Слайд 1Искусство Византии
Преподаватель:
Павлова Мария Сергеевна
Слайд 2Исторические периоды развития искусства Византии:
IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;
VIII-IX вв. –
иконоборчество;
IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение;
XI-XII вв. – Комниновский период);
1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха.
Периоды развития искусства Западной Европы:
IV-V вв. – эпоха переселения народов, развитие культуры варварских племен;
VI-IX вв. – раннехристианское время (VI-VIII вв. - эпоха правления династии Меровингов;
VIII-IX вв. – эпоха правления династии Каролингов);
X-XII вв. – эпоха романского стиля;
XII-XV/XVI вв. – эпоха готического стиля.
Слайд 3Период Македонского Возрождения охватывает время со второй половины IX в. до
конца первой половины XI в. Македонская династия правила Византией с 867 по 1057 гг.
Стиль изобразительного искусства этого времени корректно именовать «Македонский Классицизм».
В развитии Македонского Классицизма можно вычленить три периода: середина IX в., рубеж IX-X вв., конец X – начало XI вв.
Слайд 4Произведения искусства Македонского Классицизма
Слайд 6Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Богоматерь с младенцем»
(мозаика в апсиде,
867 г.)
«Архангел Гавриил» (867г.),
Слайд 7Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Император Лев VI перед Христом» (мозаика
над входом в главный неф, конец IX в.)
Слайд 8Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Иоанн Златоуст» (IX в.)
Слайд 9«Юстиниан и Константин перед Богоматерью» (вторая половина Х в.)
Мозаики собора св.
Софии в Константинополее.
Слайд 10Мозаики собора св. Софии в Константинополее.
«Зоя и Константин Мономах перед Христом»
(мозаика
южной галереи св. Софии, 1034-1042 гг.)
Слайд 12Миниатюры Сочинения Григория Назианзина (879-883 гг.)
«Сон Иосифа» и «Бегство в Египет».
Слайд 13Миниатюры Парижской Псалтири (первая половина Х в.)
Давид, играющий на лире.
Слайд 15«Коронация Иисусом Христом Константина VII Порфирородного» (слоновая кость, IX в.)
Слайд 16Средневизантийская архитектура IX-XII веков.
Слайд 17Основным достижением средневизантийской архитектуры стало создание крестово-купольной архитектурной системы, оформление которой
было начато в IX в., а классические образцы даны в конце XI-начале XII вв.
В 1054 г. Произошло официальное разделение христианства на католичество и православие, начавшееся еще в IX в. Поэтому крестово-купольная система являет собой византийско-православную модель.
Слайд 18а – римский крестовый свод;
б – вспарушенныи свод на четырех опорах;
в – вспарушенный свод на восьми опорах;
г – купол на парусах;
д – купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е – крестово-купольная система перекрытия.
Формирование византийских систем перекрытий:
Слайд 19Церковное здание – модель вселенной.
Слайд 20Архитектурные школы средневизантийского периода.
Слайд 21Константинопольская архитектурная школа: 1— Календер (поперечный и продольный разрезы, план сохранившихся
частей; реконструкция плана первоначального здания; 2 — Аттик (южный фасад, продольный разрез; план сохранившихся частей; реконструкция плана первоначальной постройки).
Слайд 22Константинопольская архитектурная школа.
церкви монастыря Пантократора:
а — северный фасад северной церкви;
6 — профили обрамления двери нартекса;
в — продольный разрез северной церкви;
г — продольный разрез южной церкви;
д — план гостиницы и монастырских помещений около северной церкви (реконструкция А. Орландоса).
Слайд 23Восточно-византийская архитектурная школа:
1 — церковь близ Амасры на о. Буюкада
на Черном море около малоазийского побережья, начало VIII в. (план местности и план церкви);
2 — церковь в Херсоне (Херсонесе) в Крыму, 1-я половина X в.;
3 — церковь в Никее в Малой Азии, конец XI — начало XII в.;
4 — церковь в Майафаркине в Месопотамии, IX в.
Слайд 24Греческая архитектурная школа: Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI
в.: продольный разрез, план, южный фасад, фрагмент восточного фасада, детали колонок оконных проемов, генеральный план монастыря.
Слайд 25Греческая архитектурная школа:
Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI
в.
Слайд 26Византийское изобразительное искусство второй половины XI-XII вв.
Слайд 27В развитии изобразительного искусства второй половины XI и XII вв. можно
выявить два периода.
Первый период – вторая половина XI в. – может быть обозначен как «Средневизантийский Классицизм».
Второй период – XII в. – эпоха гармонии классицистических и романтических тенденций в византийском искусстве.
В XII в. произошла переориентация в доминирующем виде изобразительного искусства. Если до этого главенствующим видом искусства была мозаика, то теперь совершается переход к искусству иконописи как доминирующему виду декорирования интерьера храмов.
Слайд 28Переход к иконописной технике изображения святых обитателей идеального горнего пространства, каковое
представляет собой церковь, обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, иконопись, не будучи связанной с конкретикой местопребывания, с конкретным храмовым пространством, а в нем – не будучи скрепленной связью со стеной здания, обладает качеством передвижности. Икона может быть перенесена из храма в храм, из страны в страну, при этом не теряя священную миссию идеального посредничества между божественным и человеческим началами. Икона сама становится источником организации культового пространства. Икона при этом ориентирует верующего на камерный способ моления, на более интимное (в силу уменьшения размеров иконных изображений, по сравнению с мозаичными панно, рассчитанными на восприятие издалека), индивидуальное, а не соборное (как в случае мозаики) общение с явившимся абсолютным началом в облике святых христианской церкви.
Во-вторых, мозаичная техника, по сравнению с иконописью, обладает качеством скульптурной лепки, что в соединении с расположением изображений на криволинейных поверхностях стен (конхи апсид, паруса, тромпы, верхние части стен, своды) создавало иллюзию объема, необходимого для реализации идеи выхода святого в пространство земной явленности из света сияющей бесконечности. Но в эпоху утверждения и канонизации принципов православия необходимо было закрепить во всех аспектах изобразительного искусства принципы созерцательной религии, полагающей изображение святого максимально тонкой, прозрачной гранью, окном в бесконечность божественной сущности.
Слайд 30Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):
«Рождество Богоматери»
Слайд 31Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):
«Крещение»
Слайд 32Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):
«Распятие»
Слайд 33Церковь Успения Богоматери монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.):
«Вседержитель (Пантократор)»
Слайд 34Мозаики монастыря Неа Мони: «Сошествие во ад».
Слайд 35Мозаики собора в Чефалу (Сицилия): «Пантократор» (апсида, XII в.).
Слайд 36Мозаики собора св. Софии в Константинополе: «Ирина и Иоанн Комнины перед
Богоматерью» (южная галерея, 1118 г.)
Слайд 37Мозаики собора св. Софии в Константинополе:
«Деисус» (вторая четверть XII в.).
Слайд 39Икона «Лествица» (к. XI в.)
Икона (н.XII в.)
«Владимирская Богоматерь»
Слайд 40Икона «Св. Филипп, св. Феодор, св. Димитрий» (к. XI – н.
XII вв.)
Слайд 41Икона «Богоматерь Киккотисса с пророками» (ХI-XII в.)
Слайд 42Икона «Григорий Чудотворец» (вторая половина XII в.)
Слайд 43Икона «Преображение» (конец XII в.).
Слайд 44Икона «Воскрешение Лазаря» (XII в.).
Слайд 45Поздневизантийская
архитектура XIII-XV вв.
Слайд 4613 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами – участниками IV
Крестового похода. Император и его двор вынуждены были бежать в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261г.
15 августа 1261 г. император Михаил VIII Палеолог торжественно вернулся в отвоеванный у латинян Константинополь. Но Византийская империя этого времени значительно уменьшилась в масштабах.
29 мая 1453г. Константинополь пал под натиском турков, и Византия уже никогда не смогла возродиться вновь.
Слайд 47Знаки архитектурного языка произведений поздневизантийского времени, созданных константинопольской школой:
Камерность.
Акцент на экстерьер.
Асимметрия.
Взаимодействие культового здания с природным окружающим пространством.
Эклектика.
Слайд 48Церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами,
конец XIII в.)
Слайд 49Церковь Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (мечеть Кахрие-Джами,
конец XIII в.)
Слайд 50Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)
Слайд 51Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)
Слайд 52Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)
Слайд 53Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)
Слайд 54Церковь Мария Паммакаристос в Константинополе (южная церковь комплекса Фетие-Джами, 1312 г.)
Слайд 55Изобразительное искусство Византии XIII-XV вв.
Слайд 57Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.):
«Феодор Метохит перед Христом»
Слайд 58Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.):
«Феодор Метохит перед Христом»
Слайд 59Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Деисус»
Слайд 60Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Чудо в Кане»
Слайд 61Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Чудо в Кане»
Слайд 62Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Рождество»
Слайд 63Мозаики церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.):
«Путешествие в Вифлеем»
Слайд 64Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.):
«Сошествие Христа во ад»
Слайд 65Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Страшный суд»
Слайд 66Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Страшный суд»
Слайд 67Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Страшный суд»
Слайд 68Фрески церкви Христа и Девы Марии монастыря Хора в Константинополе
(Кахрие-Джами.
1316-1321 гг.): «Страшный суд»;
«Сошествие Христа во ад».
Слайд 69Мозаики церкви Марии Паммакаристос (Фетие-Джами): «Пантократор» (XIV в.).
Слайд 70Фрески церкви монастыря Пантанассы в Мистре: «Воскрешение Лазаря» (1428 г.).
Слайд 72Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).
Слайд 73Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).
Слайд 74Мозаичная икона «Распятие» (начало XIII в.).
Слайд 75Темперные иконы: икона«Богоматерь с Младенцем» (XIII век)
Слайд 76Темперные иконы: икона«Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина
(?)» (XIII век)
Слайд 77Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и
Ирина (?)».
Слайд 78Распятие. Оборот двусторонней иконы
«Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век.
Слайд 79Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками.
Престол Уготованный (Этимасия).
Двусторонняя икона. Вторая
половина XIV века.
Слайд 80Икона Богоматери
Кардиотисса (XV век).
Слайд 81Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент.
Слайд 83Миниатюры сочинений Иоанна Кантакузина (XIV в.): «Преображение Христово».
Слайд 84Двойной портрет Иоанна VI Кантакузина – Иоасафа. Миниатюра из рукописи богословских трактатов Иоанна VI
Кантакузина.
1370–75.
Слайд 86Используемые источники:
Всеобщая история искусства. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс
лекций / И. А. Пантелеева, М. М. Миркес, М. В. Тарасова и др. – Электрон. дан. (8 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – (Всеобщая история искусства : УМКД № 28-2007 / рук. творч. коллектива В. И. Жуковский, В. И. Жуковский). – 1 электрон. опт. Диск (DVD).
Сокольникова Н.М. С597 История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 304 с.:
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=29&chap=7&ch_l2=4
https://ru.wikipedia.org
holycrossbookstore.com
Исторический форум
Большая российская энциклопедия
www.icon-art.info
https://www.e-reading.club/bookreader.php/1056218/Lyuttvak_-_Strategiya_Vizantiyskoy_imperii.html
http://ogurcova-online.com/content/arkhitiektura-vizantii-v-xv-vv
http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hramy.html
simvol-veri.ru
http://archisto.info/v-evropa-sr-vek-srednevizantiyskaya-arh-3-kalender.html
fairworld.gr
http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=360&mode=mos&sort=time&page=1
http://www.pravoslavie.ru/foto/set519.htm
vlasshole – LiveJournal
m.post.naver.com
varvar.ru
tcpc.blogs.com
Образ. Подробная интернет-энциклопедия православной иконы.
ARTYX.ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви
https://philologist.livejournal.com/3911754.html
http://www.pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxrie-dzhami/
http://reports.travel.ru/reports/2016/04/253580.html
Арт-Портал
cirota.ru
https://antik-mosaik.livejournal.com/72774.html
http://www.pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon-radi-kotoryih-stoit-idti-v-tretyakovku/
http://www.nsad.ru/articles/miniatyura-preobrazhenie-gospodne-otkrovenie-o-favorskom-svete