Слайд 1Использование мнемосхем в сюжетно-ролевых играх для развития диалогической речи старших дошкольников.
Подготовила
воспитатель МБОУ СОШ№27 Михайлова О.Н.
Слайд 2Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих
запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет.
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз.
Слайд 3Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э.,
и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона .
Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Слайд 4Как же называют мнемотехнику в современной дошкольной педагогике ?
Сенсорно-графические схемы
Предметно-схематические модели
Блоки-квадраты
Коллажи
Модели
Схемы
составления рассказа
Слайд 5Проблемы, существующие в речи детей.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений
Недостаточный словарный
запас
Употребление нелитературных слов и выражений.
Неспособность построить монолог.
Отсутствие навыка культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Плохая дикция.
Бедная диалоговая речь.
Слайд 6Что же такое мнемосхема?
Это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть
мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Слайд 7Суть мнемотехники.
На каждое слово, фразу или действие придумывается картинка или схематическое
изображение. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 8Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы,
т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (мышка-серая, лиса рыжая).
Слайд 9Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, используя
схематические изображения.
Слайд 11Принципы работы с мнемотаблицей:
Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
Преобразование символов в образы.
Пересказ при помощи символов
Слайд 12Традиционное использование мнематаблиц
Пополнения словарного запаса
Обучение пересказу
Составление рассказов
Заучивании наизусть
стихов, песен
Отгадывание загадок
Выполнение каких либо действий, движений.
Слайд 16Заучивании наизусть стихов, песен.
Слайд 18Выполнение каких либо действий, движений.
Слайд 19Вывод:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Слайд 20Актуальность данного метода заключается
заключается в том, что он помогает:
Облегчить общение
Улучшить
всестороннее развитие ребёнка
Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление)
Слайд 21 Мнемосхемы в сюжетно-ролевых играх для развития диалогической речи старших дошкольников.
Соединив
сюжетно-ролевую игру и мнемосхемы, мы получаем возможность обучать детей диалогу, тем самым, совершенствуя речь и подготавливая их к последующему обучению в школе. Работа проводиться по той же схеме, что и в нод, т. е. ребёнку предлагается картинка реплики, он её запоминает и действует в соответствии с изображением (произносит фразу). Но, чтобы отойти от штампов, впоследствии детям предлагается самостоятельно «изобразить, составить» свой диалог с помощью уже имеющихся картинок.
Слайд 221этап Подбор картинки или схематического изображения.
2этап Запоминание картинки-схемы.
3 этап Составление диалога
в соответствии с ролью.
4 этап Самостоятельное совершенствование диалога, дополнение.
Слайд 23Результат
Расширяется круг знаний об окружающем
Появляется желание в игре выполнять ведущие, центральные
роли
Появляется интерес к самостоятельному составлению диалогов
Словарный запас увеличивается
Дети преодолевают робость, застенчивость
Совершенствуется диалогическая сторона речи
Слайд 24Примеры мнемосхем к сюжетно-ролевым играм.