Презентация, доклад по музыкальной литературе на тему Орган - музыкальный инструмент (2 год обучения)

Содержание

Орган – музыкальный инструмент. История и устройство органа

Слайд 1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района

Преподаватель высшей
квалификационной категории
Алексашина
Светлана Александровна

2018 г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:

«Орган – музыкальный
инструмент»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Слайд 2Орган –
музыкальный
инструмент.

История и
устройство
органа

Орган – музыкальный инструмент. История и устройство органа

Слайд 3 «Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий

диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.
«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров

Слайд 4Орган (лат. organum) — самый большой клавишный
духовой музыкальный инструмент, который

звучит при
помощи труб (металлических, деревянных, без язычков
и с язычками) различных тембров, в которые с помощью
мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется
при помощи нескольких клавиатур
для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных
средств орган занимает первое место среди
всех инструментов и иногда называется «королём
инструментов». Вследствие своей выразительности,
он давно стал достоянием церкви.

Человек, исполняющий музыкальные
произведения на органе, называется органистом.

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных,

Слайд 5Немного истории
Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей.

По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс - простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга
инструменты то, что для извлечения из них звука
необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека – меха, подобные тем, что использовались для
раздувания огня в кузнечном горне.


Немного истории Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана

Слайд 6Древняя история
Уже во II веке до н. э. греческий умелец

из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган – гидравлос.
В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более
красивым и ровным.







Древняя история Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и

Слайд 7В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному

насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе. Дальнейшая история органа, музыкального
инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания,
Италия, Франция и Германия.


В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность

Слайд 8Средние века
В середине V века н. э. органы строились во

многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII–VIII веках орган претерпел несколько изменений и
усовершенствований. Именно в это время в Византии
создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.
Средние века В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень

Слайд 9В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались

даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый.
В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и

Слайд 10Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так,

размеры клавишей варьировались
от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см.
Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.
Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до

Слайд 11В XIV веке орган становится популярным и широко
распространенным инструментом. Этому

способствовало
и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа
пришли на смену большим и неудобным пластинам,
появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная
педалью, заметно разнообразней стали регистры,
а диапазон – шире.


В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши

Слайд 12Эпоха Возрождения
В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены

размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.


Эпоха Возрождения В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период

Слайд 13Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится

пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие
значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но
различающиеся по окраске.


Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов

Слайд 14Барокко
Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и

органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений


Барокко Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты

Слайд 15Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде,

Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои
произведения именно для «барочного органа».

И.С.Бах

Фрескобальди

Пахельбель

Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали своипроизведения именно

Слайд 16«Романтический» период
Романтизм XIX века, с его стремлением придать этому музыкальному

инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное,
и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.




«Романтический» период Романтизм XIX века, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее

Слайд 17Новое время
XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к

гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.
Новое время XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах

Слайд 18Внешний вид
То, что мы видим из зала, - внешняя сторона,

и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства?
Внешний вид То, что мы видим из зала, - внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя

Слайд 19Описание органа, музыкального инструмента действительно
внушительных размеров, может составить несколько томов.


Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в
каждом из залов или храмов. Общим является только то,
что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой
из таких групп трубы выстроены по высоте.
Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Прежде всего, фасад органа уникален и

Слайд 20За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря

которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.
За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам

Слайд 21Как устроен?
Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех

и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб –регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры
Как устроен? Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель

Слайд 22Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель

играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).
Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные

Слайд 23Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и

название. Наиболее распространены следующие:
главный – Haupwerk;
верхний – Oberwerk;
«рюкпозитив» – Rückpositiv.
Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

Слайд 24Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и

закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.
Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему

Слайд 25Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут

быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию.
Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом,

Слайд 26В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через

воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.
В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется

Слайд 27Композиторы, сочинявшие органную музыку
Иоганн Себастьян Бах Иоганн Адам Рейнкен Иоганн Пахельбель Дитрих Букстехуде Джироламо Фрескобальди Иоганн

Якоб Фробергер Георг Фридрих Гендель Зигфрид Карг-Элерт Генри Пёрселл Макс Регер Винцент Любек Иоганн Людвиг Кребс Матиас Векман Доминико Циполли
Композиторы, сочинявшие органную музыкуИоганн Себастьян Бах Иоганн Адам Рейнкен Иоганн Пахельбель Дитрих Букстехуде Джироламо Фрескобальди Иоганн Якоб

Слайд 36Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть