четких жанровых границ.
ФантазияФантазия  – один из самых старинных жанров инструментальной музыки, возникший в западноевропейской музыкальной культуре и встречающийся

Слайд 3 Возникновение фантазии музыковеды относят к началу XVI века. Одним из ее источников

была инструментальная импровизация.  В XVI-XVIII веках «фантазиями» назывались произведения для клавишных инструментов (клавира, органа), которые отличались значительной свободой формы, отсутствием связи с любым традиционным типом композиции, подчеркнутой импровизационностью изложения. 
Возникновение фантазии музыковеды относят к началу XVI века. Одним из ее источников была инструментальная импровизация.   В

Слайд 5Расцвет фантазии в XVII веке связан с органной музыкой.

В XVII

веке фантазии стали очень популярными в Англии, например, к ним обращается Г. Пёрселл («Фантазия на один звук») https://youtu.be/dGuWHyb3gMI  В. Бёрд, А. Гиббонс и др.

Во времена И. C. Баха за фантазией закрепляется определенная свобода развития и чередования ее разделов, обязательным становится импровизационный элемент и виртуозность исполнения.  https://youtu.be/qMy5Q5s8xMQ

В основу жанра фантазии всегда положено провозглашение свободы творческого замысла, неподчинение любым заранее установленным правилам. Свобода эта выражается в неожиданных контрастах, наличии разомкнутых отдельных частей, смене тем и образов, при этом она должна демонстрировать богатство творческого воображения композитора. 

Расцвет фантазии в XVII веке связан с органной музыкой. В XVII веке фантазии стали очень популярными в

Слайд 7В эпоху галантного стиля (начало и середина XVIII века) жанр фантазии

практически не интересен композиторам, он вытесняется более четкими и филигранными формами. 
В период Классицизма в западноевропейской музыке фантазии продолжали свое развитие, хотя в целом можно отметить, что композиторы не часто обращаются к этому жанру. Тогда же форма фантазии несколько отступила от импровизационности и часто напоминала классические формы.  Й. Гайдн ввел фантазию в квартет (Ор.76, № 6, 2 часть), а лирические фантазии В. Моцарта свидетельствуют о романтической трактовке жанра, Фантазия Л. Бетховена ор.80 написана в вариационной форме. 
В романтический период истории музыкального искусства фантазия переживает подлинный расцвет, ни один из крупных композиторов не обходит его своим вниманием. Принцип свободы, импровизационности, фантазийности проникает во все формы и жанры музыки. 
В эпоху галантного стиля (начало и середина XVIII века) жанр фантазии практически не интересен композиторам, он вытесняется

Слайд 8Кроме того, именно в это время повышается интерес к фантазиям типа

парафраз – то есть написанных на популярные темы из опер. Самым известным композитором, кто писал подобные фантазии, является Ф. Лист, благодаря которому данный жанр стал не просто банальным переложением вокальной темы для фортепиано, а начал вмещать серьезные тематические трансформации и драматургические конфликты (например, фантазия «Дон Жуан» на темы В. Моцарта).  https://youtu.be/m7E-L14Jp8E

Кроме того, именно в это время повышается интерес к фантазиям типа парафраз – то есть написанных на

Слайд 9 ПАРАФРАЗА
Распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, на темы популярных

песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в Парафразе значительному преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть Парафраз принадлежит к салонной музыке.

Ряд художественно-значимых П. создан Ф. Листом (три на швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника"; на темы оперы Верди "Риголетто"; на полонез из оперы Чайковского "Евгений Онегин" и др.).

Русские композиторы так же писали в этом жанре. «Парафразы… для фортепиано в 3 руки» А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Ц.А. Кюи и А.К. Лядова (1878) - в форме вариаций. 
ПАРАФРАЗА Распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, на темы популярных песен, оперных арий

Слайд 10Композиторы XIX века обогатили фантазию многими качествами романтического мышления, углубив проявлявшиеся

в этом жанре и прежде черты программности. На первый план выходит виртуозность как обязательное качество фантазии, во многом потому, что Романтизм – это эпоха солистов-виртуозов. 
Композиторы XIX века обогатили фантазию многими качествами романтического мышления, углубив проявлявшиеся в этом жанре и прежде черты

Слайд 12В XIX веке можно выделить отдельную ветвь в развитии жанра фантазии

– в русской музыке, которая к этому времени сформировала свою профессиональную композиторскую школу.

