Слайд 1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«Что нужно знать об опере»
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Алексашина
Светлана Александровна
2018 г.
Слайд 2«Пора нам в оперу скорей…»
Александр Пушкин
Эта строчка из романа в стихах «Евгений Онегин». Она говорит о любви к опере в России уже в начале XIX века.
«Наслаждались оперой.
Тренирует ум и воспитывает сердце»
Шерлок Холмс, Доктор Ватсон
Прославленный сыщик и
его друг были поклонниками
оперы. Из рассказов
английского писателя
Конан Дойля, сочиненных
в начале XX века.
Слайд 3
Опера появилась в 16 веке в Италии, во Флоренции и первоначально
называлась «драма с музыкой ».
Опера в переводе с Итальянского – труд, сочинение.
В ее основе лежит либретто, в переводе с итальянского – книжечка. Это краткое содержание оперы.
Слайд 4Всемирно известные театры
Большой театр
В Москве
Театр Гранд Опера
в Париже
Театр Ла Скала
в Милане
Метрополитен опера
в Нью-Йорке (США)
Сиднейский оперный театр
Венская
государственная
опера
Слайд 5 В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы.
Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу.
Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка.
Опера – это музыкально-театральное произведение, в котором объединяются слово, сценическое действие, музыка, живопись (декорации, костюмы)
Слайд 6В создании оперы участвуют такие виды искусств как:
Музыка
Литература
Хореография
Живопись
Архитектура
Театр и актёрское мастерство
Слайд 7Кто делает оперу?
Композитор – автор музыки
Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст
Режиссер–постановщик
– ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя
Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа
Балетмейстер – постановщик танцевальных сцен
Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы
Художник-осветитель – разрабатывает свет на сцене
Бутафор – изготавливает предметы для сцены
Костюмер, гримеры, работники сцены, машинист сцены, пожарник.
Слайд 8М.И. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная
флейта»,
«Свадьба Фигаро».
Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата»
Вагнер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин»
М.П. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»
КОМПОЗИТОРЫ
Слайд 9Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко»,
«Золотой петушок»
П.И.Чайковский «Евгений Онегин»,
«Пиковая дама»
С.С.Прокофьев «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам»
Алексей Рыбников «Юнона и Авось»,
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
Слайд 10Либретто – это литературный текст оперы.
Текст может быть издан отдельной
книжечкой
небольшого формата.
Она тоже называется «либретто».
Слайд 11Декорация – это оформление сцены и спектакля,
общий вид места действия
Эскизы декораций
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Снегурочка»
Опера «Евгений Онегин»
Опера «Садко»
Архитектурные декорации
Слайд 13Г.Ю. Григорович
Мариус Петипа
М.М. Фокин
Балетмейстер – автор и постановщик бапетов,
танцев, хореографических номеров, танцевальных
сцен. Руководитель танцевальной труппы.
На основе сценария композитор пишет балетную музыку. При создании музыки необходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии.
Слайд 14Увертюра – оркестровое
вступление к опере.
Опера может начинаться с пролога
(вступительной картины), а заканчиваться эпилогом (заключительной картиной).
Слайд 15
1. ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА
2. Завязка драмы, интрига, знакомство с героями,
то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ
3. Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА
4. Наивысшая точка напряжения в
развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ
5. Развязка драмы, конец или ФИНАЛ .
Слайд 16Вокальные номера – это законченные эпизоды для вокального
исполнения. Их можно
разделить на сольные, ансамблевые и
хоровые.
Сольные номера предназначены для одного исполнителя.
Ария – это основное средство музыкальной характеристики
оперного героя. Итальянское слово «ария» переводится как
«песня», «воздух», «дыхание».
К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.
Слайд 17К сольным номерам относятся
песня, романс и монолог.
Монолог – сольное
музыкальное
высказывание персонажа,
написанное в свободной форме.
Речитатив – род вокальной музыки, основанный
на речевых интонациях.
Слайд 18Ансамблевые номера предназначены
для нескольких исполнителей. К ним
относятся дуэт, терцет
(или трио),
квартет, квинтет и т. д. Названия
ансамблевых номеров – это
латинские и итальянские термины,
которые указывают количество
певцовв ансамбле.
Слайд 19Хоровые номера – это номера для коллектива
исполнителей. Они различаются по
составу хоров: мужской, женский, смешанный,
детский, хор
мальчиков.
Слайд 20Певческие голоса различаются по высоте и
характеру звучания – тембру.
ЖЕНСКИЕ
ГОЛОСА
Сопрано
Меццо- сопрано
Контральто
Роли юношей и мальчиков- подростков
часто пишутся для контральто.
МУЖСКИЕ ГОЛОСА
Тенор
Баритон
Бас
Слайд 21Известные оперные исполнители
Ф.И. Шаляпин
Э. Карузо
С. Лемешев
И. Козловский
Лучиано
Слайд 22Галина Вишневская
Зураб Соткилава
Дмитрий
Хворостовский
Елена Образцова
Любовь Казарновская
Слайд 23Монсеррат Кабалье
Мария Каллас
Анна Нетребко
Тамара Синявская
Пласидо Доминго
Слайд 24«…дело оркестровки… дорисовать для
слушателей те черты, которых нет и не
может быть в вокальной мелодии, всегда
несколько неопределённой в отношении
драматического смысла: оркестр должен
придать музыкальной мысли определённое
движение и колорит – одним словом,
придать ей характер, жизнь». М.И.Глинка
Слайд 25«…Относитесь к опере без всякой предвзятости.
Опера - искусство демократическое и
доступно
каждому, кто хочет им воспользоваться.
Познакомьтесь с оперой, быть может, вы её
полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять
оперу не так уж трудно. Надо только захотеть!»
Борис Покровский.
«Путешествие в страну ОПЕРА»
Слайд 26ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
- ФОТОМАТЕРИАЛЫ;
-АЛЬБОМЫ ИЗ СЕРИИ «ЧЕЛОВЕК. СОБЫТИЯ. ВРЕМЯ» - МОСКВА,
«МУЗЫКА», 1987,1988,1990гг.;
-ХVIII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ» 2010г. (БУКЛЕТ);
-КОМПЛЕКТ ФОТООТКРЫТОК «БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ОПЕРА»
МОСКВА, «ПЛАНЕТА»,1985г.;
-ПАОЛА ВОЛКОВА «МОСТ ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ» М.:ЗЕБРА Е, 2013г.;
-РЕНА ШЕЙКО «ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА» МОСКВА,
«ИСКУССТВО», 1983г.;
-ФОТОГРАФИИ ЛЮБОВИ КРЮЧКОВОЙ.
- УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Я.Е.ОСТРОВСКОЙ,Л.А.ФРОЛОВОЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.