Слайд 1Педагогическая деятельность Кардовского Дмитрия Николаевича
«Нет ни одного ученика Д. Н. Кардовского,
который не вспоминал бы с тёплым чувством и признательностью дни своего учения у него», — так рассказывал о художнике педагоге Кардовском И. Э. Грабарь.
Слайд 2Д. Н. Кардовский, начиная организовывать работу в мастерской, выстраивал логику взаимоотношений
с учениками, основываясь на мысли о том, что «без взаимного доверия немыслимо никакое обучение». Одной из своих обязанностей он считал не только обучение художественному ремеслу, но и повышение культурного уровня учеников. Мастер наглядно объяснял на примерах работ великих мастеров, какими именно способами художник может решить ту или иную композиционную, конструктивную и образную задачу.
Основой системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, было установлено изучение законов изображения объёмной формы. Рисунок — построение графическим путём объёмной формы на плоскости, из этого следует, что прежде всего, необходимо овладеть основными законами рисунка, чтобы в дальнейшем на основе этих законов и в связи с формой строить живопись.
Как утверждал Дмитрий Николаевич, методика преподавания изобразительного искусства должна быть организована на следующих принципиальных положениях: «обучение рисунку и живописи от начала и до конца должно вестись только по натуре». Моделями для изучения, по его мнению, являются натюрморт (мёртвая натура) и человек (голова, обнаженная и одетая человеческая фигура).
Слайд 4Перед учениками ставилась задача построения графическими средствами объёмной формы на плоскости
листа. Дмитрий Николаевич учил видеть и изображать «БОЛЬШУЮ форму», работать «БОЛЬШОЙ линией», «БОЛЬШИМ тоном». Кардовский объяснял, что БОЛЬШАЯ (обобщенная) объёмная форма — это «масса, имеющая тот или иной характер, подобно геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру…Таким образом, живая форма «повторяет законы расположения света по перспективно-уходящим плоскостям»
Задача рисующего, по Кардовскому, заключается в том, чтобы «комбинировать и согласовывать понимание формы с приёмами для изображения (построения) на плоскости светом и цветом поверхностей, ограничивающих форму в пространстве» «На живой модели надо довести понимание формы до той же ясности и простоты, как это имеет место при изображении шара, куба и т.д…
Д. Н. Кардовский постоянно упоминает о необходимости «держать всё в отношениях,…держать «большой» свет и «большой характер», «большой цвет»…идти в каждой задаче от общего к частному.
Слайд 5Этапы выполнения рисунка
Д. Н. Кардовский учил рисующих выполнять определённый порядок работы
над рисунком.
Начинать рисунок, по мнению Кардовского, нужно было с того, чтобы «как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель», будь то фигура человека, голова или натюрморт. Общими без деталей линиями нужно было создать цельное обобщённое представление о модели и её расположении в пространстве, разместить модель на листе. «При этом нужно заботиться не только о том, чтобы быстро схватить пропорции, характер и построение изображаемого, но также непременно и о том, чтобы хорошо расположить на плоскости рисунок»
Второй этап рисования, по Кардовскому, решает задачу наполнения общего контура объёмной формой. Для этого внутри контуров намечаются главные массы, ограниченные плоскостями и выполняется это с помощью тона. Д. Н. Кардовский учил обрубать поверхности объёмной формы, располагая их в пространстве.
Третий этап работы над рисунком, по методике Кардовского, заключается в проверке конструкции, характера, размера, пропорций «большой» формы и внесении в рисунок «жизненных подробностей». Вот здесь то и нужно вспомнить, что «характеров, например носа, бесконечное количество, а основная схема одна», но при этом, «рисовать нужно не призму, а нос, а призмой руководствоваться в построении носа как большой формы»
Слайд 6Поэтапность исполнения рисунка головы
Слайд 7Д. Н. Кардовский уделял большое значение вопросам изучения тона как в
рисунке, так и в живописи. Следуя логической последовательности этапов работы над рисунком, мастер обучал тоном рисовать «лепить» форму и передавать свет. При этом в методике обучения рисунку, по мнению Кардовского, важно учить передавать и градации светотени, и «светосилу», т. е. «выдержанность силы света» для поверхностей, находящихся в условиях равенства освещения.
Художник-педагог советовал для изучения тона выполнять «гризайли», т. е. рисовать кистью в один цвет, например, умброй
Слайд 8Кардовский «Пособие по рисованию натюрморта в технике «Гризайль»
Слайд 9Методика и педагогическая практика Д. Н. Кардовского представляют собой богатейшее наследие
отечественной художественной школы. Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей.
Слайд 10Портрет Дмитрия Николаевича Кардовского
Слайд 14Иллюстрации к рассказу Чехова «Каштанка»
Слайд 16Иллюстрации к пьессе Грибоедова «Горе от ума»
Слайд 20Ученики
Искренняя забота и внимание к ученикам отразились не только на качестве
знаний, но и на становлении личности молодых художников, многие из которых стали впоследствии профессиональными живописцами, и графиками (Д.Шмаринов, П.Мальков, В.Ефанов, Б.Дехтерев, Л.Голованов, И.Астапов, С.Чехов, П.Шиллинговский).