Отечественные композиторы выводят фантазию за пределы инструментальной сферы. В вокальной музыке несколько фантазий пишет М. Глинка – это романсы «Венецианская ночь», https://youtu.be/lGc9WWu0o9E «Ночной смотр».

Кроме того, в творчестве русских композиторов сложилась новая разновидность жанра – симфоническая фантазия, в которой часто преобладают национальные истоки тематизма и фантастические образы: С. Рахманинов написал фантазию «Утёс», А. Глазунов – фантазии «Лес» и «Море», А. Даргомыжский – фантазию «Баба-Яга», М. Мусоргский – знаменитую «Ночь на Лысой горе». https://youtu.be/f6Kfctp8WM0
Лирико-драматические симфонические фантазии принадлежат П. Чайковскому: «Буря», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта». 
В XIX веке можно выделить отдельную ветвь в развитии жанра фантазии – в русской музыке, которая к

Слайд 13В конце XIX века интерес к фантазии в западно­европейской музыке начинает

угасать, а в культуре первой половины ХХ века данный жанр и вовсе редко встречается.

Музыка ХХ века отличается особой рациональностью, сложностью, глубиной концепций, поэтому стихийность и импровизационность фантазии стала не актуальной.
В конце XIX века интерес к фантазии в западно­европейской музыке начинает угасать, а в культуре первой половины

Слайд 14К концу ХХ столетия жанр снова стал завоевывать популярность, особенно в

новых стилях – например, в джазовой музыке, оригинальном гитарном репертуаре и т. д. Однако само название «фантазия» стало более размытым, оно может принадлежать совершенно разным сочинениям, так как в современной музыке наблюдается полная свобода выразительных средств и композиционных форм – а значит, определение фантазии как нарушения традиционных норм потеряло свой смысл. 
К концу ХХ столетия жанр снова стал завоевывать популярность, особенно в новых стилях – например, в джазовой

Слайд 16 Попурри Еще один музыкальный жанр, близкий по духу жанру фантазии.
Слово «Попурри» произошло́ от

французского  
pot-pourri — мешанина, смесь, всякая всячина, т.е. музыкальная  пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений.
Что же это за «сборное блюдо» в музыке? - пьеса, довольно большая по размерам, составленная из заимствованных мелодий. Состав исполнителей может быть разным. Существуют попурри на темы известных опер и оперетт, на темы популярных песен. Вам, наверное, не раз приходилось слышать попурри на темы песен Дунаевского или Соловьева-Седого. Иногда их называют фантазиями
Это музыкальное произведение составленное из песен, объединённых одной темой, написанных в одной или одноимённых тональностях, а в разных тональностях связанных модулирующей последовательностью аккордов.

Попурри Еще один музыкальный жанр, близкий по духу жанру фантазии.Слово «Попурри» произошло́ от французского    pot-pourri —

Слайд 17 Попурри может быть составлено из :

Популярных  мелодий нескольких произведений

одного жанра  или определённого композитора.
Народных мелодий
Музыки к кинофильмам
Танцевальной музыки
Эстрадного репертуара
Музыки объединённой одной темой и т.д.


Попурри может быть составлено из : Популярных  мелодий нескольких произведений одного жанра  или определённого композитора.Народных мелодийМузыки к

Слайд 19Впервые этот термин был использован французским издателем музыки Кристофом Баллардом в начале XVIII века для

выпуска собрания сочинений в 1711 году. 
Впервые этот термин был использован французским издателем музыки Кристофом Баллардом в начале XVIII века для выпуска собрания сочинений в 1711 году. 

Слайд 20Жанр попурри серьезные композиторы и музыканты проигнорировали, но как жанр массовой

культуры он широко распространился благодаря своему демократизму и простоте. Этот жанр популярен и любим и в наши дни. В этом мы можем убедиться не выходя из дома. Бесчисленное множество попурри в различном исполнении на разные темы гуляет по просторам интернета, не давая покоя и нашим незабвенным классикам.
Жанр попурри серьезные композиторы и музыканты проигнорировали, но как жанр массовой культуры он широко распространился благодаря своему

Слайд 21Также в современной музыке получил развитие близкий к попурри жанр мегамикса — сведенный

на компьютере единый трек, состоящий из отдельных фрагментов песен одного или нескольких исполнителей и/или коллективов.
Также в современной музыке получил развитие близкий к попурри жанр мегамикса — сведенный на компьютере единый трек, состоящий из

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть