Презентация, доклад по истории изобразительного искусства на тему Искусство Византии IV-IX вв.

Содержание

Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой эпохе положил раскол Римской империи на Западную и Восточную, произошедший в 395 г.

Слайд 1Искусство Византии
Преподаватель:
Павлова Мария Сергеевна

Искусство ВизантииПреподаватель:Павлова Мария Сергеевна

Слайд 2Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой

эпохе положил раскол Римской империи на Западную и Восточную, произошедший в 395 г.
Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой эпохе положил раскол Римской империи на

Слайд 3Исторические периоды развития искусства Византии:
IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;
VIII-IX вв. –

иконоборчество;
IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение;
XI-XII вв. – Комниновский период);
1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха.

Периоды развития искусства Западной Европы:
IV-V вв. – эпоха переселения народов, развитие культуры варварских племен;
VI-IX вв. – раннехристианское время (VI-VIII вв. - эпоха правления династии Меровингов;
VIII-IX вв. – эпоха правления династии Каролингов);
X-XII вв. – эпоха романского стиля;
XII-XV/XVI вв. – эпоха готического стиля.

Исторические периоды развития искусства Византии:IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;VIII-IX вв. – иконоборчество;IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI

Слайд 4Столицей Восточной Римской империи был Константинополь, центром развития Западной империи до

ее падения в конце V в. была Равенна. Именно эти два города, наравне с Римом, дали образцы раннехристианской архитектуры.
Столицей Восточной Римской империи был Константинополь, центром развития Западной империи до ее падения в конце V в.

Слайд 5Ранневизантийская
архитектура IV-VIII вв.

Ранневизантийскаяархитектура IV-VIII вв.

Слайд 6Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с

востока на запад, а затем, с установлением архитектурного канона в V в. - с запада на восток (на Иерусалим).

Здание возводилось над могилой святого мученика (криптой), выступавшего покровителем данной церкви, объектом притяжения верующих, эталоном христианина.
Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с востока на запад, а затем, с

Слайд 7Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в

восточных базиликах), зал для собрания верующих, расчлененный рядами колонн (столбов) на три (пять) нефов, трансепт, пресбитерий, апсида. Перед апсидой, над криптой ставился алтарь.

В раннехристианских базиликах трансепт непосредственно примыкал к апсидальному пространству, зачастую достаточно далеко выходил за пределы нефов. В результате для раннехристианских базилик типичен Т-образный план.


Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в восточных базиликах), зал для собрания верующих,

Слайд 8Первые раннехристианские базилики в Риме.
Церковь Сан Клементе (392 г.)

Первые раннехристианские базилики в Риме.Церковь Сан Клементе (392 г.)

Слайд 9Первые раннехристианские базилики в Риме.
План базилики Святого Петра, построенной при Константине

I Великом
Первые раннехристианские базилики в Риме.План базилики Святого Петра, построенной при Константине I Великом

Слайд 10Собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме.

Слайд 11Первые раннехристианские базилики в Риме.
Церковь Сан Паоло фуори ле мура (V

в.)
Первые раннехристианские базилики в Риме.Церковь Сан Паоло фуори ле мура (V в.)

Слайд 12Базилика Сан Лоренцо фуори ле мура (ок. 550 г.)
Первые раннехристианские базилики

в Риме.
Базилика Сан Лоренцо фуори ле мура (ок. 550 г.)Первые раннехристианские базилики в Риме.

Слайд 13Раннехристианская архитектура Равенны.
Базилика Сан Апполинаре ин Классе (536-549 гг.)

Раннехристианская архитектура Равенны.Базилика Сан Апполинаре ин Классе (536-549 гг.)

Слайд 14Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Слайд 15Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Слайд 16Базилика Санта Мария Маджоре (ок. 432-440 гг.).
Первые раннехристианские базилики в Риме.

Базилика Санта Мария Маджоре (ок. 432-440 гг.).Первые раннехристианские базилики в Риме.

Слайд 17В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии. Центрические постройки были

небольших размеров, поскольку существовала зависимость между диаметром купола и общими размерами сооружения. Среди центрических сооружений этой эпохи выделяются круглые, четырех-, восьми-, десятиугольные и крестообразные постройки.

Необходимую принадлежность центрической архитектуры составляют сводчатые потолки и купольные покрытия середины здания.
В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии. Центрические постройки были небольших размеров, поскольку существовала зависимость между

Слайд 18Центрические постройки. Архитектура Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии (440 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.Мавзолей Галлы Плацидии (440 г.)

Слайд 19Центрические постройки. Архитектура Равенны.
Мавзолей Теодориха Великого (ок. 525 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.Мавзолей Теодориха Великого (ок. 525 г.)

Слайд 20Центрические постройки. Архитектура Равенны.
Сан Витале (526-547 гг.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.Сан Витале (526-547 гг.)

Слайд 21Центрические постройки. Архитектура Рима.
Церковь св. Констанции

Центрические постройки. Архитектура Рима.Церковь св. Констанции

Слайд 22Центрические постройки. Сооружения Константинополя: церковь Сергия и Вакха (527 г.).

Центрические постройки. Сооружения Константинополя: церковь Сергия и Вакха (527 г.).

Слайд 23В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе

совмещения концепций купольного и базиликального сооружений – купольная базилика.

Купольная базилика - продольная композиция, где в центре сооружения водружен купол, освещающий центральный неф базилики.
В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе совмещения концепций купольного и базиликального сооружений

Слайд 24Купольные базилики. Церковь св. Ирины (532 г.).

Купольные базилики. Церковь св. Ирины (532 г.).

Слайд 25Купольные базилики. Собор св.Софии в Фессалониках (1-я пол. VIII в.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Фессалониках (1-я пол. VIII в.)

Слайд 26Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Слайд 27Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Слайд 28Необычная архитектурная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, словно освобожденного от каких-либо

опор и преград. Купол собора с двух сторон поддерживают два более низких полукупола, каждый из которых в свою очередь имеет два маленьких полукупола. Таким образом, все пространство средней части храма представляет собой систему плавно переходящих друг в друга сферических форм, устремленных ввысь. Купол держат четыре столба, но ощущения, что он давит на опоры, нет.
Между столбами переброшены плавные дуги арок, на верхние точки которых лишь слегка опирается основание купола. Между арками по углам тяжесть сводов принимают на себя паруса — расширяющиеся кверху изогнутые своды, облегчающие давление купола. Сам купол кажется парящим в воздухе, так как у его основания имеется 40 скругленных сверху окон, образующих сияющее световое кольцо. Впечатление глубины и сложности центрального пространства дополняется алтарными нишами в восточной части храма.
Необычная архитектурная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, словно освобожденного от каких-либо опор и преград. Купол собора с

Слайд 30В XV в., когда Византия пала под натиском турок, храм Св.

Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Крест на куполе был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты, мозаики были грубо замазаны известью.
В XV в., когда Византия пала под натиском турок, храм Св. Софии был превращен в мусульманскую мечеть.

Слайд 32Ранневизантийское изобразительное искусство V-VIII вв.

Ранневизантийское изобразительное искусство V-VIII вв.

Слайд 33Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития

художественной культуры стал «золотым веком», эпохой, ставшей недостижимым эталоном, идеалообразующей средой, явившейся неиссякаемым источником для дальнейшего развития искусства и объектом притяжения в силу гармоничности мироотношения данной эпохи.

IV-VIII вв. – начальный период становления канона византийского изобразительного искусства, выработки правил изображения священных персонажей и событий.

Главные заказчики произведений изобразительного искусства - церковь и двор императора.
Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития художественной культуры стал «золотым веком», эпохой,

Слайд 34Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства:
вневременность и внепространственность, решаемая

через золотой либо синий беспредметный фон,
обратная перспектива, фронтальность постановки фигур,
акцент на изображении ликов персонажей.

Агнец, рыба, крест, монограмма (хризма) зачастую замещают собой иконическое изображение Христа.
Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства: вневременность и внепространственность, решаемая через золотой либо синий беспредметный фон,

Слайд 35Монументальная живопись.

Монументальная живопись.

Слайд 36Санта Мария Маджоре. Мозаика триумфальной арки. Богородица Vв.

Санта Мария Маджоре. Мозаика триумфальной арки. Богородица Vв.

Слайд 37Санта Мария Маджоре. Вид на триумфальные арки храма.

Санта Мария Маджоре. Вид на триумфальные арки храма.

Слайд 38Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.):
«Христос Добрый пастырь».

Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.):«Христос Добрый пастырь».

Слайд 39Мозаики Баптистерия православных в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Баптистерия православных в Равенне: «Крещение Христа»

Слайд 40Мозаики Арианского баптистерия в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Арианского баптистерия в Равенне: «Крещение Христа»

Слайд 41Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучеников»

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучеников»

Слайд 42Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучениц»

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучениц»

Слайд 43Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Дева Мария

с младенцем Христом»
Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Дева Мария с младенцем Христом»

Слайд 44Мозаики базилики Сан Апполинаре ин Классе в Равенне: «Преображение» в конхе

апсиды (VI в.)
Мозаики базилики Сан Апполинаре ин Классе в Равенне: «Преображение» в конхе апсиды (VI в.)

Слайд 45Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Христос-Эммануил на сфере»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Христос-Эммануил на сфере»

Слайд 46Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Император Юстиниан со

свитой»
Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Император Юстиниан со свитой»

Слайд 47Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Императрица Феодора со

свитой»
Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Императрица Феодора со свитой»

Слайд 48Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Гостеприимство Авраама»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Гостеприимство Авраама»

Слайд 49Мозаики церкви св. Дмитрия в Салониках (VI –VII вв.): «Св. Дмитрий

с ктиторами».
Мозаики церкви св. Дмитрия в Салониках (VI –VII вв.): «Св. Дмитрий с ктиторами».

Слайд 50Иконопись.

Иконопись.

Слайд 51Икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.)

Икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.)

Слайд 52Икона «Сергий и Вакх» (VI в.)

Икона «Сергий и Вакх» (VI в.)

Слайд 53Икона «Епископ Авраам» (VI в.)

Икона «Епископ Авраам» (VI в.)

Слайд 54Икона «Богоматерь с младенцем,
св. Феодором, св. Георгием и двумя ангелами»

(VI в.)
Икона «Богоматерь с младенцем, св. Феодором, св. Георгием и двумя ангелами» (VI в.)

Слайд 55Период иконоборчества в развитии византийского искусства.

Период иконоборчества в развитии византийского искусства.

Слайд 56Эпоха иконоборчества охватывает период с 726 по 843 гг.
Это –

годы уничтожения памятников ранневизантийского классицизма, время императорского запрета на создание икон и поклонение антропоморфным изображениям божественного начала.

Период иконоборчества официально начался в 726 г., когда произошло следующее событие: над Халкскими воротами – основным входом в императорский дворец было уничтожено изображение Христа. Его заменили крестом и надписью, которая укрепляла значение императора как борца против икон. А в 730 г. Лев III Исавр (717-741) издал эдикт, согласно которому запрещалось поклоняться иконам.

В эпоху иконоборчества практически все монастыри были закрыты, огромное число монахов и художников покинули империю, что послужило появлению образцов византийского искусства на Сицилии, в северной Италии, в империи Карла Великого.
Эпоха иконоборчества охватывает период с 726 по 843 гг. Это – годы уничтожения памятников ранневизантийского классицизма, время

Слайд 57Именно в иконоборческий период изображение креста приобрело значение символа, способного заменить

собой Христа.

Такой мозаичный крест сохранился до наших дней в церкви св. Ирины в Константинополе.
Именно в иконоборческий период изображение креста приобрело значение символа, способного заменить собой Христа. Такой мозаичный крест сохранился

Слайд 58Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Слайд 59Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Слайд 60Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Слайд 61Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Слайд 62Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Слайд 63Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Слайд 64Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

в.)

Аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)Аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне

Слайд 65Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

в.)

Вознесение

Константин Великий

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)ВознесениеКонстантин Великий

Слайд 66Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

в.)
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)

Слайд 67Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры сочинений Птоломея (813-820 гг.)
В центре

аллегорическое изображение Солнца в виде Гелиоса, правящего четвёркой коней. В следующем концентрическом регистре размещены персонификации Дня и Ночи. Месяцы года представлены знаками Зодиака и аллегорическими образами человеческих занятий по сезонам.
Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры сочинений Птоломея (813-820 гг.)В центре аллегорическое изображение Солнца в виде Гелиоса, правящего четвёркой

Слайд 68Спасибо за внимание!
Д/З: сделать зарисовку плана византийского крестово-купольного храма, зафиксировать названия

конструктивных и декоративных элементов.
Спасибо за внимание!Д/З: сделать зарисовку плана византийского крестово-купольного храма, зафиксировать названия конструктивных и декоративных элементов.

Слайд 69Используемые источники:
Всеобщая история искусства. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс

лекций / И. А. Пантелеева, М. М. Миркес, М. В. Тарасова и др. – Электрон. дан. (8 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – (Всеобщая история искусства : УМКД № 28-2007 / рук. творч. коллектива В. И. Жуковский, В. И. Жуковский). – 1 электрон. опт. Диск (DVD).
Сокольникова Н.М. С597 История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 304 с.:
https://coollib.com/a/20738
http://yourcitymap.ru/italiya/ravenna/ravenna-na-karte-italii.shtml
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/989310-gde-raspolagalis-goroda-aleksandrija-rim-i-konstantinopol-karta.html
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ARHITEKTURA.html?page=0,4
https://studopedia.ru/9_203501_rannehristianskaya-bazilika.html
https://ru.wikipedia.org
http://www.scuolemigranti.org/chiese-santagnese-santa-costanza/
VeniVidi.ru
sib-catholic.ru
commons.wikimedia.org
https://mon-kassia.livejournal.com/1292509.html
https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html
cherenova.ru
http://russian7.ru/post/27-glavnykh-khristianskikh-simvolov/
https://ingailm.com/rim/santa-mariya-madzhore-santa-maria-maggiore.html
Исторические Исследования
virily.com
creativslave.hu
03varvara.wordpress.com
www.icon-art.info
days.pravoslavie.ru
Православная Жизнь
repositorio.ul.pt
e-yliko.gr
mahalla1.ru
https://antik-mosaik.livejournal.com/54861.html
http://iskusstvoed.ru/2017/04/16/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82/

Используемые источники:  Всеобщая история искусства. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций / И. А. Пантелеева,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть