Слайд 1«Людвиг ван Бетховен»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Яковлевская детская школа искусств»
Яковлевского муниципального района
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Алексашина Светлана
Александровна
2019 г.
Слайд 2Людвиг ван Бетховен
1770 - 1827
Легендарный композитор и известный пианист,
Людвиг ван
Бетховен стоял на пороге
Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма.
Слайд 3В австрийском (а ныне немецком)
городе Бонне 16 декабря 1770 года
в семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена. Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына Второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью.
Слайд 4Семья Бетховенов была небогата, а после смерти
деда и вовсе обнищала.
В 14 лет юный Людвиг
был вынужден бросить школу и помогать отцу в
содержании семьи, работая помощником органиста
в придворной капелле.
Слайд 5Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше
прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.
Слайд 6В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен
переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном. Но Йозеф опасался, как бы не схлопотать проблем из-за вольнодумного и резкого в выражениях ученика. А Людвиг, в свою очередь, чувствовал, что Гайдн – не тот человек, который может его чему-нибудь научить. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Сальери.
Слайд 7Ранний венский период творчества тесно связан с именами австрийского придворного князя
Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение.
Слайд 8В 1790-е годы Бетховен сочиняет в основном
камерную и фортепьянную музыку,
а в 1800-х
начал писать свои первые симфонии, создал
единственную ораторию («Христос на
Масличной горе»).
Слайд 9Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко
выходить из дома. Публичная игра на фортепьяно была основным источником доходов виртуоза, а также он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. С потерей слуха для Бетховена наступили тяжелые времена.
Слайд 10Но глухота не воспрепятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним
концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации.
Слайд 11Именно на последнюю декаду жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений,
которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп. 133 и, безусловно, Девятая симфония.
Слайд 12Интересные факты:
Бетховен был старшим из 7 детей в своей семье, 4
из которых ушли в мир иной еще в детстве.
Впервые юный маэстро выступал на публике в 7 лет 26 марта 1778 г. Примечательно, что 26 марта – это также дата его смерти.
Когда Бетховену было 12, он впервые опубликовал свои произведения. Это был сборник вариаций для клавишных инструментов, который, в конечном счете, прославил его как одного из популярнейших пианистов в истории.
Слайд 13Бетховену посчастливилось изучать музыку под
руководством таких известных композиторов, как
Готтлоб
Нефе, Йозеф Гайдн, Сальери. Он также
чуть было не стал учеником Моцарта, тот был
в восторге от представленной его вниманию
импровизации, но смерть матери заставила
Людвига оставить занятия и срочно покинуть Вену.
Антонио Сальери
Йозеф Гайдн
Слайд 14Композитор очень ценил дружбу и никогда не
позволял своим близким друзьям
жить в нужде.
Бетховен говорил, что пока у него есть кусок хлеба,
он поделится им с другом, а если и у самого не будет
ни гроша за душой, он просто сядет за стол работать.
В 26 лет у великого композитора начались проблемы
со слухом, а в течение последующих 20 лет проблема
постепенно усугублялась, пока он полностью не стал
глухим. Более того, день и ночь его мучил
непрекращающийся звон в ушах, связанный со
спецификой его заболевания.
Слайд 15Однажды, когда Бетховен уже практически ничего
не слышал, друзья, придя к
нему домой, застали
композитора за фортепьяно. Тот последовательно
играл ноты нижнего регистра и, восхищенно слушая
громовые раскаты звуков, заметил: «Разве это не
прекрасно?». Гости были тронуты выдержкой и
чувством юмора этого человека, постепенно
окунающегося в пронзительную тишину глухоты
и по-детски радующегося тому, что он пока еще
слышит хотя бы звуки нижнего регистра.
Слайд 16Когда в 1824 г. состоялась премьера Девятой симфонии, на которой дирижером
был сам
Бетховен, публика устроила бурную овацию. Но великий композитор не слышал ни похвалы слушателей, ни игры оркестра. Тогда одна из хористок взяла дотоле стоявшего лицом к оркестру Бетховена за руку и повернула к залу, чтобы он мог видеть тот восторг, который его творение вызвало у публики.
Слайд 17К своему несчастью, Бетховен влюблялся в женщин,
принадлежавших к иному сословию,
чем он. На то
время классовая принадлежность была серьезным
аргументом для решения вопросов о женитьбе.
С юной графиней Джульеттой Гвиччарди он
познакомился в 1801 году благодаря семье
Брунсвиков, где он давал уроки игры на фортепьяно
Джозефине Брунсвик. Однако по вышеупомянутым
причинам о браке не могло быть и речи.
Слайд 18История создания «Лунной сонаты» Бетховена имеет
прямое отношение к Джульетте, ей он
посвятил свое новое творение. Она была графиней и в момент знакомства со знаменитым композитором находилась в совсем еще юном возрасте. Бетховен влюбился в нее и мечтал жениться на юной красавице. Это новое чувство вызвало в нем
творческий подъем,
и он с упоением
принялся работать
над произведением.
Слайд 19Другу композитора, поэту и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, соната напомнила образ
ночного озера при лунном сиянии. Вторая версия происхождения названия связана с тем, что в это время господствовала мода на все, что так или иначе связано с луной, поэтому современники охотно приняли этот красивый эпитет.
Слайд 20В 1810 г. Джозефина вышла замуж за некоего
барона вон Штекельберга, Бетховен
безуспешно
сделал предложение своему близкому другу
баронессе Терезе Мальфатти (родной сестре
Джозефины Брунсвик). Безуспешно, потому что и
эта избранница была из высшего сословия,
чем ее поклонник.
Слайд 21Бетховен охарактеризовал начало Пятой симфонии
как «стук Смерти в дверь». Позже
первые аккорды
этой симфонии будут использоваться как пароль
для союзников во время Второй мировой войны,
поскольку по стечению обстоятельств именно эта
мелодия в азбуке Морзе обозначает латинскую «V»
(«Victory» – победа).
«Ода к радости» (отрывок из знаменитой Девятой симфонии) является официальным гимном Евросоюза.
Слайд 22Около 20 тыс. людей участвовали в похоронной
процессии на третий день
после смерти любимого
композитора – 29 марта 1827 г. Франц Шуберт,
великий почитатель творчества композитора, был
в числе тех, кто нес гроб. По иронии судьбы он сам
умер через год после этого и был похоронен рядом
с Бетховеном.
Похороны Бетховена
Слайд 23В августе 1845 года в Бонне был открыт памятник
Бетховену. Это
был первый в Германии памятник
знаменитому композитору, после их было открыто
еще около сотни по всему миру.
Слайд 24Соната для фортепьяно № 8 до-минор, оп. 13,
общеизвестная под названием «Патетическая»,
была написана в 1798 г. Бетховен посвятил ее
своему другу князю Карлу вон Лихновскому.
Вопреки сложившемуся мнению, что композитор
сам назвал сонату «Патетической», это издатель
был тем человеком, который под впечатлением
от трагического звучания сонаты написал на
титульном листе «Великая патетическая соната».
Слайд 25Бетховена по праву считают первым
композитором эпохи Романтизма, его
Симфония № 3
была радикальным
отступлением от всего написанного ранее.
Финал Симфонии № 9 – «Ода к радости» –
это первая в истории западноевропейской
музыки попытка ввести хор в каноническую
симфонию.
Девятая симфония содержит скерцо во второй части, а адажио – в третьей. Для классической симфонии, где темп должен был возрастать, это было немыслимо.
Слайд 26Бетховен был, по всей видимости, первым
композитором, который использовал медные
духовые
инструменты как полноправную часть
оркестра. Бетховен также первым ввел в
симфонию флейту-пикколо и тромбон. В свою
очередь арфу он включил лишь в одно свое
произведение – балет «Творения Прометея».
Бетховен был первым, кто в музыке попытался
воспроизвести звуки перепелки, кукушки и
соловья – и все это в рамках одной симфонии –
№ 6, «Пасторальной». Кстати, сокращенная
версия Шестой симфонии звучит в мультфильме
Диснея «Фантазия». Имитации звуков животных
присутствовали и в краткой «Игрушечной
симфонии» Моцарта, и во «Временах года»
Вивальди, но никогда их еще не было
в 40-минутной симфонии.
Слайд 27В 1889 году в доме семьи
Бетховена в Бонне был
открыт
музей с большой
коллекцией предметов из
жизни композитора и той
эпохи.
Слайд 29Творчество Бетховена охватывает немало музыкальных жанров и использует разнообразные сочетания музыкальных
инструментов. Для симфонического оркестра он написал 9 симфоний и более дюжины других произведений. Бетховен сочинил 7инструментальных концертов. Его перу принадлежит одна опера («Фиделио») и один балет («Творения Прометея»). Фортепьянная музыка Бетховена богата и разнообразна в плане форм: это сонаты, миниатюры и другие сочинения.
Слайд 30Бетховен, по утверждению Антона Шиндлера,
пользовался собственным темпоритмом и,
считаясь большинством
музыковедов последним
Венским классиком, умудрился нарушить немало
канонов классического стиля в музыке.