Слайд 1ПОЛЬСКИЙ САМОРОДОК -
ФРЕДЕРИК ШОПЕН
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного
образования
«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района
Преподаватель высшей квалификационной категории Алексашина
Светлана Александровна
2018 г.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему:
Слайд 2Фредерик Шопен
Гениальный композитор Фредерик Шопен во многом отличался от большинства своих
предшественников
и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано. Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское
дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки.
(1 марта 1810 год - 17 октября 1849 год)
Слайд 3Плач под звуки музыки
Фредерик Францишек Шопен появился на свет вблизи
Варшавы
в семье эмигранта из Франции Николая
Шопена и полячки Юстины Кжижановской. О дате его
рождения до сих пор ведутся жаркие дискуссии – одни
историки считают, что будущий композитор родился
1 марта 1810 года, другие же убеждены, что он увидел
этот мир несколькими днями ранее – 22 февраля.
Слайд 4Мать -Юстина Кжижановская
(1782—1861). По сохранившимся
свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование,
владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Отец — Николя Шопен (1771—1844) — француз из Лотарингии, сын колесного мастера и виноградаря Франсуа Шопена и дочери ткача Маргариты. Человек широкого умственного кругозора и образования, имел репутацию одного из лучших педагогов Варшавы.
Слайд 5Эмилия Шопен
(1812 – 1827)
Изабелла Шопен
( 1811 – 1881)
Людвика Шопен
(1807 – 1855)
Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов
семьи любовью и благотворно сказывались на развитии
одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было
ещё три сестры: старшая — Людвика, в замужестве Енджеевич,
бывшая его особенноблизким преданным другом, и младшие —
Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними
способностями, а рано умершая Эмилия — выдающимся
литературным талантом.
Слайд 6Дом – музей в деревне Желязова-Воля
Слайд 7Не выговаривая еще ни одного слова, Шопен начинал плакать, когда слышал
дома музыку или пение. Родителей это огорчало, они полагали, что ребенку не нравится музыка. Очень скоро они убедились в обратном, ведь в пятилетнем возрасте Фредерик уже прекрасно исполнял легкие пьесы, которые были разучены со старшей сестрой Людвикой.
Слайд 8С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А
многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. Фредерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая сосредоточенно мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту, чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент.
Слайд 9Шопена отдали учиться к выдающемуся чешскому пианисту Войцеху Живному. Мальчик со
всей
серьезностью приступил к занятиям, хотя совмещал их с учебой в училище. Его успехи были столь велики, что, когда он достиг возраста 12 лет, Живный отказался обучать Фредерика дальше, сказав, что больше ничего не может ему дать.
Войцех Живный
Фредерик Шопен
Слайд 10Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно
общался на
французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной
литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему
театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.
Слайд 11При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала
народная музыка. Во
время прогулок по окраинам города
он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием
слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор
сроднился с существом самого композитора и стал
неотделим от его творчества.
Слайд 12Лучший пианист страны
Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу
музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны.
Слайд 13В эти годы стал зрелым и его композиторский талант.
Это подтверждают
два концерта для фортепиано с
оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас
пианисты разных стран неизменно включают эти
произведения в свой репертуар.
В салоне Антона Радзивилла
Слайд 14Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной
певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание».
Слайд 15Прощание с родиной
Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов,
имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия.
Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.
Слайд 16К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями
навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.
Слайд 17Неожиданно из Польши пришла тревожная
новость. Польские патриоты организовали
восстание против
русского царизма.
Фредерик решил приостановить свое турне
и вернуться на родину, но близкие настояли
на том, чтобы он не приезжал во избежание
преследований. Скрепя сердце, Шопен
покорился родным и выехал в Париж.
Слайд 18По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание
жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком.
Слайд 19Шапки долой, перед вами Шопен!
Сначала он покорил Париж исполнительским искусством –слушатели
были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора Ференца Листа о первом парижском концерте Шопена. Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.
Слайд 20Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения:
концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор Роберт Шуман восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».
Роберт Шуман
Слайд 21Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они
соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки,
чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, Фредерик Шопен не мог оставить эти изнуряющие
занятия.
Слайд 22С мыслями о Польше
Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств.
Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу.
Гектор Берлиоз
Эжен Делакруа
Генрих Гейне
Ференц Лист
Слайд 23Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к
нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта.
Адам Мицкевич
Слайд 24Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей
семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака.
История великой и трагической любви
Слайд 25На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй
Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.
Слайд 26В тот момент, когда Жорж Санд и Фредерик Шопен впервые встретились,
она была разведенной независимой женщиной с двумя детьми. Возможно, причиной страсти, вспыхнувшей в сердце женщины, стал тот факт, что на момент знакомства Шопен был болен и слаб, а она ко всем своим любовникам испытывала чувства, схожие с материнскими. Так или иначе, Санд обратила внимание на несчастного молодого человека
Слайд 27Казалось, судьба посмеялась, столкнув их вместе: бледного больного Фредерика, красивого молодого
человека 26 лет с безупречными манерами и горящим взором, и разведенную грубую мужеподобную женщину, которую невозможно было представить без сигареты, зажатой в зубах. Тем не менее роман, продлившийся почти десять лет, подарил обоим не только боль и разочарование, но и любовь, много искреннего чувства и творческих сил. Он писал свою гениальную музыку, она – книги, они вдохновляли друг друга каждый день, наверное, поэтому об их романе продолжают говорить и по сей день.
Слайд 28Шопен поселился в соседнем доме рядом с любимой. Они тщательно оберегали
свои отношения от посторонних глаз, бывало, что, встретившись на приеме у общих знакомых, они держались отстраненно и ничем не выдавали своих чувств. Позже влюбленные сняли уютное жилье в одном из спальных районов Парижа, но, принимая гостей, делали вид, что Шопен лишь гость в их общем доме.
Слайд 29В 1838 году Санд с двумя детьми и Фредериком отправились на
Майорку, чтобы отдохнуть от городской суеты и поправить здоровье композитора. Периодически они возвращались в Ноану, где располагалось имение писательницы. Там Санд приходилось брать на себя все домашние хлопоты, ведь Фредерик из-за своих постоянных болезней в быту был практически бесполезен. Дети Жорж Санд были очень недовольны тем фактом, что им приходится жить под одной крышей с Шопеном.
Слайд 30Устав от бесконечных склок, Фредерик навсегда покидает Ноан и уезжает в
Париж. Какое-то время Жорж Санд и Фредерик Шопен продолжали поддерживать связь при помощи писем. Однако, регулярно натыкаясь в Париже на Соланж, он выслушивал от нее рассказы о новых любовных связях и интригах ее матери, по большей части выдуманных. В последний раз они столкнулись в 1848 году, за год до смерти композитора. Санд, увидев Шопена, хотела заговорить с ним, но он отвернулся и вышел вон.
Слайд 31Забыть эти неудавшиеся отношения Шопен решает в Лондоне. Именно там он
дает свой последний концерт. Британский климат окончательно сломил композитора, в последние месяцы жизни он не мог сочинять и исполнять музыку, а туберкулез и непреходящая депрессия свели его в могилу в возрасте всего 39 лет.
17 октября Фредерик Шопен скончался.
Слайд 32Интересные факты
Шопен всю жизнь страдал от того, что ширины его ладони
не хватало, чтобы брать сложные аккорды. Еще будучи мальчиком, он изобрел специальный прибор для растяжки пальцев и носил его, не снимая даже во сне, хотя тот причинял нестерпимую боль.
В Варшаве можно найти 15 «шопеновских» лавочек, которые установлены в местах, как-то связанных с жизнью композитора. Нажав на специальную кнопку, можно прослушать 30-секундный отрывок наиболее известных произведений композитора.
Слайд 33Привычку играть в темноте композитор сохранил в течение всей жизни. Маленький
Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Именно так, утверждал он, к нему приходит вдохновение. Когда композитор исполнял свою музыку на званых вечерах, он всегда просил приглушить свет в комнате.
Слайд 34Внешне Шопен был очень привлекательным: он был светловолос, голубоглаз, отличался субтильным
телосложением и всю жизнь имел успех среди дам, но десять лет любил ту, которую при первой встрече даже не счел похожей на женщину.
После знакомства с композитором Жорж Санд послала ему записку, состоящую из одной фразы: «Преклоняюсь перед вами. Ж. С.». Эту записку Шопен вложил в личный альбом и хранил до конца жизни.
Единственная картина, на которой вместе изображены композитор и Санд, после его смерти была обнаружена разорванной на две части. До нас дошла лишь малая часть эпистолярного наследия композитора.
Слайд 35В наследии Шопена есть «Вальс маленькой собачки», который числится под №
1 op.64. Многие ошибочно считают, что эта пьеска – тот самый знаменитый незатейливый «Собачий вальс», который слышал едва ли не каждый житель планеты. На самом деле это два абсолютно разных сочинения, а авторство последнего достоверно не установлено.
Слайд 36Всю жизнь Шопен любил свою родину – Польшу, по его собственным
словам, где бы он ни находилось, сердце его всегда было дома. Эти слова нашли отражение в его завещании. Он попросил свою сестру Людовику после его смерти передать сердце Родине, так и случилось. Сердце композитора было вмуровано в стену церкви Святого Креста в польской столице, а тело похоронено в Париже. Во время похорон в могилу была высыпана пригоршня земли родной страны, которую Шопен трепетно хранил и возил с собой в бесконечных разъездах.
Слайд 37В 2007 году японскими разработчиками была выпущена компьютерная игра «Eternal Sonata».
Главным героем игры является Шопен, который за 3 часа до своей смерти попадает в сказочную страну, где ему предстоит отыскать лекарство от своей болезни. В игре звучит музыка Шопена в исполнении российского пианиста Станислава Бунина.
Слайд 38Помимо этого, Фредерик обладал большим даром рисовальщика. Помимо обычных картинок, Шопен
рисовал интереснейшие карикатуры, о которых на протяжении всей своей жизни помнили его друзья по лицею. Изобразительным искусством музыкальный гений занимался на ненавистных уроках по математике. Самой известной работой композитора является карикатура на ректора лицея С. Линде.
Игрой Шопена не только восторгались, но и критиковали. Например, венской публике не нравились его исполнения, ведь он, по ее мнению, играл слишком тихо. Фредерик, рассказывая об этом в письмах своих друзьям, писал, что слушатели в Вене просто привыкли к «стукотне здешних пианистов».
Слайд 39Также известно, что Шопен очень любил танцевать, и всегда с охотой
делал это в компании друзей. По воспоминаниям современников, особенно лихо он отплясывал мазур, оберек и «казака». Но часто случалось так, что танцующим не нравился приглашенный пианист, и тогда его место занимал сам Шопен.
Слайд 40Лист и Шопен –
друзья или соперники?
Некоторые убеждены, что Шопен и
Лист негласно конкурировали друг с другом. Этим они объясняют и то, что пианисты часто выступали в дуэте, тем самым пытаясь избежать сравнения. На масштабных концертах виртуозы выходили на сцену вместе, и иногда подключали в свой ансамбль других известных исполнителей – так было, например, в 1833 году, когда Лист, Шопен и братья Герц сыграли ансамбль для двух фортепиано в восемь рук. Историки предполагают, что Листу не давала покоя изящная игра соперника, от которой он был очень далек, и именно поэтому с появлением поляка в Париже он предпочел уйти в тень. Современник композиторов,
пианист Ф. Гиллер, позднее
объяснил поступок Ференца –
по его словам, в этот период он
усердно занимался, чтобы
освоить все то, что показал
парижской публике Шопен.
Слайд 41Некоторые убеждены, что Шопен и Лист негласно конкурировали друг с другом.
Этим они объясняют и то, что пианисты часто выступали в дуэте, тем самым пытаясь избежать сравнения. На масштабных концертах виртуозы выходили на сцену вместе, и иногда подключали в свой ансамбль других известных исполнителей – так было, например, в 1833 году, когда Лист, Шопен и братья Герц сыграли ансамбль для двух фортепиано в восемь рук. Историки предполагают, что Листу не давала покоя изящная игра соперника, от которой он был очень далек, и именно поэтому с появлением поляка в Париже он предпочел уйти в тень. Современник композиторов, пианист Ф. Гиллер, позднее объяснил поступок Ференца – по его словам, в этот период он усердно занимался, чтобы освоить все то, что показал парижской публике Шопен.
Большинство биографов склоняется к тому, что эти два величайших музыканта были близкими друзьями. Они часто встречались, обсуждали последние мировые события и играли свои сочинения. В 1836 году Шопен принял участие в концерте Листа. В этот вечер они исполняли произведения друг друга – Ференц играл этюды Фредерика, а после они вместе исполняли его «Блестящий вальс».
Слайд 42Фильмы о Шопене и его творчестве
* Биографическая драма «Песня на
память», снятая режиссером Чарльзом Видором в 1945 году.
* Романтическая драма «Юность Шопена» (1951 г.), созданная на основе повести Г. Бахнера и Ежи Брошкевича.
* 36-часой художественный фильм «Голубая нота» (второе название «Прощальное послание») режиссера Андрея Жулавского, увидевший свет в 1991 году
* Романтическая музыкальная комедия «Импровизация». Эта работа театрального режиссера Джеймса Лэпайна вышла на экраны в 1991 году.
* Драма «Загадка Шопена, или странная история Дельфины Потоцкой» (1999 г.) режиссера Тони Палмера
* Художественный фильм Ежи Антчака «Шопен. Желание любви» (2002)
* Документальном фильме «По следам Шопена» (2008)
Романтическая драма «Юность Шопена» (1951 г.), созданная на основе повести Г. Бахнера и Ежи Брошкевича.
Романтическая драма «Юность Шопена» (1951 г.), созданная на основе повести Г. Бахнера и Ежи Брошкевича.
Слайд 43Список произведений Шопена
Для фортепиано
Мазурки (около 60)
Полонезы (около 20)
Ноктюрны (около 20)
Этюды (всего
27)
Экспромты (всего 4)
Вальсы (около 15)
Прелюдии (всего 25)
Скерцо (всего 4)
Баллады (всего 4) и другие одночастные формы
Сонаты (всего 3)
Инструментальные произведения для фортепиано с оркестром
Концерты
Произведения для других инструментов
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 8 g-moll (1829)
Соната для виолончели ор. 65 g-moll (1845—1846)
Около 20 песен, не опубликованных при жизни Шопена