Презентация, доклад по музыкальной литературе Органное творчество И. С. Баха

Содержание

И. С. Бах был великим органным композитором, виртуозом-импровизатором. И. С. Бах за органом

Слайд 1Органное творчество И. С. Баха

Медиапособие
по музыкальной литературе зарубежных стран.
©

ДШИ им. А. К. Лядова
© Т. Г. Савельева
2017 г.
Органное творчество И. С. БахаМедиапособие по музыкальной литературе зарубежных стран. © ДШИ им. А. К. Лядова© Т.

Слайд 2И. С. Бах был великим органным композитором, виртуозом-импровизатором.
И. С. Бах

за органом
И. С. Бах был великим органным композитором, виртуозом-импровизатором. И. С. Бах за органом

Слайд 3Лучшие органные произведения для любимого инструмента написаны им в городе Веймаре

(1708 – 1717 гг.)

г. Веймар

Лучшие органные произведения для любимого инструмента написаны им в городе Веймаре (1708 – 1717 гг.) г. Веймар

Слайд 4Лучшие органные произведения для любимого инструмента написаны им в городе Веймаре

(1708 – 1717 гг.)

В Веймаре были написаны:
Хоральные прелюдии.
Токката и фуга ре минор.
Пассакалья до минор.
Органные прелюдии и фуги.

Лучшие органные произведения для любимого инструмента написаны им в городе Веймаре (1708 – 1717 гг.) В Веймаре

Слайд 5Темы и образы органных сочинений И. С. Баха
Размышления о человеческих

радостях и горестях, о нравственном долге, возвышенном, религиозном чувстве.

-Красивые и певучие мелодии, тонкий колорит, выразительные сочетания регистров.
-Технические особенности инструмента давали возможность создавать произведения торжественные, патетические и драматические.

Музыкальный язык органных сочинений И. С. Баха

Темы и образы органных сочинений И. С. Баха Размышления о человеческих радостях и горестях, о нравственном долге,

Слайд 6Хоральные прелюдии – любимый лирический жанр И. С. Баха.
В основе

хоральных прелюдий – протестантский хорал, то есть вокальная, известная всем прихожанам церкви мелодия

История возникновения протестантского хорала

До XVI века в Германии господствовала католическая церковь. Библия была написана только на латинском языке. Служба велась священниками на латинском языке и не была понятна большинству верующих.

Хоральные прелюдии – любимый лирический жанр И. С. Баха. В основе хоральных прелюдий – протестантский хорал, то

Слайд 7В XVI веке Библия была переведена на немецкий язык, духовные песнопения

также были переведены на родной язык, многие тексты (уже на немецком) получили новые мелодии – это были мелодии всем известных  песен, в том числе народных. Прихожане сами стали петь хоралы, сопровождаемые звуками органа.

В результате Реформации в Европе в XVI веке от католиков отделились протестанты, отвергшие главенство папы римского как посредника между Богом и верующими. Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источником вероучения считать Библию.

В XVI веке Библия была переведена на немецкий язык, духовные песнопения также были переведены на родной язык,

Слайд 8Все эти перемены связаны с немецкой Реформацией, религиозной революцией, которую возглавил

Мартин Лютер. Отныне церковная жизнь и жизнь верующего стали свободными: сам человек, а не его духовный пастырь определял как и во что ему верить, как и зачем жить.

Хоральные мелодии знали многие верующие, и органисты часто выбирали их для органной обработки. Такие обработки представляли собой вариации на хорал, где основную мелодию оплетали и украшали другие голоса. Эти сочинения назывались хоральными прелюдиями.

Мартин Лютер

Все эти перемены связаны с немецкой Реформацией, религиозной революцией, которую возглавил Мартин Лютер. Отныне церковная жизнь и

Слайд 9-Xоральная прелюдия тяготеет к миниатюре, ей свойственны камерность звучания, тонкая выработанность

деталей.
Крупные мастера хоральной прелюдии: Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Кунау, Г. Телеман. 

Иоганн Пахельбель

Дитрих Букстехуде

Георг Бём

Георг Телеман

Хоральная прелюдия (нем. Choralvorspiel) – короткая органная хоральная обработка, предшествующая хоралу, исполняемому протестантской общиной.

-Xоральная прелюдия тяготеет к миниатюре, ей свойственны камерность звучания, тонкая выработанность деталей. Крупные мастера хоральной прелюдии: Й.

Слайд 10Расцвет  жанра (и его завершение) пришлись на творчество И. С. Баха.

Композитором сочинено больше ста пятидесяти органных хоральных прелюдий и около 188 хоралов. 

К концу  веймарского периода И. С. Бах становится самостоятельным по отношению к своим учителям – он создаёт оригинальный новый тип – хоральную прелюдию из «Органной книжечки».

Хоральная прелюдия фа минор  для органа создана И. С. Бахом на тему хорала «К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе».

Хоральная прелюдия фа минор BWV 639

Расцвет  жанра (и его завершение) пришлись на творчество И. С. Баха. Композитором сочинено больше ста пятидесяти органных

Слайд 11В ней мелодия хорала помещена в верхний голос.
Нижний голос представляет

собой ровно идущие четверти (ритм шага).

Средний голос – это мелодические фигурации, в которых выделяются интонации «вздоха» – нисходящие малые секунды и нисходящие терции.
Средний голос выражает настроение текста хорала – просящее.
Основное настроение прелюдии – молитвенное и возвышенное.
Неторопливый темп и гармония прелюдии служат созданию особой атмосферы, способствующей общению с Богом.

В ней мелодия хорала помещена в верхний голос. Нижний голос представляет собой ровно идущие четверти (ритм шага).

Слайд 12Токката и фуга ре минор
Среди органных сочинений И. С. Баха Токката

и фуга ре минор выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки.
Токката и фуга ре минорСреди органных сочинений И. С. Баха Токката и фуга ре минор выделяются беспредельной

Слайд 13Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий

признак токкаты.

Токката – наиболее виртуозный из подобных жанров. В ней свободно чередуются эпизоды с блестящей техникой пассажного склада, с фугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой.

Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий признак токкаты.Токката – наиболее виртуозный из

Слайд 14Музыкальный материал Токкаты ре минор максимально насыщен драматическими элементами.
С огромным

пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:
Музыкальный материал Токкаты ре минор максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит

Слайд 15Драматический пафос музыкальных образов токкаты, ее виртуозность вполне согласованы с таким

же приподнято-патетическим стилем фуги.

Виртуозность и для фуги служит средством драматического раскрытия образа.
Тема фуги органично вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:

Драматический пафос музыкальных образов токкаты, ее виртуозность вполне согласованы с таким же приподнято-патетическим стилем фуги.Виртуозность и для

Слайд 16Список основных органных произведений И. С. Баха
Прелюдии и фуги.
Токкаты и

фуги.
Фантазии и фуги.
Пассакалья до минор.
Концерты для органа.
Партиты.
Хоральные вариации.

Список основных органных произведений И. С. БахаПрелюдии и фуги. Токкаты и фуги. Фантазии и фуги. Пассакалья до

Слайд 17СЛОВАРЬ
Орган
Древнейший клавишно-духовой инструмент, сопровождающий пение во время богослужения.
Обычно имеет

пять клавиатур: четыре мануала (клавиатуры для рук) и одну ножную (педаль из 32-х клавиш).
Звуки на органе возникают при нажатии клавиш, которые открывают доступ воздуха в органные трубы.
Трубы разной величины, но одинакового тембра образуют группу труб – регистр.
Звучание органа отличается монументальностью, разнообразием оттенков и приёмов игры, недостижимых ни на одном другом инструменте.

СЛОВАРЬОрган Древнейший клавишно-духовой инструмент, сопровождающий пение во время богослужения. Обычно имеет пять клавиатур: четыре мануала (клавиатуры для

Слайд 18Пассакалья

От испанского «pasar» – «проходить» и «calle» – улица.
Первоначально –

торжественная уличная испанская песня под сопровождение гитары. Исполнялась при отъезде гостей.
Позднее – полифоническая форма в виде вариаций с постоянно повторяющейся в басу темой (basso ostinato).
ПассакальяОт испанского «pasar» – «проходить» и «calle» – улица. Первоначально – торжественная уличная испанская песня под сопровождение

Слайд 19Любимый инструмент И. С. Баха.
В каком городе И. С. Бахом были

написаны лучшие органные сочинения?
Перечисли темы и образы органных сочинений И. С. Баха.
Опиши музыкальный язык органных сочинений И. С. Баха.
Назови любимый лирический жанр И. С. Баха.
Что такое протестантский хорал?
Кто возглавил немецкую Реформацию?

Ответь на вопросы:

Любимый инструмент И. С. Баха.В каком городе И. С. Бахом были написаны лучшие органные сочинения?Перечисли темы и

Слайд 209. В чем заключалась Реформация?
10. Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С.

Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде,
Г. Бём, И. Кунау, Г. Телеман – это…..
11. На какую тему написана Хоральная прелюдия фа минор?
12. Что такое токката?
13. Что ты знаешь о Токкате и фуге ре минор?
14. Какие органные сочинения И. С. Баха ты знаешь?
9. В чем заключалась Реформация?10. Й. Г. Вальтер, Ф. Цахау, С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть