Презентация, доклад по музыкальной литературе на тему Что нужно знать об опере (1 год обучения)

Содержание

«Пора нам в оперу скорей…» Александр ПушкинЭта строчка из

Слайд 1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Что нужно знать об опере»

Преподаватель высшей
квалификационной категории
Алексашина
Светлана Александровна

2018 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Слайд 2«Пора нам в оперу скорей…»

Александр Пушкин
Эта строчка из романа в стихах «Евгений Онегин». Она говорит о любви к опере в России уже в начале XIX века.

«Наслаждались оперой.
Тренирует ум и воспитывает сердце»
Шерлок Холмс, Доктор Ватсон
Прославленный сыщик и
его друг были поклонниками
оперы. Из рассказов
английского писателя
Конан Дойля, сочиненных
в начале XX века.
«Пора нам в оперу скорей…»

Слайд 3
Опера появилась в 16 веке в Италии, во Флоренции и первоначально

называлась «драма с музыкой ».
Опера в переводе с Итальянского – труд, сочинение.
В ее основе лежит либретто, в переводе с итальянского – книжечка. Это краткое содержание оперы.

Опера появилась в 16 веке в Италии, во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой ». Опера

Слайд 4Всемирно известные театры
Большой театр
В Москве
Театр Гранд Опера
в Париже
Театр Ла Скала


в Милане

Метрополитен опера
в Нью-Йорке (США)

Сиднейский оперный театр

Венская
государственная
опера

Всемирно известные театрыБольшой театрВ МосквеТеатр Гранд Опера в ПарижеТеатр Ла Скала в МиланеМетрополитен операв Нью-Йорке (США) Сиднейский

Слайд 5 В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы.

Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу.
Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка.

Опера – это музыкально-театральное произведение, в котором объединяются слово, сценическое действие, музыка, живопись (декорации, костюмы)
В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы. Это ее основной стержень, который держит

Слайд 6В создании оперы участвуют такие виды искусств как:
Музыка
Литература
Хореография


Живопись
Архитектура
Театр и актёрское мастерство

В создании оперы участвуют такие виды искусств как: Музыка Литература Хореография Живопись Архитектура Театр и актёрское мастерство

Слайд 7Кто делает оперу?

Композитор – автор музыки
Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст
Режиссер–постановщик

– ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя
Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа
Балетмейстер – постановщик танцевальных сцен
Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы
Художник-осветитель – разрабатывает свет на сцене
Бутафор – изготавливает предметы для сцены
Костюмер, гримеры, работники сцены, машинист сцены, пожарник.
Кто делает оперу?Композитор – автор музыкиЛибреттист – сочиняет либретто, литературный текстРежиссер–постановщик – ставит действия в опере, помогает

Слайд 8М.И. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная

флейта»,
«Свадьба Фигаро».

Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата»

Вагнер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин»

М.П. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»

КОМПОЗИТОРЫ

М.И. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро». Верди «Аида», «Риголетто»,

Слайд 9Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко»,
«Золотой петушок»
П.И.Чайковский «Евгений Онегин»,
«Пиковая дама»


С.С.Прокофьев «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам»

Алексей Рыбников «Юнона и Авось»,
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» П.И.Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама» С.С.Прокофьев «Война и мир», «Любовь к

Слайд 10Либретто – это литературный текст оперы.
Текст может быть издан отдельной

книжечкой
небольшого формата.
Она тоже называется «либретто».
Либретто – это литературный текст оперы. Текст может быть издан отдельной книжечкой небольшого формата. Она тоже называется

Слайд 11Декорация – это оформление сцены и спектакля,
общий вид места действия


Эскизы декораций

Опера «Иван Сусанин»

Опера «Снегурочка»

Опера «Евгений Онегин»

Опера «Садко»

Архитектурные декорации

Декорация – это оформление сцены и спектакля, общий вид места действия Эскизы декорацийОпера «Иван Сусанин»Опера «Снегурочка» Опера

Слайд 12Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Слайд 13Г.Ю. Григорович
Мариус Петипа
М.М. Фокин
Балетмейстер – автор и постановщик бапетов,


танцев, хореографических номеров, танцевальных
сцен. Руководитель танцевальной труппы.

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. При создании музыки необходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии.

Г.Ю. ГригоровичМариус Петипа М.М. Фокин Балетмейстер – автор и постановщик бапетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен. Руководитель

Слайд 14Увертюра – оркестровое
вступление к опере.
Опера может начинаться с пролога

(вступительной картины), а заканчиваться эпилогом (заключительной картиной).
Увертюра – оркестровое вступление к опере. Опера может начинаться с пролога (вступительной картины), а заканчиваться эпилогом (заключительной

Слайд 15
1. ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА

2. Завязка драмы, интрига, знакомство с героями,

то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ

3. Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА

4. Наивысшая точка напряжения в
развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ

5. Развязка драмы, конец или ФИНАЛ .

1. ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА 2. Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ 3. Развитие

Слайд 16Вокальные номера – это законченные эпизоды для вокального
исполнения. Их можно

разделить на сольные, ансамблевые и
хоровые.

Сольные номера предназначены для одного исполнителя.

Ария – это основное средство музыкальной характеристики
оперного героя. Итальянское слово «ария» переводится как
«песня», «воздух», «дыхание».

К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.

Вокальные номера – это законченные эпизоды для вокального исполнения. Их можно разделить на сольные, ансамблевые и хоровые.Сольные

Слайд 17К сольным номерам относятся
песня, романс и монолог.
Монолог – сольное

музыкальное
высказывание персонажа,
написанное в свободной форме.

Речитатив – род вокальной музыки, основанный
на речевых интонациях.

К сольным номерам относятся песня, романс и монолог. Монолог – сольное музыкальное высказывание персонажа, написанное в свободной

Слайд 18Ансамблевые номера предназначены
для нескольких исполнителей. К ним
относятся дуэт, терцет

(или трио),
квартет, квинтет и т. д. Названия
ансамблевых номеров – это
латинские и итальянские термины,
которые указывают количество
певцовв ансамбле.
Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей. К ним относятся дуэт, терцет (или трио), квартет, квинтет и т.

Слайд 19Хоровые номера – это номера для коллектива
исполнителей. Они различаются по


составу хоров: мужской, женский, смешанный,
детский, хор
мальчиков.
Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей. Они различаются по составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский,

Слайд 20Певческие голоса различаются по высоте и
характеру звучания – тембру.
ЖЕНСКИЕ

ГОЛОСА
Сопрано
Меццо- сопрано
Контральто

Роли юношей и мальчиков- подростков
часто пишутся для контральто.

МУЖСКИЕ ГОЛОСА
Тенор
Баритон
Бас

Певческие голоса различаются по высоте и характеру звучания – тембру. ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА Сопрано Меццо- сопрано Контральто Роли

Слайд 21Известные оперные исполнители
Ф.И. Шаляпин
Э. Карузо
С. Лемешев
И. Козловский
Лучиано

Паваротти

Ирина Архипова

Известные оперные исполнителиФ.И. Шаляпин Э. Карузо С. Лемешев И. Козловский Лучиано Паваротти Ирина Архипова

Слайд 22Галина Вишневская
Зураб Соткилава
Дмитрий
Хворостовский
Елена Образцова
Любовь Казарновская

Галина Вишневская Зураб Соткилава Дмитрий Хворостовский Елена Образцова Любовь Казарновская

Слайд 23Монсеррат Кабалье
Мария Каллас
Анна Нетребко
Тамара Синявская
Пласидо Доминго

Монсеррат КабальеМария Каллас Анна Нетребко Тамара Синявская Пласидо Доминго

Слайд 24«…дело оркестровки… дорисовать для
слушателей те черты, которых нет и не


может быть в вокальной мелодии, всегда
несколько неопределённой в отношении
драматического смысла: оркестр должен
придать музыкальной мысли определённое
движение и колорит – одним словом,
придать ей характер, жизнь». М.И.Глинка
«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии, всегда

Слайд 25«…Относитесь к опере без всякой предвзятости.
Опера - искусство демократическое и

доступно
каждому, кто хочет им воспользоваться.
Познакомьтесь с оперой, быть может, вы её
полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять
оперу не так уж трудно. Надо только захотеть!»

Борис Покровский.
«Путешествие в страну ОПЕРА»
«…Относитесь к опере без всякой предвзятости. Опера - искусство демократическое и доступно каждому, кто хочет им воспользоваться.

Слайд 26ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:

- ФОТОМАТЕРИАЛЫ;
-АЛЬБОМЫ ИЗ СЕРИИ «ЧЕЛОВЕК. СОБЫТИЯ. ВРЕМЯ» - МОСКВА,

«МУЗЫКА», 1987,1988,1990гг.;
-ХVIII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ» 2010г. (БУКЛЕТ);
-КОМПЛЕКТ ФОТООТКРЫТОК «БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ОПЕРА»
МОСКВА, «ПЛАНЕТА»,1985г.;
-ПАОЛА ВОЛКОВА «МОСТ ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ» М.:ЗЕБРА Е, 2013г.;
-РЕНА ШЕЙКО «ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА» МОСКВА,
«ИСКУССТВО», 1983г.;
-ФОТОГРАФИИ ЛЮБОВИ КРЮЧКОВОЙ.
- УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Я.Е.ОСТРОВСКОЙ,Л.А.ФРОЛОВОЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: - ФОТОМАТЕРИАЛЫ;-АЛЬБОМЫ ИЗ СЕРИИ «ЧЕЛОВЕК. СОБЫТИЯ. ВРЕМЯ» - МОСКВА, «МУЗЫКА», 1987,1988,1990гг.; -ХVIII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть