Слайд 1муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»
Знакомство с
китайской живописью
Ергизова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Ачинск, 2019
Слайд 2Актуальность
Прошлое любой страны, ее культура, а особенно искусство всегда вызывают интерес.
Тем более это верно в отношении Китая, искусство которого насчитывает более четырех тысячелетий. Кроме того, Россию с Китаем соединяют исторические и этнографические узы, политические, экономические, культурные и духовные интересы. А особое, трепетное отношение китайского народа к духовности и духовному совершенствованию сродни русскому православному сознанию.
Слайд 3Цель и задачи
Цель: развитие интереса к чужой культуре через знакомство с
традиционной китайской живописью
Задачи:
познакомить с историей возникновения традиционной китайской живописи;
развивать навыки точной и аккуратной работы кистью и красками в техниках китайской живописи;
способствовать духовно-нравственному воспитанию и культурному обогащению обучающихся;
воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям других наций.
Слайд 4Немного об истории…
История китайского искусства берет свое начало в III тысячелетии
до н.э. И с тех далеких времен оно развивалось, обращалось к новым смыслам, при этом не теряя связей с культурным наследием прошлых эпох. Появлялись новые школы, сменялись династии, но каждая из них с уважением относилась к опыту предшественников и лишь адаптировала традиционное искусство под нужды своего времени или своей философии. Эта преемственность традиций особенно заметна в живописи.
Слайд 5Особенности китайской живописи
Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой
бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этическая функции, философия бытия.
Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.
Слайд 6Сюжетное своеобразие и символизм
В разные времена на разных этапах развития китайской живописи на первый
план выдвигалась то бытовая живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Слайд 7Единство живописи и каллиграфии
Неразрывно связаны между собой два главных направления в искусстве
Китая — живопись и каллиграфия. В Китае их даже называют «родными сестрами».
Каллиграфия — один из значимых элементов восточной живописи. Нередко каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения.
Слайд 8Основные материалы и инструменты:
кисть, тушь, тушница, «рисовая» бумага
Кисти можно разделить на
три группы: жесткие, мягкие и комбинированные. Жесткие делают из шерсти кроликов или из волос лошадей. Мягкие – из козьей шерсти или из перьев. Для каждого этапа рисования подбирается нужная кисть. Размер ворса может быть любой, однако стоит сказать, что большой кистью можно нарисовать и мелкие детали, а маленькой не получится выполнить крупное изображение.
Слайд 9Основные материалы и инструменты:
кисть, тушь, тушница, «рисовая» бумага
Тушь изобретена в Китае
6000 лет назад. Разумеется, состав и качество менялись и совершенствовались, но ее всегда можно было использовать для художественных работ. Палочки сухой туши – это смесь сажи и клея, в которую добавляют разнообразные компоненты. Иногда они крайне экзотичны. Например, змеиный яд или золото. Часто такие палочки украшают изящными изображениями цветов и птиц, покрывают золотом. Палочки необходимо определенным образом растирать перед работой.
Слайд 10Первые образцы гладкой, ровной и прочной бумаги были изобретены в Китае
2000 лет назад. По преданию, ее рецепт был таков: необходимо растолочь волокна тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку, смешать все это с водой, выложить получившуюся массу на бамбуковое сито и высушить на солнце. А когда масса высохнет, разгладить ее камнями.
Основные материалы и инструменты:
кисть, тушь, тушница, «рисовая» бумага
Слайд 11Тушница должна иметь прочную и гладкую поверхность. Оптимальные формы – прямоугольник
или круг. Крышечка поможет предохранить тушь от высыхания на время работы. Древние тушницы являются произведениями искусства и могут достигать 2000 лет. При таком солидном возрасте они не утрачивают исключительных художественных свойств.
Основные материалы и инструменты:
кисть, тушь, тушница, «рисовая» бумага
Слайд 12Традиционная китайская живопись
Мотивы для традиционной живописи выбираются в соответствии с эстетическими
концепциями и философией китайской национальной живописи. В основном это природные мотивы (растения или животные).
Слайд 13Жанры китайской живописи
В живописи Китая выделяются следующие жанры — пейзаж («горы-воды»),
портретный жанр (существует несколько категорий), изображение птиц, насекомых и растений («цветы-птицы») и анималистический жанр. Также следует добавить, что в традиционной живописи Китая очень популярны такие символы как птица феникс и дракон.
Слайд 14Живопись Гохуа
Гохуа - традиционная живопись Китая. В живописи Гохуа используется тушь
и водяные краски, написание картины происходит на бумаге или шелке. Гохуа близко по духу к каллиграфии. Для нанесения красок используют кисти, сделанные из бамбука и шерсти домашних либо диких животных (кроличьей, козьей, беличьей, оленьей и т. д.)
Слайд 15Живопись У-Син
У-Син — это система 5 первоэлементов — дерево, огонь, земля, вода и металл.
Всё мировоззрение Древнего Китая основано на этой системе. В живописи каждому элементу соответствуют 5 мазков, с их помощью художник пишет свои картины. В живописи У-Син художнику необходимо передать суть предмета, но не форму.
Слайд 16Послесловие
Китайская живопись выражает гармонию человеческого духа с миром; эта гармония проявляется
в особом отношении человека к окружающему миру и в его стремлении не просто покорить этот мир, но добиться внутренней гармонии с силами природы.