Презентация, доклад по музыкальной литературе на тему: Русские композиторы начала XVII-XIX в.в. До-глинкинская эпоха

Содержание

Цель: Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов XVII-начала XIX веков.Задачи:Определить особенности направлений и стилей в искусстве XVII-начала XIX в.в. в России и зарубежом ;Узнать о творческом наследии русских композиторов данного периода;Выявить жанровые особенности этого периода;Познакомить с

Слайд 1Русские композиторы XVII-начала XIX в.в. До - глинкинская эпоха.
Подготовила:
преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин
Синицына Л.Ю..
Русские композиторы  XVII-начала XIX в.в. До - глинкинская эпоха.   Подготовила: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Синицына

Слайд 2Цель:
Познакомить учащихся с
творчеством русских композиторов
XVII-начала XIX веков.
Задачи:
Определить особенности

направлений и стилей в искусстве XVII-начала XIX в.в. в России и зарубежом ;
Узнать о творческом наследии русских композиторов данного периода;
Выявить жанровые особенности этого периода;
Познакомить с известными сочинениями композиторов по средствам аудиофрагментов.
Цель: Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов XVII-начала XIX веков.Задачи:Определить особенности направлений и стилей в искусстве XVII-начала

Слайд 3Т. Н. Ливанова, музыковед, отметила, что в «музыкальном искусстве в силу

его специфики, труднее, чем в других видах искусства, установить границы различных стилей и направлений, существовавших в одну и ту же эпоху», особенно это касается стиля русского барокко.
Т. Н. Ливанова, музыковед, отметила, что в «музыкальном искусстве в силу его специфики, труднее, чем в других

Слайд 4Барокко, как стилевое направление
Как отмечают исследователи, Барокко как стилевое направление охватило

русскую культуру конца XVII - первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в искусстве и литературе.
XVII в. – время подготовки классических форм барокко, отмеченное взаимодействием западных и древнерусских традиций. В результате такого взаимодействия рождались оригинальные формы национального русского барокко: троестрочное пение и партесные четырехголосные гармонизации песнопений знаменного, киевского, греческого, болгарского распевов. Эти ранние формы барокко имели большое значение в развитии русского искусства, выполняя до известной степени роль Возрождения, которое в силу исторических особенностей развития отсутствовало в русском искусстве.
Барокко, как стилевое направлениеКак отмечают исследователи, Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру конца XVII - первой

Слайд 5Т.Ф. Владышевская, музыковед, отмечает:
«Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем

на Западе, в нём сильнее проявляет себя украшательство, порой доходящее до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного»
Т.Ф. Владышевская, музыковед, отмечает:«Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе, в нём сильнее проявляет

Слайд 6Черты эпохи Барокко в русской музыке:
Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций
Партесные

концерты XVII-начала XVIII в.в.
Популярность песенных жанров (кантаты, псалмы)
Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей


Черты эпохи Барокко в русской музыке:Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традицийПартесные концерты XVII-начала XVIII в.в.Популярность песенных жанров

Слайд 7 *Канты – песнопения светского содержания
*Псалмы – музыкально-поэтические переложения библейского пророка

Давида
*Канты – песнопения светского содержания*Псалмы – музыкально-поэтические переложения библейского пророка Давида

Слайд 8 Партесный стиль - от позднелат. partes — голоса, мн. ч.

от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия.
Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки с середины XVII века. Партесный стиль - многокрасочное, открыто эмоциональное хоровое пение на несколько голосов.

Особенности музыкального стиля
XVII в.

Партесный стиль - от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие,

Слайд 9
Николай Павлович Дилецкий (1630–1680 г.г.) Родился в Киеве.
мастер партесного письма, главный

теоретик партесного стиля пения;
Автор «Муссикийской грамматики» (1681);
Композитор. Создал произведения на 4, 8, 12, 48 голосов;
регент царского певческого хора в Москве;
музыкальный просветитель.


Н.Дилецкий «Хвалите имя…» Торжественное песнопение на 4 голоса

Николай Павлович Дилецкий (1630–1680 г.г.) Родился в Киеве.мастер партесного письма, главный теоретик партесного стиля пения;Автор «Муссикийской грамматики»

Слайд 10«Мусикийская грамматика» Н.П. Дилецкого - самое достоверное свидетельство о состоянии украинской

и русской музыкальной культуры в 70-80-х годах XVII века.
Охватывает широкий круг проблем - от нотной записи и сольмизации до вопросов формы.
Приведем неполные названия разделов:
«1. О мусикии;
2. О писмах основателных;
3. О конкорданциах; О диспозиции;
4. О творении;
5. О контрапункте;
6. О способствующих (мелодических интервалах);
7. О вещах забвенных; О инвенции; О диспозиции; О ирмологиону известие; О ексордии; О амплификации; О тонах; О тонах бемолярных;
8.К читателю;
9.Образ поучения майстром к пению детищ;
10.О творении падежь (кадансов);
11. Образы хоралныя».
«Мусикийская грамматика» Н.П. Дилецкого - самое достоверное свидетельство о состоянии украинской и русской музыкальной культуры в 70-80-х

Слайд 12Василий Поликарпович Титов (ок.1650 – между 1710-1715 г.г)
Его имя впервые упоминается

в московских документах в 1682 г., когда был зачислен в хор государевых певчих дьяков
В.П. Титов - автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов.
Совместно с Симеоном Полоцким создал «Рифмотварную Псалтырь».
Титов – один из русских композиторов, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую деятельность Петра I.

Василий Поликарпович Титов (ок.1650 – между 1710-1715 г.г)Его имя впервые упоминается в московских документах в 1682 г.,

Слайд 13В.С. Липатов, искусствовед: «В эпоху барокко произведения искусства активно стремятся соединиться

с другими. Таким образом Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно

«Собор святого Петра» Рим, Италия. Архитектор Лоренцо Бернини

Барокко в архитектуре (Западно-европейская)

В.С. Липатов, искусствовед: «В эпоху барокко произведения искусства активно стремятся соединиться с другими. Таким образом Мастер эпохи

Слайд 14Барокко в архитектуре (Россия)
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском Архитекторы: Семён Петров и

Иван Михайлов. До наших времён дворец не сохранился.
Барокко в архитектуре (Россия)  Дворец Алексея Михайловича в Коломенском Архитекторы: Семён Петров и Иван Михайлов. До

Слайд 15Барокко в живописи
И.Н. Никитин Портрет Петра I
У художников Российской империи -

темы светского общества, образа человека-деятеля

Музыканты, Караваджо (итальянский художник)

У зарубежных художников- Картины реалистичные и обладают мрачными цветами.

Портрет Екатерины I с арапчонком, Адольский И-Б.Г.

Барокко в живописиИ.Н. Никитин Портрет Петра IУ художников Российской империи - темы светского общества, образа человека-деятеляМузыканты, Караваджо

Слайд 16XVIII век – век Просвещения. Эпоха Классицизма. Главное достижение этого периода

– расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. В музыке, как в литературе, живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому Классицизму.
Театральность. Новые формы великосветского быта – гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра в каждом полку появились военные духовые оркестры. Тяготение к опере. В 30-х годах была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики.
Складывается профессиональная композиторская школа на рубеже 60 – 70 годов.
Композиторы XVIII в.: В.А. Пашкевич, М.С.Березовский, И.Е. Хандошкин, Д.С. Бортнянский, Е.И. Фомин, С.А. Дегтярёв, С.И. Давыдов и др. Ими созданы первые русские оперы, новые, свободные формы церковной музыки, первые романсы, первые сонаты, квартеты, симфонии.

Особенности музыкального стиля XVIII в.

XVIII век – век Просвещения. Эпоха Классицизма. Главное достижение этого периода – расцвет личностного творчества, которое приходит

Слайд 17Пашкевич Василий Алексеевич (1742 – 1797)

Театральный композитор, скрипач, дирижёр, певец, педагог,


Родоначальник русской комической оперы - высший образец русской культуры эпохи классицизма.
Сделал блестящую карьеру придворного музыканта, сочинял музыку к торжественным мероприятиям, назначен «большим певчим» Придворной певческой капеллы.
Автор Литургии, духовных концертов и др.

В. Пашкевич опера «Скупой» Российская песня «Поля, леса густые».

Пашкевич Василий Алексеевич (1742 – 1797)Театральный композитор, скрипач, дирижёр, певец, педагог, Родоначальник русской комической оперы - высший образец русской

Слайд 18Максим Сазонтович Березовский
Большинство произведений оставались в рукописях долгое время и хранились

в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены.

Даже единичные образцы творчества позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора.

Из инструментальных произведений известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор.

Утеряна партитура оперы "Демофонт", поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них - "Господь воцарися", являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и "Не отвержи мене во время старости", ставший кульминацией творчества композитора.

(1745-1777)

М.С.Березовский
Милость мира

Максим Сазонтович Березовский Большинство произведений оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале

Слайд 19Хандошкин Иван Евстафьевич (1747 – 1804)
Основоположник русского скрипичного искусства, виртуоз.
Собиратель народных

напевов, дирижёр.
Первый педагог Российской Академии художеств по классу скрипки
Написал более 100 сочинений для скрипки (преимущественно вариаций на русские песни), приводивших в восторг высшее общество времён Екатерины II.
Известные произведения: три сонаты для скрипки solo, соната для скрипки с басом, циклы вариаций на темы народных песен.


И. Хандошкин Дуэт для скрипки и альта

Хандошкин Иван Евстафьевич  (1747 – 1804) Основоположник русского скрипичного искусства, виртуоз.Собиратель народных напевов, дирижёр.Первый педагог Российской

Слайд 20Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825)
Признанный мастер духовной хоровой музыки

Капельмейстер придворной

певческой капеллы.

В 1783 г. – капельмейстер малого двора в Павловске при наследнике Павле и его супруге.

Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, посещал собрания Беседы любителей русского слова, возглавлявшейся Г. Державиным и А.Шишковым, сотрудничал с П.Вяземским и В.Жуковским.

В хоровых сочинениях Бортнянского произошла реакция того же порядка что и в архитектуре того времени: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности – к классицизму.

Сочинял музыку в разных жанрах: клавирные сонаты, камерные произведения, романсы на французские тексты, создал 3 комические оперы: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник» на французский текст. 35 хоровых сочинений для четырёхголосного хора и 10 концертов для двух хоров



Д.С.Бортнянский Хвалите Господа с небес

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825) Признанный мастер духовной хоровой музыкиКапельмейстер придворной певческой капеллы.В 1783 г. –

Слайд 21Евстигней Ипатьевич Фомин (1761 – 1800)
Композитор, владевший различными стилями оперного театра

того времени.
1787 г. Опера «Ямщики на подставе» (на текст Н.Львова) – русская хоровая опера. Своим подходом к русскому фольклору положил начало оперному искусству 19 века.
1788 г. Опера «Американцы» ( на текст И.Крылова) – опера-buffa.
1791 г. Опера «Колдун, ворожея и сваха»
1792 г. Мелодрама «Орфей» (на текст Я.Княжнина). Поставлена в Петербурге. Спектакль строится на сочетании драматического чтения с сопровождением оркестра. Воспринимается как единое симфоническое действие с непрервным внутренним развитием. Этим произведением он проложил путь к русской симфонии драматического плана.

Е.Фомин Опера Орфей
Хор Голос Богов

Евстигней Ипатьевич  Фомин  (1761 – 1800) Композитор, владевший различными стилями оперного театра того времени.1787 г.

Слайд 22Дегтярёв Степан Аникеевич

(1766 -1813)

Автор многих хоровых концертов,
Создатель первой русской оратории,
Переводчик и комментатор первого на русском языке труда по музыке (трактата В. Манфредини)
Самое известное сочинение композитора — оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811)

Давыдов Степан Иванович (1777-1825)

Начал свою музыкальную карьеру в придворном хоре в качестве певчего. Прокладывал путь к русской классике, во многом предвосхитив образный строй опер М.Глинки и А.Даргомыжского. Создал романтический жанр волшебной сказочной оперы «Леста, днепровская русалка».
Написал 4-голосную литургию и 13 концертов, из них 3 двуххорных (изданы П. Юргенсоном).
Известен как композитор театральной музыки.

Дегтярёв Степан Аникеевич           (1766 -1813) Автор многих

Слайд 23Архитектура в России XVIII в.
Камеронова галерея.
Царское село. Ч. Камерон

(англ.архитектор)

Дворец Пашковых , г. Москва
Архитектор Баженов В.И.

Архитектура в России XVIII в.Камеронова галерея. Царское село. Ч. Камерон (англ.архитектор)Дворец Пашковых , г. МоскваАрхитектор Баженов В.И.

Слайд 24Живопись в России XVIII в.
Прощание Гектора с Андромахой. 1773 г.
Антон Лосенко

– первый русский исторический живописец.


Взятие Казани. 1797 г.
Григорий Угрюмов –
исторический живописец

Живопись в России XVIII в.Прощание Гектора с Андромахой. 1773 г.Антон Лосенко – первый русский исторический живописец. Взятие

Слайд 25Русская музыка Раннего Романтизма. XIX век (до-глинкинский период)
В XIX веке в

России сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа.
В начале XIX в. царило смешение двух стилей: классицизма и романтизма. Такие масштабные события для России, как Отечественная война, восстание декабристов, Великая Французская революция, не могли не отразиться на культуре страны.
Основные жанры и направления:
1. городская песня. Этот жанр появился из гитарной импровизации любителей на стихи поэтов
2.запись и обработка народных песен.
3. камерно-вокальная музыка с элементами фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах.
Под влиянием романтизма появляется русский романс, особенно в творчестве А. Варламова, А. Алябьева, А. Верстовского, А. Гурилева.
Популярность получил жанр «водевиль» - лёгкая пьеса с куплетами. Считалось, что каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить водевильную пьесу.
В театрах исполнялись преимущественно итальянские или французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы, однако было заметно влияние романтизма (в творчестве А.И. Верстовского)
Русская музыка Раннего Романтизма.  XIX век (до-глинкинский период)В XIX веке в России сформировалась национальная композиторская и

Слайд 26Основоположники русского романса
А.А. Алябьев
А.Е. Варламов
А.Л. Гурилёв

Основоположники русского романсаА.А. АлябьевА.Е. ВарламовА.Л. Гурилёв

Слайд 27Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски»,

то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания;
Жанр романса - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера.
Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.
В России романс появился из Франции во второй половине XVIII века.
Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь.
Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение,

Слайд 28Алябьев Александр Александрович (1787 -1851)
Всё родное к сердцу ближе,

Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!... В.Домонтович.

Оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен.
Но прославился благодаря единственному произведению, - знаменитому романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках.

Романс «Соловей»

Алябьев Александр Александрович (1787 -1851)  Всё родное к сердцу ближе,

Слайд 29Виельгорский Михаил Юрьевич (1788 – 1856)
Русский музыкальный деятель и композитор-любитель

польского происхождения.
Один из первых русских композиторов, осваивавших крупные сонатно-симфонические формы, написал 2 симфонии, 2 увертюры. Его романсы пользовались большой популярностью.
Был знаком с Л. Бетховеном и присутствовал в числе первых восьми слушателей при исполнении «Пасторальной» симфонии.
Виельгорский Михаил Юрьевич  (1788 – 1856)  Русский музыкальный деятель и композитор-любитель польского происхождения.Один из первых

Слайд 30Верстовский Алексей Николаевич (1799 – 1862)
Русский музыкант, композитор и театральный деятель
Был

знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским.
Автор водевилей, песен-баллад, 6 опер. Самая знаменитая опера — «Аскольдова могила» (1835), по мотивам одноименной историко-романтической повести Загоскина.
Автор театральной музыки, песен и романсов, с успехом исполнявшихся на сцене и прочно вошедших в городской быт.
Отличительной особенностью творческого облика Верстовского является его склонность к воплощению волевых, энергичных, активных душевных состояний. Яркая темпераментность и особенная жизненная сила заметно отличают его произведения от творчества большинства его современников, окрашенного преимущественно в элегические тона.

А.Н. Верстовский опера «Аскольдова могила» Увертюра

Верстовский Алексей Николаевич (1799 – 1862) Русский музыкант, композитор и театральный деятельБыл знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским.

Слайд 31Варламов Александр Егорович (1801 – 1848)
Способности юного А.Е. Варламова привлекли внимание

директора капеллы Д.С. Бортнянского, который принял участие в его занятиях.
Романсы и песни Варламова (ок. 200) — яркая страница русской вокальной музыки.
Был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.
Написал 2 балета
Певец-исполнитель. Систематически выступал в концертах.
Творчество Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности — в языке, в тематике, в образном строе.

«Музыке нужна душа», — писал Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни».

Песня
«На заре ты её не буди»

Варламов Александр Егорович  (1801 – 1848) Способности юного А.Е. Варламова привлекли внимание директора капеллы Д.С. Бортнянского,

Слайд 32Гурилёв Александр Львович (1803 – 1858)
Автор лирических романсов (ок.90), обработок русских

народных песен (47) и фортепианных пьес
Педагог по фортепиано
Скрипач
Большое место в творчестве Гурилёва занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов.
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса — П. Булахова, А. Дюбюка, а также П. Чайковского.

Песня «Колокольчик»

Гурилёв Александр Львович  (1803 – 1858) Автор лирических романсов (ок.90), обработок русских народных песен (47) и

Слайд 33Заключение
Значительный перелом в истории музыкальной культуры произошел в России к концу

XVII столетия, накануне грандиозных реформ Петра I.

Культурные потребности огромного государства, вступившего в новый период своего развития, сказались не только в области просвещения, науки, литературы, но и в области музыки.

Композиторы XVII-начале XIX веков заложили первоначальные основы в развитии многих музыкальных жанров.
ЗаключениеЗначительный перелом в истории музыкальной культуры произошел в России к концу XVII столетия, накануне грандиозных реформ Петра

Слайд 34 СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!
СПАСИБО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть