Презентация, доклад по истории изобразительного искусства на тему Искусство Византии IX-XV вв.

Содержание

Исторические периоды развития искусства Византии:IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;VIII-IX вв. – иконоборчество;IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение;XI-XII вв. – Комниновский период);1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха. Периоды развития искусства Западной Европы:IV-V вв. –

Слайд 1Искусство Византии
Преподаватель:
Павлова Мария Сергеевна

Искусство ВизантииПреподаватель:Павлова Мария Сергеевна

Слайд 2Исторические периоды развития искусства Византии:
IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;
VIII-IX вв. –

иконоборчество;
IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение;
XI-XII вв. – Комниновский период);
1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха.

Периоды развития искусства Западной Европы:
IV-V вв. – эпоха переселения народов, развитие культуры варварских племен;
VI-IX вв. – раннехристианское время (VI-VIII вв. - эпоха правления династии Меровингов;
VIII-IX вв. – эпоха правления династии Каролингов);
X-XII вв. – эпоха романского стиля;
XII-XV/XVI вв. – эпоха готического стиля.

Исторические периоды развития искусства Византии:IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;VIII-IX вв. – иконоборчество;IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI

Слайд 3Период Македонского Возрождения охватывает время со второй половины IX в. до

конца первой половины XI в. Македонская династия правила Византией с 867 по 1057 гг.


Стиль изобразительного искусства этого времени корректно именовать «Македонский Классицизм».

В развитии Македонского Классицизма можно вычленить три периода: середина IX в., рубеж IX-X вв., конец X – начало XI вв.
Период Македонского Возрождения охватывает время со второй половины IX в. до конца первой половины XI в. Македонская

Слайд 4Произведения искусства Македонского Классицизма

Произведения искусства Македонского Классицизма

Слайд 5Монументальная живопись.

Монументальная живопись.

Слайд 6Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Богоматерь с младенцем»
(мозаика в апсиде,

867 г.)

«Архангел Гавриил» (867г.),

Мозаики собора св. Софии в Константинополее.«Богоматерь с младенцем» (мозаика в апсиде, 867 г.)«Архангел Гавриил» (867г.),

Слайд 7Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Император Лев VI перед Христом» (мозаика

над входом в главный неф, конец IX в.)
Мозаики собора св. Софии в Константинополее.«Император Лев VI перед Христом» (мозаика над входом в главный неф, конец

Слайд 8Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Иоанн Златоуст» (IX в.)

Мозаики собора св. Софии в Константинополее.«Иоанн Златоуст» (IX в.)

Слайд 9«Юстиниан и Константин перед Богоматерью» (вторая половина Х в.)
Мозаики собора св.

Софии в Константинополее.
«Юстиниан и Константин перед Богоматерью» (вторая половина Х в.)Мозаики собора св. Софии в Константинополее.

Слайд 10Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Зоя и Константин Мономах перед Христом»
(мозаика

южной галереи св. Софии, 1034-1042 гг.)
Мозаики собора св. Софии в Константинополее.«Зоя и Константин Мономах перед Христом»(мозаика южной галереи св. Софии, 1034-1042 гг.)

Слайд 11Книжная миниатюра.

Книжная миниатюра.

Слайд 12Миниатюры Сочинения Григория Назианзина (879-883 гг.)
«Сон Иосифа» и «Бегство в Египет». 

Миниатюры Сочинения Григория Назианзина (879-883 гг.)«Сон Иосифа» и «Бегство в Египет». 

Слайд 13Миниатюры Парижской Псалтири (первая половина Х в.)
Давид, играющий на лире. 

Миниатюры Парижской Псалтири (первая половина Х в.)Давид, играющий на лире. 

Слайд 14Рельеф.

Рельеф.

Слайд 15«Коронация Иисусом Христом Константина VII Порфирородного» (слоновая кость, IX в.)

«Коронация Иисусом Христом Константина VII Порфирородного» (слоновая кость, IX в.)

Слайд 16Средневизантийская архитектура IX-XII веков.

Средневизантийская архитектура IX-XII веков.

Слайд 17Основным достижением средневизантийской архитектуры стало создание крестово-купольной архитектурной системы, оформление которой

было начато в IX в., а классические образцы даны в конце XI-начале XII вв.

В 1054 г. Произошло официальное разделение христианства на католичество и православие, начавшееся еще в IX в. Поэтому крестово-купольная система являет собой византийско-православную модель.
Основным достижением средневизантийской архитектуры стало создание крестово-купольной архитектурной системы, оформление которой было начато в IX в., а

Слайд 18а – римский крестовый свод;
б – вспарушенныи свод на четырех опорах;

в – вспарушенный свод на восьми опорах;
г – купол на парусах;
д – купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е – крестово-купольная система перекрытия.

Формирование византийских систем перекрытий:

а – римский крестовый свод;б – вспарушенныи свод на четырех опорах; в – вспарушенный свод на восьми

Слайд 19Церковное здание – модель вселенной.

Церковное здание – модель вселенной.

Слайд 20Архитектурные школы средневизантийского периода.

Архитектурные школы средневизантийского периода.

Слайд 21Константинопольская архитектурная школа: 1— Календер (поперечный и продольный разрезы, план сохранившихся

частей; реконструкция плана первоначального здания; 2 — Аттик (южный фасад, продольный разрез; план сохранившихся частей; реконструкция плана первоначальной постройки).
Константинопольская архитектурная школа: 1— Календер (поперечный и продольный разрезы, план сохранившихся частей; реконструкция плана первоначального здания; 2

Слайд 22Константинопольская архитектурная школа.
церкви монастыря Пантократора:
а — северный фасад северной церкви;


6 — профили обрамления двери нартекса;
в — продольный разрез северной церкви;
г — продольный разрез южной церкви;
д — план гостиницы и монастырских помещений около северной церкви (реконструкция А. Орландоса).
Константинопольская архитектурная школа.церкви монастыря Пантократора: а — северный фасад северной церкви; 6 — профили обрамления двери нартекса;

Слайд 23Восточно-византийская архитектурная школа:
1 — церковь близ Амасры на о. Буюкада

на Черном море около малоазийского побережья, начало VIII в. (план местности и план церкви);
2 — церковь в Херсоне (Херсонесе) в Крыму, 1-я половина X в.;
3 — церковь в Никее в Малой Азии, конец XI — начало XII в.;
4 — церковь в Майафаркине в Месопотамии, IX в.
Восточно-византийская архитектурная школа: 1 — церковь близ Амасры на о. Буюкада на Черном море около малоазийского побережья,

Слайд 24Греческая архитектурная школа: Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI

в.: продольный разрез, план, южный фасад, фрагмент восточного фасада, детали колонок оконных проемов, генеральный план монастыря.
Греческая архитектурная школа: Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI в.: продольный разрез, план, южный фасад,

Слайд 25Греческая архитектурная школа:
Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI

в.
Греческая архитектурная школа: Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI в.

Слайд 26Византийское изобразительное искусство второй половины XI-XII вв.

Византийское изобразительное искусство второй половины XI-XII вв.

Слайд 27В развитии изобразительного искусства второй половины XI и XII вв. можно

выявить два периода.
Первый период – вторая половина XI в. – может быть обозначен как «Средневизантийский Классицизм».
Второй период – XII в. – эпоха гармонии классицистических и романтических тенденций в византийском искусстве.

В XII в. произошла переориентация в доминирующем виде изобразительного искусства. Если до этого главенствующим видом искусства была мозаика, то теперь совершается переход к искусству иконописи как доминирующему виду декорирования интерьера храмов.
В развитии изобразительного искусства второй половины XI и XII вв. можно выявить два периода. Первый период –

Слайд 28Переход к иконописной технике изображения святых обитателей идеального горнего пространства, каковое

представляет собой церковь, обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, иконопись, не будучи связанной с конкретикой местопребывания, с конкретным храмовым пространством, а в нем – не будучи скрепленной связью со стеной здания, обладает качеством передвижности. Икона может быть перенесена из храма в храм, из страны в страну, при этом не теряя священную миссию идеального посредничества между божественным и человеческим началами. Икона сама становится источником организации культового пространства. Икона при этом ориентирует верующего на камерный способ моления, на более интимное (в силу уменьшения размеров иконных изображений, по сравнению с мозаичными панно, рассчитанными на восприятие издалека), индивидуальное, а не соборное (как в случае мозаики) общение с явившимся абсолютным началом в облике святых христианской церкви.
Во-вторых, мозаичная техника, по сравнению с иконописью, обладает качеством скульптурной лепки, что в соединении с расположением изображений на криволинейных поверхностях стен (конхи апсид, паруса, тромпы, верхние части стен, своды) создавало иллюзию объема, необходимого для реализации идеи выхода святого в пространство земной явленности из света сияющей бесконечности. Но в эпоху утверждения и канонизации принципов православия необходимо было закрепить во всех аспектах изобразительного искусства принципы созерцательной религии, полагающей изображение святого максимально тонкой, прозрачной гранью, окном в бесконечность божественной сущности.
Переход к иконописной технике изображения святых обитателей идеального горнего пространства, каковое представляет собой церковь, обусловлен несколькими причинами.

Слайд 29Монументальная живопись.

Монументальная живопись.

Слайд 30Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):

«Рождество Богоматери»
Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.): «Рождество Богоматери»

Слайд 31Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):

«Крещение»
Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.): «Крещение»

Слайд 32Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):

«Распятие»
Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.): «Распятие»

Слайд 33Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):

«Вседержитель (Пантократор)»
Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.): «Вседержитель (Пантократор)»

Слайд 34Мозаики монастыря Неа Мони: «Сошествие во ад».

Мозаики монастыря Неа Мони: «Сошествие во ад».

Слайд 35Мозаики собора в Чефалу (Сицилия): «Пантократор» (апсида, XII в.).

Мозаики собора в Чефалу (Сицилия): «Пантократор» (апсида, XII в.).

Слайд 36Мозаики собора св. Софии в Константинополе: «Ирина и Иоанн Комнины перед

Богоматерью» (южная галерея, 1118 г.)
Мозаики собора св. Софии в Константинополе: «Ирина и Иоанн Комнины перед Богоматерью» (южная галерея, 1118 г.)

Слайд 37Мозаики собора св. Софии в Константинополе:
«Деисус» (вторая четверть XII в.).


Мозаики собора св. Софии в Константинополе: «Деисус» (вторая четверть XII в.).

Слайд 38Иконопись.

Иконопись.

Слайд 39Икона «Лествица» (к. XI в.)
Икона (н.XII в.)
«Владимирская Богоматерь»

Икона «Лествица» (к. XI в.)Икона (н.XII в.)«Владимирская Богоматерь»

Слайд 40Икона «Св. Филипп, св. Феодор, св. Димитрий» (к. XI – н.

XII вв.)
Икона «Св. Филипп, св. Феодор, св. Димитрий» (к. XI – н. XII вв.)

Слайд 41Икона «Богоматерь Киккотисса с пророками» (ХI-XII в.)

Икона «Богоматерь Киккотисса с пророками» (ХI-XII в.)

Слайд 42Икона «Григорий Чудотворец» (вторая половина XII в.)

Икона «Григорий Чудотворец» (вторая половина XII в.)

Слайд 43Икона «Преображение» (конец XII в.).

Икона «Преображение» (конец XII в.).

Слайд 44Икона «Воскрешение Лазаря» (XII в.).

Икона «Воскрешение Лазаря» (XII в.).

Слайд 45Поздневизантийская
архитектура XIII-XV вв.

Поздневизантийская архитектура XIII-XV вв.

Слайд 4613 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами – участниками IV

Крестового похода. Император и его двор вынуждены были бежать в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261г.

15 августа 1261 г. император Михаил VIII Палеолог торжественно вернулся в отвоеванный у латинян Константинополь. Но Византийская империя этого времени значительно уменьшилась в масштабах.

29 мая 1453г. Константинополь пал под натиском турков, и Византия уже никогда не смогла возродиться вновь.


13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами – участниками IV Крестового похода. Император и его двор

Слайд 47Знаки архитектурного языка произведений поздневизантийского времени, созданных константинопольской школой:

Камерность.


Акцент на экстерьер.
Асимметрия.
Взаимодействие культового здания с природным окружающим пространством.
Эклектика.

Знаки архитектурного языка произведений поздневизантийского времени, созданных константинопольской школой: Камерность. Акцент на экстерьер. Асимметрия. Взаимодействие культового здания

Слайд 48Церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами,

конец XIII в.)
Церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами, конец XIII в.)

Слайд 49Церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами,

конец XIII в.)
Церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами, конец XIII в.)

Слайд 50Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Слайд 51Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Слайд 52Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Слайд 53Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Слайд 54Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)

Слайд 55Изобразительное искусство Византии XIII-XV вв.

Изобразительное искусство Византии XIII-XV вв.

Слайд 56Монументальная живопись.

Монументальная живопись.

Слайд 57Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.):
«Феодор Метохит перед Христом»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Феодор Метохит перед Христом»

Слайд 58Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.):
«Феодор Метохит перед Христом»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Феодор Метохит перед Христом»

Слайд 59Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Деисус»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Деисус»

Слайд 60Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Чудо в Кане»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Чудо в Кане»

Слайд 61Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Чудо в Кане»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Чудо в Кане»

Слайд 62Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Рождество»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Рождество»

Слайд 63Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.):
«Путешествие в Вифлеем»
Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Путешествие в Вифлеем»

Слайд 64Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.):
«Сошествие Христа во ад»
Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.):«Сошествие Христа во ад»

Слайд 65Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Страшный суд»
Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Страшный суд»

Слайд 66Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Страшный суд»
Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Страшный суд»

Слайд 67Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Страшный суд»
Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Страшный суд»

Слайд 68Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе
(Кахрие-Джами.

1316-1321 гг.): «Страшный суд»;
«Сошествие Христа во ад».
Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами. 1316-1321 гг.): «Страшный суд»; «Сошествие Христа

Слайд 69Мозаики церкви Марии Паммакаристос (Фетие-Джами): «Пантократор» (XIV в.).

Мозаики церкви Марии Паммакаристос (Фетие-Джами): «Пантократор» (XIV в.).

Слайд 70Фрески церкви монастыря Пантанассы в Мистре: «Воскрешение Лазаря» (1428 г.).

Фрески церкви монастыря Пантанассы в Мистре: «Воскрешение Лазаря» (1428 г.).

Слайд 71Иконопись.

Иконопись.

Слайд 72Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).

Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).

Слайд 73Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).

Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).

Слайд 74Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).

Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).

Слайд 75Темперные иконы: икона«Богоматерь с Младенцем» (XIII век)

Темперные иконы: икона«Богоматерь с Младенцем» (XIII век)

Слайд 76Темперные иконы: икона«Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина

(?)» (XIII век)
Темперные иконы: икона«Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)» (XIII век)

Слайд 77Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и

Ирина (?)». 
Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». 

Слайд 78Распятие. Оборот двусторонней иконы
«Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век.

Распятие. Оборот двусторонней иконы«Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век.

Слайд 79Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками.
Престол Уготованный (Этимасия).
Двусторонняя икона. Вторая

половина XIV века.
Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века.

Слайд 80Икона Богоматери
Кардиотисса (XV век).

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век).

Слайд 81Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент.

Слайд 82Книжная миниатюра.

Книжная миниатюра.

Слайд 83Миниатюры сочинений Иоанна Кантакузина (XIV в.): «Преображение Христово».

Миниатюры сочинений Иоанна Кантакузина (XIV в.): «Преображение Христово».

Слайд 84Двойной портрет Иоанна VI Кантакузина – Иоасафа. Миниатюра из рукописи богословских трактатов Иоанна VI

Кантакузина.
1370–75. 
Двойной портрет Иоанна VI Кантакузина – Иоасафа. Миниатюра из рукописи богословских трактатов Иоанна VI Кантакузина. 1370–75. 

Слайд 85Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 86Используемые источники:
Всеобщая история искусства. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс

лекций / И. А. Пантелеева, М. М. Миркес, М. В. Тарасова и др. – Электрон. дан. (8 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – (Всеобщая история искусства : УМКД № 28-2007 / рук. творч. коллектива В. И. Жуковский, В. И. Жуковский). – 1 электрон. опт. Диск (DVD).
Сокольникова Н.М. С597 История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 304 с.:
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=29&chap=7&ch_l2=4
https://ru.wikipedia.org
holycrossbookstore.com
Исторический форум
Большая российская энциклопедия
www.icon-art.info
https://www.e-reading.club/bookreader.php/1056218/Lyuttvak_-_Strategiya_Vizantiyskoy_imperii.html
http://ogurcova-online.com/content/arkhitiektura-vizantii-v-xv-vv
http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hramy.html
simvol-veri.ru
http://archisto.info/v-evropa-sr-vek-srednevizantiyskaya-arh-3-kalender.html
fairworld.gr
http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=360&mode=mos&sort=time&page=1
http://www.pravoslavie.ru/foto/set519.htm
vlasshole – LiveJournal
m.post.naver.com
varvar.ru
tcpc.blogs.com
Образ. Подробная интернет-энциклопедия православной иконы.
ARTYX.ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви
https://philologist.livejournal.com/3911754.html
http://www.pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxrie-dzhami/
http://reports.travel.ru/reports/2016/04/253580.html
Арт-Портал
cirota.ru
https://antik-mosaik.livejournal.com/72774.html
http://www.pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon-radi-kotoryih-stoit-idti-v-tretyakovku/
http://www.nsad.ru/articles/miniatyura-preobrazhenie-gospodne-otkrovenie-o-favorskom-svete

Используемые источники:  Всеобщая история искусства. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций / И. А. Пантелеева,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть