Слайд 2Профессиональную деятельность осуществляет человек как целостная личность, проходящая в своем становлении
через возрастные этапы. Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни, а зависит от ряда факторов, в том числе и возрастных. Процесс профессионального становления человека, опосредованный его возрастом, называется условно профессиональным возрастным развитием.
Слайд 3Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке. История
личности и ее жизненного пути не совпадает с датой жизни и смерти. Личность может умирать или деформироваться еще при жизни человека. Напротив, индивид может умереть, а как личность человек продолжает жить в своих творческих делах, в благородных поступках. Индивид рождается и умирает один раз, а личность может рождаться и умирать в течение жизни несколько раз.
Слайд 4Субъект труда, профессионал складывается обычно позднее личности. Человек может и не
стать профессионалом в течение жизни. Зрелость личности обычно является предпосылкой к тому, чтобы человек состоялся и как профессионал. Принимая во внимание человека как субъекта труда, который по-разному складывается в различных возрастах, можно условно обозначить его профессиональный возраст (профессиональный стаж, опыт, на какой ступени профессионального развития находится человек).
Слайд 5В каждом из возрастов закладываются психические качества, проявляющиеся позднее в профессиональной
жизни взрослого человека. Преемственность выражается и в том, что существует так называемый закон динамики возрастов: силы, движущие развитием человека в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к необходимости нового этапа.
Слайд 6 Возрастное развитие
Возрастное развитие характеризуется многонаправленностью,
что означает наличие на каждом отрезке жизненного пути не только роста (приобретений, новых адаптивных возможностей), но и упадка, потерь, причем происходит непрерывное возрастное изменение их соотношения. Но процесс старения рассматривается не только как однонаправленный процесс уменьшения адаптивных возможностей, поскольку в пожилом возрасте есть и позитивные преобразования, прогресс, новые стратегии.
Слайд 7Возрастному психическому развитию присущи пластичность, компенсаторность. С возрастом, опытом эти качества
могут даже возрастать. Так, в профессиональном опыте на фоне упадка интеллекта могут складываться исполнительная вариативность, пластичность; пожилые специалисты снижение времени реакции компенсируют более широкой опережающей ориентировкой; здесь накапливаются избирательные оптимизирующие стратегии в сочетании с компенсирующими, что уменьшает удельный вес потерь.
Слайд 8Человек овладевает разнообразными трудовыми способами, приемами осуществления профессиональной деятельности, в том
числе вариантами адаптации, мастерства, творчества, что в целом приводит к увеличению индивидуализации по мере успешной профессионализации.
Слайд 9Каждому работающему человеку желательно знать о профессиональных и личностных качествах, необходимых
для отдельных возрастов, чтобы скорректировать свое развитие, своевременно направить его в нужное русло. Каждому взрослому человеку очень важно также осознавать профессиональные задачи того возраста, в котором он находится, и задачи профессионального развития предстоящего возраста, чтобы заблаговременно к ним подготовиться. В контексте общей логики профессионального возрастного развития возможны большие индивидуальные «разбросы» возрастных вариантов.
Слайд 10При непосредственной реализации системы управления людьми на любом уровне необходимо комплексно
учитывать рассмотренные особенности и характеристики персонала, что позволит, учитывая его преимущества и недостатки, повысить эффективность деятельности организации, а также способствовать созданию и развитию сплоченного и работоспособного коллектива.